Сущность, компоненты, цель Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь.
Впервые проблема перехода к устойчивому развитию была определена в Докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР), основной вывод – достижение устойчивого социально-экономического развития с обязательным и полным учетом экологических факторов, а устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Оно включает два ключевых понятия:
‑ потребности и, в частности, потребности беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета;
‑ ограничения, обусловленные состоянием технологии и организацией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности.
Основная идея устойчивого развития – постоянный рост благосостояния людей в условиях качественной окружающей среды.
Концепцию устойчивого развития можно рассматривать как реакцию мирового сообщества на системный кризис цивилизации, вызванный обострением глобальных проблем человечества и ограниченностью ресурсов Земли для удовлетворения растущих потребностей населения планеты.
Понятие «устойчивое развитие» включает два терминоэлемента: «устойчивость» и «развитие». Идеи прогресса (прогрессивного развития) и устойчивости, несмотря на их некоторую противоречивость, – две фундаментальные идеи концепции устойчивого развития. Третьей фундаментальной идеей устойчивого развития является антропоцентризм. Сбалансированность, комплексность и гармоничность наряду с устойчивостью, развитием и антропоцентризмом, также следует рассматривать в качестве ключевых идей концепции устойчивого развития.
Основной целью государственной политики является обеспечение устойчивого человеческого развития, которое базируется на экономике, сочетающейся с принципами экологической безопасности.
Под устойчивым понимается развитие общества, при котором удовлетворение его потребностей осуществляется с условием экологических ограничений, без отрицательных последствий для будущих поколений. Экологическая политика в интересах устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь требует решения отмеченных в Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) задач:
переход производства к стратегии качественного роста под экологическим контролем;
последовательность экологизации всех звеньев общественного производства;
совершенствование хозяйственного механизма природопользования, предусматривающее отказ от затратного производства, переход к биосферносовместимому природопользованию, расширение системы платности использования ПР и загрязнения окружающей среды;
создание механизма приоритетного финансирования важнейших природоохранных мероприятий;
осуществление экологически обоснованного размещения и развития производительных сил с учетом возможностей природно-ресурсного и ассимиляционного потенциала окружающей среды;
обеспечение условий для формирования рынка экотехники, экотехнологий и экоуслуг;
усиление правовой ответственности и экономических санкций за природоохранные нарушения;
реализация комплекса мер по реабилитации радиационно загрязненных территорий, максимальное снижение вредного воздействия на природную среду и население последствий чернобыльской катастрофы;
повышение уровня экологического образования и воспитания населения;
обеспечение полной гласности, доступности информации о состоянии окружающей среды, оперативного и объективного оповещения населения об экологически опасных ситуациях и др.
Важнейшим средством реализации экологической политики являются преобразования, предполагающие проведение следующих мероприятий:
совершенствование природоохранного законодательства, системы экологических стандартов, норм и требований, регламентирующих природопользование при экологическом реформировании с последующим переходом на международные стандарты;
экономическое стимулирование политики ресурсо- и энергосбережения, внедрение экологической техники и технологии;
обеспечение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения всех проектов и программ хозяйственной деятельности;
формирование рынка труда экологических работ и услуг;
создание гарантий возмещения экономического ущерба от загрязнения окружающей среды;
содействие использованию технической и финансовой помощи международных организаций в практическом решении экономических проблем;
формирование кадрового потенциала, способного реализовать задачи экологической политики.
В целом экономический механизм природопользования призван решать следующие задачи:
экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды, совершенствование экологического налогообложения;
формирование особого рынка прав и разрешений на техногенные загрязнения;
организация бирж отходов;
создание экологических банков, осуществляющих прием вкладов в виде «излишков сокращений выбросов»;
введение рейтинга банковского процента в зависимости от экологической надежности природопользователя;
осуществление страхования экологического риска и т.д.
В условиях переходной экономики в реализации экологической политики приоритетной становится экологизация налоговой системы, предусматривающая следующее:
повышение доли налогов на использование природно-ресурсного потенциала в совокупных налоговых поступлениях;
введение акцизов на товары и услуги, потребление которых связано с экологическим риском;
расширение налоговых льгот для предприятий и организаций, осваивающих производство экологически безопасных изделий;
ограничение субсидирования природоемких и экологически опасных видов хозяйственной деятельности.
- Тема 1-2. Предмет, методология и задачи курса «Экология и экономика природопользования». Основы общей экологии.
- 1. Экология как область научных знаний
- 2. Сущность, функции, задачи экономики природопользования
- 3. «Экология и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина
- 4. Понятие и виды экологических факторов. Учение о биосфере.
- 5. Понятие, структура, классификация экологических и эколого-экономических систем. Законы и принципы экологии.
- Тема 3. Особенности взаимодействия общества и природной среды
- 1. Диалектика взаимоотношений человека и природы в процессе развития производительных сил. Возникновение и сущность экологических проблем.
- 2. Критерии классификации антропогенных воздействий.
- 3. Сущность, задачи, виды природопользования.
- 4. Принципы рационального природопользования.
- Тема 4. Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития
- 1. Понятие, виды, классификация природных ресурсов.
- 2. Природные условия и ресурсы как фактор развития производства.
- 3. Природно-ресурсный потенциал региона.
- 4. Понятие и принципы экоразвития.
- Тема 5. Проблемы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Беларусь
- 1. Характеристика состояния, основные направления охраны и обеспечения качества воздушного бассейна Беларуси.
- 2. Водные и земельные ресурсы Республики Беларусь: задачи охраны и рационального природопользования.
- 3. Лесные ресурсы республики: состояния и основные направления повышения эффективности использования и охраны.
- 4. Проблемы образования, накопления, утилизации, использования отходов производства и потребления в Беларуси.
- 5. Задачи охраны и рационального использования ресурсов недр Беларуси.
- Тема 6-7. Механизм государственного управления природопользованием и природоохранной деятельностью. Экономическая оценка природных ресурсов и ущерба от загрязнения
- 1. Особенности управления природопользованием на этапе перехода к рынку.
- 2. Понятие, методы, функции механизма управления.
- 3. Оценка природных ресурсов в практике хозяйствования.
- 4. Понятие и виды ущерба от загрязнения окружающей среды.
- Тема 8. Экономические методы управления природопользованием и охраной окружающей среды
- 1. Сущность, значение, виды экономических методов.
- 2. Прогнозирование и планирование природопользования и охраны окружающей среды.
- 3. Сущность, значение, методы экономического стимулирования природопользования и охраны окружающей среды.
- 4. Зарубежный опыт экономического стимулирования природопользования и охраны окружающей среды, возможности его использования в Республике Беларусь.
- 5. Сущность, необходимость, структура платности природопользования.
- 6. Недостатки платного природопользования в Республике Беларусь.
- 7. Понятие, виды, источники финансирования природоохранной деятельности.
- В настоящее время в Беларуси финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды производится за счет:
- 8. Экологическое страхование хозяйственной деятельности.
- Тема 9. Административные методы управления природопользованием и охраной окружающей среды
- Сущность и значение административных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды
- 2. Органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды и их функции.
- 3. Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности.
- 4. Сущность, необходимость, значение экологического нормирования.
- Глава 5 “нормирование, метрологическое обеспечение, стандартизация в области охраны окружающей среды. Экологическая сертификация”
- 5. Сущность, необходимость, механизм государственной экологической экспертизы. Экологического лицензирование.
- Глава 8 “оценка воздействия на окружающую среду.Экологическая экспертиза”
- 6. Сущность, значение, уровни экологического мониторинга.
- 7. Государственные кадастры природопользования.
- 8. Экологическая паспортизация.
- Тема 10. Экономическая эффективность природоохранных мероприятий
- Сущность и виды экономической эффективности природоохранных мероприятий.
- Методы расчета экономической эффективности природоохранных мероприятий.
- Тема 11. Экологизация хозяйственной деятельности
- Экологический менеджмент
- Международная система стандартов серии исо 1400 «Система управления качеством окружающей среды».
- Сущность, необходимость, значение экологической сертификации. Экологическая маркировка.
- Понятие, необходимость, виды экологического аудита.
- Тема 12. Экологический аспект национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь
- Сущность, компоненты, цель Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь.
- Экологический фактор устойчивого развития Беларуси.
- Итоги реализации Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь.
- Тема 13. Региональные и мировые экологические проблемы
- Экологические проблемы Беларуси.
- Экологические проблемы стран снг.
- Мировые экологические проблемы.
- Тема 14. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности
- Становление системы международного сотрудничества в природоохранной деятельности.
- Задачи и формы международного сотрудничества в природоохранной деятельности.
- Деятельность международных организаций по решению проблем природопользования и природоохранной деятельности.
- • Проведение экологических процедур, связанных с экологической оценкой, планированием, управлением, аудированием и мониторингом операций и проектов банка.
- Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве.