logo
E`kologiya-otvetyi-na-e`kzamenatsionnyie-vopros

3. Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности.

Основой государственного регулирования природопользова­ния является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды. Правовое регулирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов осуществляется в нашем государстве на ба­зе совокупности нормативно-правовых актов, к которым отно­сятся законы Республики Беларусь, указы, декреты и директи­вы Президента, постановления и распоряжения правительства, нормативные акты министерств и ведомств, а также междуна­родно-правовые акты, регулирующие внутренние экологичес­кие отношения на основе примата международного права.

Экологическое законодательство определяет права и обязан­ности организаций, учреждений, общественных объединений и граждан по обеспечению условий безопасного проживания на территории республики, а также гарантии прав граждан со сто­роны государства на здоровую и благоприятную для жизни ок­ружающую среду; устанавливает компетенцию специально уполномоченных государственных и иных органов в области ох­раны окружающей среды, а также лимиты на пользование при­родными ресурсами и платежи за природопользование; опреде­ляет экологические требования к хозяйственной и иной деяте­льности, особенности контроля и надзора в области охраны ок­ружающей среды, меры и условия наказания за нарушение при­родоохранного законодательства.

Основу законо­дательства в области охраны окружающей среды и природопо­льзования составляют:

♦ Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55) от 15.03.1994 г., с дополнениями и изменениями от 24 ноября 1996 г.;

♦ Концепция государственной политики Республики Бела­русь в области охраны окружающей среды, утвержденная Вер­ховным Советом 06.09.1995 г.;

♦ Законы Республики Беларусь:

"О налоге за пользование природными ресурсами (экологи­ческий налог)" (1991);

"Об охране окружающей среды" (1992);

"О государственной экологической экспертизе" (1993, в ред. 2000);

"Об отходах производства и потребления" (1993, в ред. 2000);

"Об особо охраняемых природных территориях и объектах" (1994, в ред. 2000);

"Об охране и использовании животного мира" (1996);

"Об охране атмосферного воздуха" (1997);

"О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (2000) и др.;

Кодекс Республики Беларусь о недрах (1997);

Водный кодекс Республики Беларусь (1998);

Кодекс Республики Беларусь о земле (1999);

Лесной кодекс Республики Беларусь (2000).

Важным шагом в обеспечении правовой защиты природы явился Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды", вступивший в силу в январе 1993 г. Этот закон призван обеспечить правовые основы природоохранной деятельности, защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здо­ровья среду обитания, определить экологические основы охра­ны окружающей среды в интересах настоящего и будущих по­колений. В законе определена роль высшего законодательного органа государства, правительства и местных Советов в выра­ботке и реализации экологической политики, установлена юридическая основа для процесса экологической экспертизы, экологического мониторинга, выделения природных охраняе­мых территорий и зон экологического бедствия; предусмотре­но создание целевых фондов для финансирования мероприя­тий по защите окружающей среды, введение компенсации за ущерб, нанесенный гражданам в результате загрязнения окру­жающей среды, что дает право судам рассматривать иски граж­дан или юридических лиц в связи с ущербом такого рода.

Законы, регламентирующие введение платности при­родопользования: "О платежах за землю" (1991), "О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)" (1991), "Об отходах производства и потребления" (2000). Позволяет создать материаль­ную заинтересованность субъектов хозяйствования в ресурсос­бережении и охране окружающей среды.

Закон "О праве собственности на землю" (1993) регулирует формы собственности и хозяй­ствования на земле, рационального ее использования и охраны. Законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бела­русь "О праве собственности на землю " (1997) расширен круг субъектов частной собственности на землю. Теперь земля в Бе­ларуси может быть в частной собственности не только граждан республики (для ведения личного подсобного хозяйства, строи­тельства и обслуживания жилого дома, садоводства и дачного строительства), но и в собственности юридических лиц, в том числе зарубежных, если на этой земле располагаются приватизированные данными лицами производственные объекты или объекты по оказанию услуг.

Нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования или отдельными гражданами влечет за собой административную, дисциплинарную, материальную и даже уголовную ответственность с обязательным возмещением нане­сенного природной среде ущерба.

В области природопользования наиболее распространенны­ми являются меры административной ответственности — штрафы, предупреждения, запреты (временное закрытие предприятий или запрет на пользование природными ресурсами). В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об администра­тивных правонарушениях к таковым относятся посягательство на государственную собственность, нарушение прав государ­ственной собственности на землю, недра, воды, леса, животный мир, а также мелкое хищение государственного или обществен­ного имущества.

Дисциплинарная ответственность предусматривается за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицами своих должностных обязанностей, приведшее к нарушению природо­охранного законодательства без нанесения значительного ущер­ба состоянию природной среды или здоровью граждан. К мерам такой ответственности относятся выговоры, лишение премий, понижение в должности и т.п. Наложение дисциплинарного взыскания не освобождает нарушителя от возмещения матери­ального ущерба, если таковой образовался в результате содеян­ного нарушения.

Материальная, или имущественная, ответственность на­рушителей природоохранного законодательства состоит в воз­мещении ущерба, причиненного их неправомерными действия­ми. Предприятия возмещают нанесенный ущерб по специаль­ным таксам или в соответствии с общими нормами гражданско­го законодательства на основании решения суда по иску потер­певшей стороны.

К уголовной ответственности привлекаются субъекты, ви­новные в нанесении значительного ущерба природной среде, по­влекшего гибель людей или особо крупные материальные поте­ри. Конкретные составы экологических преступлений установ­лены в Уголовном кодексе Республики Беларусь (ст. 263—284), в частности, умышленное уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов; нарушение требований эко­логической безопасности при проектировании, размещении, строительстве или в процессе эксплуатации промышленных или иных объектов, повлекшее смерть, либо заболевания лю­дей, либо причинение ущерба в особо крупном размере; порча земли; нарушение правил охраны недр; загрязнение либо засо­рение вод; загрязнение, уничтожение либо повреждение леса и др.