Деятельность международных организаций по решению проблем природопользования и природоохранной деятельности.
Активно участвуют в сохранении глобальных общественных благ, решении экологических проблем ООН и ее структуры. Впервые ООН поставила проблему охраны окружающей среды в глобальном аспекте на своей конференции в Стокгольме (1972). Решающее значение для осознания экологической опасности для будущего человечества, формирования новой идеологии мирового развития имела Конференция ООН в Рио-де-Жанейро (1992). Ряд позитивных решений был принят в Йоханнесбурге (ЮАР) на Конференции ООН по устойчивому развитию (2002). Сложившиеся на планете модели экономического развития являются природоразрушающими, и они только усугубляют кризисные экологические явления в перспективе. Многие страны преследуют задачу развития как самоцель, игнорируя вопрос о долговременной экологической и социальной устойчивости намеченного ими курса. Мир все еще не способен адекватно отвечать на призыв к интеграции природоохранной стратегии в свою экономическую политику. Правительства подавляющего большинства стран считают охрану окружающей среды прерогативой экологических министерств и ведомств, в то время как эта проблема касается прежде всего практической деятельности экономических и финансовых правительственных структур. В связи с этим в решениях конференций ООН подчеркивалась необходимость перехода мировой экономики на модель устойчивого развития.
Важной проблемой для стабилизации экологической ситуации на планете, охраны глобальных общественных благ является отсутствие должной международной координации в этой области. Нужна кооперация государств для управления глобальным достоянием, координация международных действий с экологической политикой внутри стран. Существующие международные структуры не имеют достаточных полномочий и ресурсов для решения глобальных проблем. Представляется целесообразным создание международного органа, ответственного за координацию действий в области охраны окружающей среды планеты. В определенной степени прообразом такого органа может выступать Комиссия ООН по устойчивому развитию, созданная после Конференции ООН в Рио-де-Жанейро для контроля исполнения положений концептуального документа «Повестки дня на XXI век» на национальном уровне и координации действий между различными программами ООН по охране окружающей среды и развитию. Однако сейчас данная Комиссия не может эффективно выполнять свою роль из-за нехватки полномочий, сил и средств.
В соответствии с решениями Стокгольмской конференции (1972) в ООН был создан самостоятельный орган, на который было возложено международное сотрудничество в данной области в мировом масштабе. Этот орган получил название Программа ООН по окружающей среде - ЮНЕП (United Nations Environment Programme). Действует он на постоянной основе со штаб-квартирой в Найроби (Кения).
В связи с тем что охрана окружающей среды является многослойной, комплексной проблемой, в дополнение к деятельности ЮНЕП, отдельными ее аспектами занимаются следующие специализированные организации под эгидой ООН, имеющие статус автономных:
ЮНЕСКО (United Nations Education, Scientific and Cultural Organization) выполняет работу по программе «Человек и биосфера», проводит исследования социально-экономических факторов развития и взаимосвязи между человеком и средой;
Современное направление деятельности ЮНЕСКО – сохранение и использование природного и культурного наследия – нашло отражение в Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия.
Под эгидой ООН вопросами природопользования и охраны природы занимаются следующие специализированные организации , имеющие статус автономных.
ФАО (Food and Agricultural Organization of the United Nations) имеет своей целью улучшение производства и переработки сельскохозяйственной продукции, лесоводства и рыболовства, содействует инвестициям в агросферу, рациональному использованию почвы и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению новых и возобновимых источников энергии;
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения - World Heath Organization) имеет, помимо прочего, задачу содействовать экологической безопасности, включая безопасное водообеспечение питание и удаление отходов;
ЮНИДО (United Nations Industrial Development Organization) содействует промышленному развитию и установлению нового международного экономического порядка;
МАГАТЕ (International Atomic Energy Agency) разрабатывает нормы безопасности и защиты от радиации, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов и утилизацию отходов.
МСР – всемирная федерация некоммерческих национальных и региональных промышленных ассоциаций, которые содействуют и способствуют рациональному использованию окружающей среды и устойчивому развитию. Ее членами являются национальные ассоциации рационального природопользования, а также более 5000 компаний из всех регионов мира, среди которых более трех четвертей – мелкие и средние компании. Ее главная цель – поощрять создание ассоциаций рационального природопользования. Ее задача – показать, что стимулирующая экологическая политика является условием успеха на рынке, содействовать использованию чистых методов производства и технологии и помогать деловым кругам, а также мелким и средним предприятиям.
ВПСУР (Всемирный предпринимательский совет по устойчивому развитию). Цель – повести деловые круги по пути ускоренного перехода к устойчивым формам развития и способствовать достижению экологической эффективности за счет использования жестких стандартов рационального природо- и ресурсопользования в предпринимательской деятельности. Его программа работы охватывает такие аспекты, как выработка политики, стратегия предпринимательской деятельности и рациональное природопользование, разработка и реализация проектов.
ИНФОТЕРРА (информация о Земле). Эта международная организация своей целью ставит содействие расширению обмена знаниями и опытом по вопросам окружающей среды как между странами, так и внутри каждой страны.
Сеть ИНФОТЕРРА составляют национальные выделенные центры (НВЦ), организации–источники информации, специализированные секторные источники, региональные центры обслуживания и ЦПД.
Все более важную роль в решении глобальных экологических проблем играет такая международная организация, как Глобальный экологический фонд (The Global Environment Facility). Созданный в начале 90-х гг. этот фонд предназначен помогать в основном развивающимся странам при решении таких экологических проблем, которые имеют планетарный характер. В деятельности ГЭФ участвуют три международные структуры: Программа ООН по развитию (the United Nations Development Programme), Программа ООН по окружающей среде (the United Nations Environmental Programme) и Всемирный банк (World Bank). В качестве первоочередных направлений для финансирования выделены четыре; глобальное потепление климата, загрязнение международных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озонового слоя.
Все указанные выше организации являются самостоятельными, созданными на основе межправительственных соглашений и обладающими широкими международными полномочиями. Кроме них вопросами охраны окружающей среды по отдельным аспектам так или иначе занимаются и другие организации, функционирующие как в составе, так и под эгидой ООН.
Региональные экологические проблемы находят отражение в деятельности комиссий, изучающих социально-экономическое положение в различных частях мира, вырабатывающих рекомендации для правительств и принимающих участие в реализации проектов. Такие комиссии существуют для Азиатского и Тихоокеанского регионов (ЭСКАТО).для Латинской Америки (ЭКЛАК), для Европы (ЕЭК - Economic Commission for Europe), в рамках которых существуют Комитеты по экологической политике.
Все вышеуказанные органы и организации ООН тесно взаимодействуют с многочисленными межправительственными и неправительственными образованиями. К последним можно отнести Всемирный союз охраны природы, Международную организацию по сохранению водно-болотных угодий, Международную федерацию по защите животных и др.
Важным аспектом международного сотрудничества является возможность оказания в его рамках финансовой помощи со стороны ряда международных организаций национальным правительствам для реализации эколого-экономических программ. Эта помощь представляется, как правило, в виде грантов, займов или кредитов. Среди специализированных учреждений, оказывающих подобную помощь, можно выделить Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, World Bank), Международный валютный фонд (International Monetary Fund), Международный фонд сельскохозяйственного развития (International Fund for Agricultural Development), Фонд ЮНЕП и др. Поддержка экологических проектов осуществляется также по линии Европейского союза.
Международные финансовые институты – Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк (ВБ) определили охрану окружающей среды в качестве одной из главных задач своей деятельности. ЕБРР стал первым международным финансовым институтом, закрепившим в своем уставе в качестве приоритетных следующие направления деятельности:
• оказание помощи странам в операциях по формированию эффективных правовых и нормативных документов, а также создание организационных условий и подготовку кадров для обеспечения мониторинга и соблюдения стандартов;
• содействие применению рыночных методов в управлении национальными экологическими программами;
• поощрение развития в странах операций рынка экологических товаров и услуг, а также инвестиций в проекты по сохранению и улучшению окружающей среды;
• организация или поддержка специальных исследований и программ по экологическому образованию населения, предпринимателей, банкиров и т. д.;
- Тема 1-2. Предмет, методология и задачи курса «Экология и экономика природопользования». Основы общей экологии.
- 1. Экология как область научных знаний
- 2. Сущность, функции, задачи экономики природопользования
- 3. «Экология и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина
- 4. Понятие и виды экологических факторов. Учение о биосфере.
- 5. Понятие, структура, классификация экологических и эколого-экономических систем. Законы и принципы экологии.
- Тема 3. Особенности взаимодействия общества и природной среды
- 1. Диалектика взаимоотношений человека и природы в процессе развития производительных сил. Возникновение и сущность экологических проблем.
- 2. Критерии классификации антропогенных воздействий.
- 3. Сущность, задачи, виды природопользования.
- 4. Принципы рационального природопользования.
- Тема 4. Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития
- 1. Понятие, виды, классификация природных ресурсов.
- 2. Природные условия и ресурсы как фактор развития производства.
- 3. Природно-ресурсный потенциал региона.
- 4. Понятие и принципы экоразвития.
- Тема 5. Проблемы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Беларусь
- 1. Характеристика состояния, основные направления охраны и обеспечения качества воздушного бассейна Беларуси.
- 2. Водные и земельные ресурсы Республики Беларусь: задачи охраны и рационального природопользования.
- 3. Лесные ресурсы республики: состояния и основные направления повышения эффективности использования и охраны.
- 4. Проблемы образования, накопления, утилизации, использования отходов производства и потребления в Беларуси.
- 5. Задачи охраны и рационального использования ресурсов недр Беларуси.
- Тема 6-7. Механизм государственного управления природопользованием и природоохранной деятельностью. Экономическая оценка природных ресурсов и ущерба от загрязнения
- 1. Особенности управления природопользованием на этапе перехода к рынку.
- 2. Понятие, методы, функции механизма управления.
- 3. Оценка природных ресурсов в практике хозяйствования.
- 4. Понятие и виды ущерба от загрязнения окружающей среды.
- Тема 8. Экономические методы управления природопользованием и охраной окружающей среды
- 1. Сущность, значение, виды экономических методов.
- 2. Прогнозирование и планирование природопользования и охраны окружающей среды.
- 3. Сущность, значение, методы экономического стимулирования природопользования и охраны окружающей среды.
- 4. Зарубежный опыт экономического стимулирования природопользования и охраны окружающей среды, возможности его использования в Республике Беларусь.
- 5. Сущность, необходимость, структура платности природопользования.
- 6. Недостатки платного природопользования в Республике Беларусь.
- 7. Понятие, виды, источники финансирования природоохранной деятельности.
- В настоящее время в Беларуси финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды производится за счет:
- 8. Экологическое страхование хозяйственной деятельности.
- Тема 9. Административные методы управления природопользованием и охраной окружающей среды
- Сущность и значение административных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды
- 2. Органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды и их функции.
- 3. Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности.
- 4. Сущность, необходимость, значение экологического нормирования.
- Глава 5 “нормирование, метрологическое обеспечение, стандартизация в области охраны окружающей среды. Экологическая сертификация”
- 5. Сущность, необходимость, механизм государственной экологической экспертизы. Экологического лицензирование.
- Глава 8 “оценка воздействия на окружающую среду.Экологическая экспертиза”
- 6. Сущность, значение, уровни экологического мониторинга.
- 7. Государственные кадастры природопользования.
- 8. Экологическая паспортизация.
- Тема 10. Экономическая эффективность природоохранных мероприятий
- Сущность и виды экономической эффективности природоохранных мероприятий.
- Методы расчета экономической эффективности природоохранных мероприятий.
- Тема 11. Экологизация хозяйственной деятельности
- Экологический менеджмент
- Международная система стандартов серии исо 1400 «Система управления качеством окружающей среды».
- Сущность, необходимость, значение экологической сертификации. Экологическая маркировка.
- Понятие, необходимость, виды экологического аудита.
- Тема 12. Экологический аспект национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь
- Сущность, компоненты, цель Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь.
- Экологический фактор устойчивого развития Беларуси.
- Итоги реализации Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь.
- Тема 13. Региональные и мировые экологические проблемы
- Экологические проблемы Беларуси.
- Экологические проблемы стран снг.
- Мировые экологические проблемы.
- Тема 14. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности
- Становление системы международного сотрудничества в природоохранной деятельности.
- Задачи и формы международного сотрудничества в природоохранной деятельности.
- Деятельность международных организаций по решению проблем природопользования и природоохранной деятельности.
- • Проведение экологических процедур, связанных с экологической оценкой, планированием, управлением, аудированием и мониторингом операций и проектов банка.
- Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве.