logo
E`kologiya-otvetyi-na-e`kzamenatsionnyie-vopros

Сущность и значение административных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды

Административные методы управления природопользованием предполагают также формирование системы и осуществление руководства организационно-хозяйственными мероприятиями по реализации проводимой государством экологической политики.

Административные методы управления природопользованием основаны на разрешительно запретительном принципе.

К таким мероприятиям могут быть отнесены:

♦ экологический мониторинг;

♦ учет и контроль за природоохранной деятельностью природопользователей;

♦ экологическая экспертиза и аудит;

♦ организация научно-исследовательских и проведение природовосстановительных и природосберегающих работ;

♦ международное экологическое сотрудничество и т.п.

Задача административных органов - оказывать влияние на принятие решений субъектами хозяйствования, побуждая их как к выполнению намеченных экологических программ, так и к самостоятельному поиску наиболее эффективных средств борьбы с загрязнением среды обитания человека.

Общесистемные функции административного управления обычно включают такие виды деятельности:

— планирование, в том числе формирование целей, задач, определение необходимых ресурсов для их выполнения (мате­риальных, финансовых, кадровых), формирование приорите­тов, прогнозирование результатов;

— проведение организационных мероприятий с выполнени­ем детальной классификации предстоящих работ;

— подбор и расстановку кадров, повышение их квалифика­ции с учетом новых задач и выдвигаемых требований;

— технологическое и санитарно-гигиеническое нормирова­ние хозяйственной деятельности, нормирование качества вы­пускаемой продукции и окружающей среды;

— выполнение контрольных и учетных функций, лицензи­рование различных видов природопользования, осуществление мониторинга окружающей среды, разработку экологических правил, нормативно-правовых актов и т.п.

Основными инструментами административного регулирова­ния являются стандарты, нормы, нормативы, законы, постанов­ления, руководства, применяемые государственными природо­охранными органами, а также ряд разрешений или запретов на природопользование, ограничения, лимиты, система надзора за деятельностью субъектов хозяйствования и т.п.

Админис­тративное регулирование предполагает применение правовых рычагов, мер административного воздействия на ви­новников загрязнения (запреты, ограничения, лицензии и пр.).

Прямые запреты на производство продукции или использование первичных ресурсов применяются, когда их пре­кращение становится жизненно необходимым.

Если же масштабы воздействия (пот­ребление или производство какого-либо вещества, лов рыбы, вырубка леса и т.п.) лишь ограничиваются, то вводятся лимиты или квоты. Иногда введение лимитов предшествует полному запрету.

Сертификаты на использование земли, воды, на выб­росы и т.п. выдаются природопользователям, как правило, ког­да для них определены лимиты воздействия. Сертификат дает право на временное или постоянное использование определенного участка земли, леса, на забор определенного объема воды, на выбросы некоторого количества вредных веществ и т.п.

Разрешения и лицензии необходимы для природопользователей, желающих активизироваться в сфере, подле­жащей лицензированию, или легально осуществлять выбросы. Лицензии и разрешения выдаются на определенный срок и во­зобновляются через установленное время.