Сущность и значение административных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды
Административные методы управления природопользованием предполагают также формирование системы и осуществление руководства организационно-хозяйственными мероприятиями по реализации проводимой государством экологической политики.
Административные методы управления природопользованием основаны на разрешительно запретительном принципе.
К таким мероприятиям могут быть отнесены:
♦ экологический мониторинг;
♦ учет и контроль за природоохранной деятельностью природопользователей;
♦ экологическая экспертиза и аудит;
♦ организация научно-исследовательских и проведение природовосстановительных и природосберегающих работ;
♦ международное экологическое сотрудничество и т.п.
Задача административных органов - оказывать влияние на принятие решений субъектами хозяйствования, побуждая их как к выполнению намеченных экологических программ, так и к самостоятельному поиску наиболее эффективных средств борьбы с загрязнением среды обитания человека.
Общесистемные функции административного управления обычно включают такие виды деятельности:
— планирование, в том числе формирование целей, задач, определение необходимых ресурсов для их выполнения (материальных, финансовых, кадровых), формирование приоритетов, прогнозирование результатов;
— проведение организационных мероприятий с выполнением детальной классификации предстоящих работ;
— подбор и расстановку кадров, повышение их квалификации с учетом новых задач и выдвигаемых требований;
— технологическое и санитарно-гигиеническое нормирование хозяйственной деятельности, нормирование качества выпускаемой продукции и окружающей среды;
— выполнение контрольных и учетных функций, лицензирование различных видов природопользования, осуществление мониторинга окружающей среды, разработку экологических правил, нормативно-правовых актов и т.п.
Основными инструментами административного регулирования являются стандарты, нормы, нормативы, законы, постановления, руководства, применяемые государственными природоохранными органами, а также ряд разрешений или запретов на природопользование, ограничения, лимиты, система надзора за деятельностью субъектов хозяйствования и т.п.
Административное регулирование предполагает применение правовых рычагов, мер административного воздействия на виновников загрязнения (запреты, ограничения, лицензии и пр.).
Прямые запреты на производство продукции или использование первичных ресурсов применяются, когда их прекращение становится жизненно необходимым.
Если же масштабы воздействия (потребление или производство какого-либо вещества, лов рыбы, вырубка леса и т.п.) лишь ограничиваются, то вводятся лимиты или квоты. Иногда введение лимитов предшествует полному запрету.
Сертификаты на использование земли, воды, на выбросы и т.п. выдаются природопользователям, как правило, когда для них определены лимиты воздействия. Сертификат дает право на временное или постоянное использование определенного участка земли, леса, на забор определенного объема воды, на выбросы некоторого количества вредных веществ и т.п.
Разрешения и лицензии необходимы для природопользователей, желающих активизироваться в сфере, подлежащей лицензированию, или легально осуществлять выбросы. Лицензии и разрешения выдаются на определенный срок и возобновляются через установленное время.
- Тема 1-2. Предмет, методология и задачи курса «Экология и экономика природопользования». Основы общей экологии.
- 1. Экология как область научных знаний
- 2. Сущность, функции, задачи экономики природопользования
- 3. «Экология и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина
- 4. Понятие и виды экологических факторов. Учение о биосфере.
- 5. Понятие, структура, классификация экологических и эколого-экономических систем. Законы и принципы экологии.
- Тема 3. Особенности взаимодействия общества и природной среды
- 1. Диалектика взаимоотношений человека и природы в процессе развития производительных сил. Возникновение и сущность экологических проблем.
- 2. Критерии классификации антропогенных воздействий.
- 3. Сущность, задачи, виды природопользования.
- 4. Принципы рационального природопользования.
- Тема 4. Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития
- 1. Понятие, виды, классификация природных ресурсов.
- 2. Природные условия и ресурсы как фактор развития производства.
- 3. Природно-ресурсный потенциал региона.
- 4. Понятие и принципы экоразвития.
- Тема 5. Проблемы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Беларусь
- 1. Характеристика состояния, основные направления охраны и обеспечения качества воздушного бассейна Беларуси.
- 2. Водные и земельные ресурсы Республики Беларусь: задачи охраны и рационального природопользования.
- 3. Лесные ресурсы республики: состояния и основные направления повышения эффективности использования и охраны.
- 4. Проблемы образования, накопления, утилизации, использования отходов производства и потребления в Беларуси.
- 5. Задачи охраны и рационального использования ресурсов недр Беларуси.
- Тема 6-7. Механизм государственного управления природопользованием и природоохранной деятельностью. Экономическая оценка природных ресурсов и ущерба от загрязнения
- 1. Особенности управления природопользованием на этапе перехода к рынку.
- 2. Понятие, методы, функции механизма управления.
- 3. Оценка природных ресурсов в практике хозяйствования.
- 4. Понятие и виды ущерба от загрязнения окружающей среды.
- Тема 8. Экономические методы управления природопользованием и охраной окружающей среды
- 1. Сущность, значение, виды экономических методов.
- 2. Прогнозирование и планирование природопользования и охраны окружающей среды.
- 3. Сущность, значение, методы экономического стимулирования природопользования и охраны окружающей среды.
- 4. Зарубежный опыт экономического стимулирования природопользования и охраны окружающей среды, возможности его использования в Республике Беларусь.
- 5. Сущность, необходимость, структура платности природопользования.
- 6. Недостатки платного природопользования в Республике Беларусь.
- 7. Понятие, виды, источники финансирования природоохранной деятельности.
- В настоящее время в Беларуси финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды производится за счет:
- 8. Экологическое страхование хозяйственной деятельности.
- Тема 9. Административные методы управления природопользованием и охраной окружающей среды
- Сущность и значение административных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды
- 2. Органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды и их функции.
- 3. Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности.
- 4. Сущность, необходимость, значение экологического нормирования.
- Глава 5 “нормирование, метрологическое обеспечение, стандартизация в области охраны окружающей среды. Экологическая сертификация”
- 5. Сущность, необходимость, механизм государственной экологической экспертизы. Экологического лицензирование.
- Глава 8 “оценка воздействия на окружающую среду.Экологическая экспертиза”
- 6. Сущность, значение, уровни экологического мониторинга.
- 7. Государственные кадастры природопользования.
- 8. Экологическая паспортизация.
- Тема 10. Экономическая эффективность природоохранных мероприятий
- Сущность и виды экономической эффективности природоохранных мероприятий.
- Методы расчета экономической эффективности природоохранных мероприятий.
- Тема 11. Экологизация хозяйственной деятельности
- Экологический менеджмент
- Международная система стандартов серии исо 1400 «Система управления качеством окружающей среды».
- Сущность, необходимость, значение экологической сертификации. Экологическая маркировка.
- Понятие, необходимость, виды экологического аудита.
- Тема 12. Экологический аспект национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь
- Сущность, компоненты, цель Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь.
- Экологический фактор устойчивого развития Беларуси.
- Итоги реализации Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь.
- Тема 13. Региональные и мировые экологические проблемы
- Экологические проблемы Беларуси.
- Экологические проблемы стран снг.
- Мировые экологические проблемы.
- Тема 14. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности
- Становление системы международного сотрудничества в природоохранной деятельности.
- Задачи и формы международного сотрудничества в природоохранной деятельности.
- Деятельность международных организаций по решению проблем природопользования и природоохранной деятельности.
- • Проведение экологических процедур, связанных с экологической оценкой, планированием, управлением, аудированием и мониторингом операций и проектов банка.
- Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве.