logo
2 блок

8.Регулярное градостроительство в России п. П. XVIII в. Регулярные дворцово-парковые ансамбли пригородов Петербурга и Москвы.

Строительство Петербурга.Первоначально застройка велась у Петропавловской крепости со свободной планировкой искривленных улиц с разбросанными слободами. В 18 в. из группы низменных островов надо было создать единый городской организм. Это был первый город нового типа с регулярным планом, без обязательных для того времени оборонительных сооружений, с обширными городскими открытыми пространствами. Проектный план составлен под руководством архитектора Квасова.

Здесь была использована трехлучевая планировкасистем улиц на левом берегу Невы (Невский и Вознесенский проспекты, Гороховая улица), расходящихся от Адмиралтейства.

В течение первого года строительства определились основные центры города: Петропавловская крепость, Адмиралтейство, стрелка Васильевского острова.

Затем появился план Васильевского острова (Трезини). В основе плана этого района прямоугольная сетка улиц-каналов. Кульминационные точки были закреплены адмиралтейским шпилем, зданиями Петропавловского собора и 12 коллегий (Трезини), Летним садом, Александро-Невской Лаврой, Галерной гаванью.

Реки использовали как связующие элементы городов, а в благоприятных условиях — и в качестве композиционных осей.

Обширные территории в центре города оформлялись Росси: Главный штаб, Сенат и Синод, Александринский театр и Михайловский дворец.

В застройке Петербурга сочетаютсяпрямоугольная и лучеобразная система улиц, создаются ансамбли на площадях.

Главные черты: сочетание регулярной планировки с широтой пространственных композиций, тонкое чувство природной среды (особенностей ровного рельефа, зеркала рек), устройство и оформление каналов с учетом общей композиции города.

Пригороды Петербурга (Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум)трудно делить на регулярные или пейзажные.

Общие особенности:

- наличие морских каналов вдоль главных композиционных осей ансамблей от моря к дворцам (в Стрельне 3 параллельных и 2 поперечных канала);

- террасное построение и наличие у каждого из них «верхнего» и «нижнего» садов, разделенных зданиями дворцов.

Архитекторы были приглашены из-за рубежа. И тем не менее, дворцовые ансамбли существенно отличались от французских, итальянских, немецких прототипов. Прежде всего из-за влияния своеобразия природного окружения, близости моря, особенностей строительных материалов и неизменное присутствие русских традиций декора в деталях композиций.

Стрельна(Леблом и Макетти) – барочная, регулярная композиция, однако имеет элементы свободной планировки. Вдохновленный живописными окрестностями Стрельны, Петр задумал создать здесь, как и в Петергофе, загородную резиденцию, которая по великолепию должна была превзойти известнейшие резиденции европейских монархов. Планировалось возвести в Стрельне роскошный дворец, устроить каскады, гроты, разбить огромный сад. Проекты будущей резиденции разрабатывались знаменитыми архитекторами Жан-Батистом Леблоном и Бартоломео Растрелли, но, внимательно ознакомившись с обоими вариантами, Петр I предпочел более смелый проект Леблона. После смерти Петра Стрельна долгое время оставалась без должного внимания августейших особ. На протяжении 18 века царская резиденция использовалась под хозяйственные нужды. Образцовые Стрельнинские сады поставляли на стол монархов овощи, ягоды и фрукты, а в огромных подвалах дворца были устроены винные погреба.

Ораниенбаум (Фонтана и Шедель) – загородная резиденция Меньшикова. В дворцово-парковый комплекс Ораниенбаума входят три ансамбля. Это ансамбль Большого дворца, ансамбль Петерштадт и ансамбль Собственная дача с ее главными постройками – Китайским дворцом и павильоном Катальной горки. В них ярко отражена архитектура барокко начала XVIII века и классицизма 60-70-х годом XVIII века.

Барочные сады Стрельны и Ораниенбаума сохранились плохо.

Петергоф(Браунштейн, Леблон, Микетти) – парадная резиденция. Система фонтанов работает от естественного напора воды.

Основа композицииверхний садперед дворцом, это барочный партер с баскетами и небольшими фонтанами;нижний саднаходится с другой стороны дворца на нижней терассе, выходящей к морю.

Планировочная композицияоснована на пересечении двух трехлучевых систем, насыщенных фонтанами, парковыми павильонами и другими сооружениями.Центральное местозанимает каскад с фонтаном «Самсон» (скульптор Козловский). Лучевые аллеи соединяют его с ансамблями Монплезира и Эрмитажа.

Центр второй трёхлучевойсистемы – маленький дворец Марли и окружающий его ансамбль с Марлинским каскадом, прудами и прогулочной аллеей вдоль моря. Центральная Марлинская аллея акцентировалась фонтанами Адам и Ева, стоящими на диагональных лучах, идущих от Самсона. Малибанская аллея приводила к Монплезиру, третья, Берёзовая аллея приводила к ансамблю Руинного каскада (Шахматной горы).

Пригороды Москвы.

Усадьба Кусково(Аргунов и Миронов) французский регулярный парк украшен скульптурами и включает в себя основной архитектурный ансамбль с павильонами Грот и Оранжерея, Итальянский и Голландский домики и Эрмитаж. Французский парк - это единственный пример садового искусства, который уцелел в Москве с 18 века. Мы видим цветники партера и зал торжеств под открытым небом, точные линии зеленой архитектуры и  каменную оранжерею. В восточной и западной частях парка находятся небольшие пруды. А рядом на берегах находятся два небольших ансамбля — Итальянский и Голландский. Главными сооружениями английского парка Гай был Дом Уединения, служивший жильем графской семье. В Запрудном парке располагался зверинец. Архангельское, в котором партер перекликается с Зеленым ковром Версаля.

Останкино (Миронов). Анненгоф (Растрелли) не сохранился. Студенец (Жилярди) – частично сохранилась система каналов.

Небольшие регулярные сады с цветочными партерами возникали в большинстве русских усадеб. От 17 в. русская барочная усадьба унаследовала традицию включения в структуру ансамбля церкви, обычай иметь вид из окон дворца или господского дома на широкую гладь озера (Кусково и Останкино) или на перспективы речных долин (Архангельское).

Общие принципы построения барочных садов:

- дворец или главный дом усадьбы – доминанта ансамб­ля, отделен от ули­цы парадным двором.

- усадебный сад за домом начинается регулярным французским партером, за которым – английский пейзажный парк, часто выходящий к реке или прудам.

- в планировке на прямоугольную сетку дорог и боскетов накладываются лучевые системы аллей, широко ис­пользуются трельяжи и шпалеры, уви­тые зеленью, стриженые деревья, в саду – скульптуры, балюстрады, вазы.

Русский усадебный парк всегда пространственно связан с пейзажем, его формы близки к при­родным и соразмерны челове­ку.