logo
E`kologiya-otvetyi-na-e`kzamenatsionnyie-vopros

Сущность, компоненты, цель Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь.

Впервые проблема перехода к устойчивому развитию была определена в Докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР), основной вывод – достижение устойчивого социально-экономического развития с обязательным и полным учетом экологических факторов, а устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Оно включает два ключевых понятия:

‑ потребности и, в частности, потребности беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета;

‑ ограничения, обусловленные состоянием технологии и организацией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности.

Основная идея устойчивого развития – постоянный рост благосостояния людей в условиях качественной окружающей среды.

Концепцию устойчивого развития можно рассматривать как реакцию мирового сообщества на системный кризис цивилизации, вызванный обострением глобальных проблем человечества и ограниченностью ресурсов Земли для удовлетворения растущих потребностей населения планеты.

Понятие «устойчивое развитие» включает два терминоэлемента: «устойчивость» и «развитие». Идеи прогресса (прогрессивного развития) и устойчивости, несмотря на их некоторую противоречивость, – две фундаментальные идеи концепции устойчивого развития. Третьей фундаментальной идеей устойчивого развития является антропоцентризм. Сбалансированность, комплексность и гармоничность наряду с устойчивостью, развитием и антропоцентризмом, также следует рассматривать в качестве ключевых идей концепции устойчивого развития.

Основной целью государственной политики является обеспечение устойчивого человеческого развития, которое базируется на экономике, сочетающейся с принципами экологической безопасности.

Под устойчивым понимается развитие общества, при котором удовлетворение его потребностей осуществляется с условием экологических ограничений, без отрицательных последствий для будущих поколений. Экологическая политика в интересах устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь требует решения отмеченных в Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) задач:

переход производства к стратегии качественного роста под экологическим контролем;

последовательность экологизации всех звеньев общественного производства;

совершенствование хозяйственного механизма природопользования, предусматривающее отказ от затратного производства, переход к биосферносовместимому природопользованию, расширение системы платности использования ПР и загрязнения окружающей среды;

создание механизма приоритетного финансирования важнейших природоохранных мероприятий;

осуществление экологически обоснованного размещения и развития производительных сил с учетом возможностей природно-ресурсного и ассимиляционного потенциала окружающей среды;

обеспечение условий для формирования рынка экотехники, экотехнологий и экоуслуг;

усиление правовой ответственности и экономических санкций за природоохранные нарушения;

реализация комплекса мер по реабилитации радиационно загрязненных территорий, максимальное снижение вредного воздействия на природную среду и население последствий чернобыльской катастрофы;

повышение уровня экологического образования и воспитания населения;

обеспечение полной гласности, доступности информации о состоянии окружающей среды, оперативного и объективного оповещения населения об экологически опасных ситуациях и др.

Важнейшим средством реализации экологической политики являются преобразования, предполагающие проведение следующих мероприятий:

совершенствование природоохранного законодательства, системы экологических стандартов, норм и требований, регламентирующих природопользование при экологическом реформировании с последующим переходом на международные стандарты;

экономическое стимулирование политики ресурсо- и энергосбережения, внедрение экологической техники и технологии;

обеспечение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения всех проектов и программ хозяйственной деятельности;

формирование рынка труда экологических работ и услуг;

создание гарантий возмещения экономического ущерба от загрязнения окружающей среды;

содействие использованию технической и финансовой помощи международных организаций в практическом решении экономических проблем;

формирование кадрового потенциала, способного реализовать задачи экологической политики.

В целом экономический механизм природопользования призван решать следующие задачи:

экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды, совершенствование экологического налогообложения;

формирование особого рынка прав и разрешений на техногенные загрязнения;

организация бирж отходов;

создание экологических банков, осуществляющих прием вкладов в виде «излишков сокращений выбросов»;

введение рейтинга банковского процента в зависимости от экологической надежности природопользователя;

осуществление страхования экологического риска и т.д.

В условиях переходной экономики в реализации экологической политики приоритетной становится экологизация налоговой системы, предусматривающая следующее:

повышение доли налогов на использование природно-ресурсного потенциала в совокупных налоговых поступлениях;

введение акцизов на товары и услуги, потребление которых связано с экологическим риском;

расширение налоговых льгот для предприятий и организаций, осваивающих производство экологически безопасных изделий;

ограничение субсидирования природоемких и экологически опасных видов хозяйственной деятельности.