1.7. Муниципальный экологический контроль как
основной партнер общественности.
В текущем году с учетом нерешенных проблем с финансированием муниципального контроля можно говорить лишь о создании служб муниципального экологического контроля пока в промышленно развитых городах, где есть возможность содержания таких служб и есть серьезные экологические проблемы. По данному вопросу действуют, к примеру, региональный закон 2003 г. в Челябинской области, Положение
о муниципальном экологическом контроле в г. Новокуйбышевске Самарской области
2004 г. и т.д.
Положение о муниципальном экологическом контроле на территории города может быть разработано в целях нормативно-правового регулирования правоотношений
в области осуществления функций органа местного самоуправления по вопросам охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности на территории муниципального образования.
При организации такого контроля достигаются следующие цели и задачи:
- реализация норм федерального законодательства, предусматривающих передачу функций по реализации экологической политики, материальных ресурсов и ответственности на муниципальный уровень;
- регламентация деятельности органа местного самоуправления в осуществлении муниципального экологического контроля;
- создание правового механизма системы управления природоохранной деятельностью на муниципальном уровне;
- создание принципиально новой муниципальной службы, координирующей природоохранную деятельность предприятий и организаций, независимо от их формы собственности и ведомственного подчинения;
- определение форм и методов вовлечения населения в деятельность по оздоровлению окружающей среды и благоустройству мест проживания и общего пользования на территории муниципального образования.
При введении в действие муниципального экологического контроля следует ожидать следующих результатов:
- будет создана эффективно работающая система управления природоохранной деятельностью на муниципальном уровне, что позволит проводить целенаправленную экологическую политику, позволяющую стабильно снижать антропогенное воздействие на окружающую среду и соответственно, снижать показатели смертности и заболеваемости населения, проводить мероприятия по благоустройству и озеленению, улучшению социально-экономических показателей и качества жизни;
- посредством муниципального экологического контроля для предприятий будут созданы стимулы к внедрению новейших экологически эффективных технологий, содействию развитию рынка экологических услуг и экологического предпринимательства, что позволит сократить потребление природных ресурсов, подготовить экономику муниципального образования к вступлению России в ВТО и переходу к европейским стандартам безопасности продукции и процессов ее производства, создаст новые рабочие места;
- приобщение общественности к решению экологических проблем города и планированию природоохранной деятельности послужит стимулом для роста экологической культуры населения, гражданской активности в общественном контроле, для практического участия жителей муниципального образования в выполнении природоохранных мероприятий.
Действующее федеральное и региональное законодательство прямо предусматривает возможность рассмотрения, принятия и введения в действие Положения о муниципальном экологическом контроле. Утверждение Положения решением местного представительного органа производится после внесения и утверждения им дополнений в Устав муниципального образования, предусматривающих отнесение к вопросам местного значения организацию муниципального экологического контроля, создание соответствующего подразделения в структуре администрации города.
Координация контрольной деятельности федеральных и областных органов власти и управления в рамках муниципального экологического контроля на территории города может осуществляться либо в привязке экологических вопросов к социально-экономическому развитию города, либо на основании договора с территориальными органами федерального исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования. С целью исключения дублирования функций экологического контроля с учетом требований ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» целесообразно практиковать плановые комплексные проверки предприятий - природопользователей с комиссионным участием федеральных контролирующих органов и изданием соответствующих распоряжений городской администрации о проведении проверок.
При утверждении должностных инструкций муниципальных экологических инспекторов следует предварительно внести наименование должностей Службы МЭК в реестр муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемый законом субъекта федерации.
С целью разграничения объектов контроля и экспертизы Глава органа местного самоуправления вправе по согласованию с территориальным органом федеральной исполнительной власти в области охраны окружающей среды подготовить и утвердить перечень объектов, расположенных на территории муниципального образования, подлежащих муниципальному экологическому контролю.
В целях обеспечения взаимодействия различных видов (форм) экологического контроля (государственного, муниципального, производственного, общественного) Глава муниципального образования, вправе утвердить Примерное положение о службе производственного экологического контроля предприятия (организации), подконтрольной службе МЭК, и также Положение об общественном экологическом контроле на территории муниципального образования. Кстати, есть пример утверждения положения о производственном экологическом контроле - Правительство Башкирии своим постановлением №63 от 21 04. 2004 г. утвердило такое Положение, разработанное МПР РБ и Союзом экологов РБ (приложение №10).
Проект ФЗ «Об экологическом контроле», разрабатываемый ныне в Комитете по экологии ГД ФС РФ, предусматривает тесное взаимодействие муниципального и общественного экологического контроля и именно на местном уровне это взаимодействие будет оказывать определяющее влияние на экологическую ситуацию. Важно установить равноправные партнерские отношения двух форм контроля уже на стадии создания органов муниципального контроля с начала 2006 года.
- А. К. Веселов
- 1. Экологический контроль: анализ действующего
- 1.1. Общие предпосылки.
- 1.2. По аналогии с Европой.
- 1.3. Федеральный экологический контроль: взгляд в прошлое, оценка
- 1.4. Участие субъектов федерации в охране окружающей среды.
- 1.5. Повышение уровня правовой подготовки – как условие
- 1.6. Эффективность экологического контроля.
- 1.7. Муниципальный экологический контроль как
- 1.8. Взаимодействие общественности с правоохранительными органами
- 1.10. Общественный экологический контроль и коммерческий сектор.
- 2. Право на общественный экологический контроль.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
- 3. Формы и методы общественного экологического контроля.
- 4. Проверки соответствия хозяйственной деятельности
- 4.2. Общественный инспектор на предприятии.
- 5. Контроль экологического состояния территорий.
- 6. Возможности граждан по пресечению экологических
- 7. Практика привлечения к ответственности физических
- 8. Общественная оценка эффективности государственной
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
- 9. Особенности осуществления общественного экологического
- 9.1. Автозаправочные станции.
- 9.2. Нефтегазодобывающие предприятия.
- 10. Оптимистическое заключение.
- 1. Общие положения
- 2. Предмет, цели и направления деятельности.
- 3. Права и имущество Учреждения.
- 4. Органы управления и организация деятельности.
- 5. Международные связи
- 6. Ревизионная комиссия.
- 7. Реорганизация и ликвидация Учреждения.
- 1. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (КоАп рф).
- 2. Земельный кодекс рф.
- Глава XIII. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
- 3. Лесной кодекс рф.
- Глава 16. Ответственность за нарушение лесного законодательства Российской Федерации.
- 4. Уголовный кодекс рф.
- Глава 26. Экологические преступления.
- 5. Водный кодекс рф.
- Глава 14. Ответственность за нарушение водного законодательства Российской Федерации
- 6. Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха».
- Глава VIII Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
- Раздел VI. Ответственность за нарушение настоящего Закона.
- 1. Европейская хартия местного самоуправления (принята Советом Европы 15 10 1985 . В Страсбурге).
- 2. Конституция Российской Федерации.
- 3. Федеральный закон р ф «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
- 4. Федеральный закон рф «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»
- 5. Федеральный закон р ф «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- 6. Федеральный закон рф «Об охране окружающей среды»
- 7. Федеральный Закон «Об экологической экспертизе»
- 9. Федеральный Закон рф «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 2..Государственные гарантии участия общественности в охране окружающей среды.
- Глава 3. Полномочия граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды.
- Глава 4..Общественный экологический контроль.
- Глава 5. Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду.
- Глава 2. Государственные гарантии участия общественности в охране окружающей среды.
- Глава 3. Полномочия граждан и общественных объединений в области охраны окружающей природной среды.
- Глава 4..Общественный экологический контроль.
- Глава 5. Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду
- Глава 6. Участие граждан и общественных организаций в экологической экспертизе.
- Глава 7. Экономическое стимулирование участия населения в охране окружающей природной среды.
- Глава 8. Контроль и ответственность.
- 1. Общие положения.
- 2. Функции Высшего экологического совета.
- 3.Порядок формирования и состав Высшего экологического совета.
- 4. Организация деятельности Высшего экологического совета.
- 5. Права и обязанности членов Высшего экологического совета.
- 6.Порядок реорганизации и ликвидации вэс.
- 1. Общие положения.
- 2. Цели и задачи Совета.
- 4. Ликвидация совета.
- 1. Общие положения.
- 2. Экологическая служба предприятия-природопользователя.
- 3. Производственный экологический контроль.
- 4. Производственный аналитический контроль.
- 5. Взаимодействие экологической службы, предприятия-природопользователя и органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.
- 6. Документирование и учет результатов деятельности
- I. Общие положения.
- II. Основные задачи.
- III. Функции.
- IV. Права Приемной мпр России.
- V. Должностные обязанности и права начальника
- I. Общие положения.
- II. Основные задачи.
- III. Функции.
- IV. Должностные обязанности и права специалиста -