2. Органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды и их функции.
Важнейшим звеном механизма управления являются его организационные структуры — система органов власти и управления природопользованием. К управлению природопользованием причастны все ветви власти: представительная (законодательная), исполнительная и судебная. Каждая из них выполняет свои функции и имеет подразделения, специально уполномоченные для регулирования экологической сферы. Организационное управление природопользованием осуществляется посредством территориального и отраслевого принципов.
Территориальный принцип управления.
Глава государства, Президент Республики Беларусь, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряжения, директивы (в том числе касающиеся и природоохранных проблем), которые имеют силу на всей территории страны. Президент сам или через создаваемые им властные структуры контролирует соблюдение природоохранного законодательства местными органами управления и самоуправления, а также подведомственными органами.
Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь, являясь представительным и законодательным органом государства, определяет основные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, при необходимости объявляет территории зонами экологического бедствия. В Палате представителей Национального собрания действует Постоянная комиссия по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию, от которой зависит окончательная форма принимаемых экологических законов.
Правительство, Совет Министров Республики Беларусь, является центральным органом госуправления и осуществляет исполнительную власть в республике, в том числе реализует государственную экологическую политику, разрабатывая и претворяя в жизнь экологические программы и крупные природоохранные мероприятия, координируя деятельность министерств и иных республиканских органов управления в части охраны окружающей среды и природопользования, определяя направления международного экологического сотрудничества.
На местах территориальный принцип управления природопользованием реализуется областными, городскими, районными, поселковыми, сельскими Советами депутатов, а также их исполкомами, которые несут ответственность за состояние окружающей среды на подведомственных территориях, выполнение государственных экологических программ и прочих природоохранных мероприятий, а также разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их материально-техническое и финансовое обеспечение.
Отраслевой принцип управления природопользованием проявляется в осуществлении государственного контроля за состоянием природных ресурсов и принятии мер по их охране и рациональному использованию со стороны отраслевых министерств и ведомств. Основным государственным органом управления природопользованием в Республике Беларусь является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (Минприроды Республики Беларусь). На него возложены следующие функции:
♦ разработка и проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
♦ комплексное управление природоохранной деятельностью в республике, координация деятельности других министерств и ведомств в этой области;
♦ государственный контроль за использованием и охраной природных ресурсов;
♦ разработка предложений по совершенствованию ХМП, экологических нормативов и правил;
♦ проведение государственной экологической экспертизы;
♦ обеспечение населения экологической информацией, участие в создании системы экологического образования и воспитания, взаимодействие с общественными природоохранными организациями;
♦ осуществление международного сотрудничества в пределах своей компетенции и др.
Подведомственными Минприроды Республики Беларусь органами управления природопользованием на местах являются 6 областных, Минский городской комитеты и 123 гор(рай)инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые выполняют в местном масштабе те же функции, что и головное министерство. Кроме того, они применяют и меры административного воздействия к субъектам, наносящим ущерб окружающей среде: налагают штрафы, направляют представления в судебные органы и пр.
В систему Минприроды входят также департамент рыбоохраны, отвечающий за использование и воспроизводство рыб и водных беспозвоночных; департамент гидрометеорологии, который проводит мониторинг состояния поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, радиоактивного загрязнения природной среды; производственное объединение "Белгеология" в компетенции которого, помимо геологоразведочных функций, находится мониторинг состояния подземных вод и проведение исследований, связанных с воздействием на них аварии на ЧАЭС. В ведении Минприроды состоят и научные организации: Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов (ЦНИИКИВР), Белорусский научно-исследовательский геологоразведочный институт (Бел-НИГРИ), Республиканский научно-технический центр дистанционной диагностики природной среды "Экомир", Белорусский научно-исследовательский центр "Экология".
Значительную роль в организации контроля за состоянием окружающей среды и использованием природных ресурсов выполняют общественные организации и объединения: Белорусское общество охраны природы, Белорусское общество охотников и рыболовов, Белорусское молодежное движение "Белая Русь", Белорусский социально-экологический союз, Белорусская экологическая партия "зеленых".
Сложившаяся система управления экологической сферой в республике недостаточно гибкая и обеспечивает в первую очередь, к сожалению, отраслевые, а не природоохранные интересы, поскольку одни и те же министерства совмещают производственные функции с контролем за качеством и потреблением природных ресурсов. Разработка мероприятий по охране окружающей среды и рационализации ресурсопотребления, финансирование этих мероприятий осуществляются теми же министерствами и ведомствами.
На уровне субъектов хозяйствования управление природопользованием осуществляет их администрация. Функции управления охраной окружающей среды на предприятиях состоят в планировании природоохранных мероприятий, эксплуатации основных природоохранных фондов и контроле за выбросами (сбросами) загрязнений. Реализация их должна способствовать совершенствованию технологии производства, ремонтно-эксплуатационных и наладочных работ, безаварийной работе оборудования, своевременному выполнению планово-предупредительного и текущего ремонтов.
- Тема 1-2. Предмет, методология и задачи курса «Экология и экономика природопользования». Основы общей экологии.
- 1. Экология как область научных знаний
- 2. Сущность, функции, задачи экономики природопользования
- 3. «Экология и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина
- 4. Понятие и виды экологических факторов. Учение о биосфере.
- 5. Понятие, структура, классификация экологических и эколого-экономических систем. Законы и принципы экологии.
- Тема 3. Особенности взаимодействия общества и природной среды
- 1. Диалектика взаимоотношений человека и природы в процессе развития производительных сил. Возникновение и сущность экологических проблем.
- 2. Критерии классификации антропогенных воздействий.
- 3. Сущность, задачи, виды природопользования.
- 4. Принципы рационального природопользования.
- Тема 4. Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития
- 1. Понятие, виды, классификация природных ресурсов.
- 2. Природные условия и ресурсы как фактор развития производства.
- 3. Природно-ресурсный потенциал региона.
- 4. Понятие и принципы экоразвития.
- Тема 5. Проблемы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Беларусь
- 1. Характеристика состояния, основные направления охраны и обеспечения качества воздушного бассейна Беларуси.
- 2. Водные и земельные ресурсы Республики Беларусь: задачи охраны и рационального природопользования.
- 3. Лесные ресурсы республики: состояния и основные направления повышения эффективности использования и охраны.
- 4. Проблемы образования, накопления, утилизации, использования отходов производства и потребления в Беларуси.
- 5. Задачи охраны и рационального использования ресурсов недр Беларуси.
- Тема 6-7. Механизм государственного управления природопользованием и природоохранной деятельностью. Экономическая оценка природных ресурсов и ущерба от загрязнения
- 1. Особенности управления природопользованием на этапе перехода к рынку.
- 2. Понятие, методы, функции механизма управления.
- 3. Оценка природных ресурсов в практике хозяйствования.
- 4. Понятие и виды ущерба от загрязнения окружающей среды.
- Тема 8. Экономические методы управления природопользованием и охраной окружающей среды
- 1. Сущность, значение, виды экономических методов.
- 2. Прогнозирование и планирование природопользования и охраны окружающей среды.
- 3. Сущность, значение, методы экономического стимулирования природопользования и охраны окружающей среды.
- 4. Зарубежный опыт экономического стимулирования природопользования и охраны окружающей среды, возможности его использования в Республике Беларусь.
- 5. Сущность, необходимость, структура платности природопользования.
- 6. Недостатки платного природопользования в Республике Беларусь.
- 7. Понятие, виды, источники финансирования природоохранной деятельности.
- В настоящее время в Беларуси финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды производится за счет:
- 8. Экологическое страхование хозяйственной деятельности.
- Тема 9. Административные методы управления природопользованием и охраной окружающей среды
- Сущность и значение административных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды
- 2. Органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды и их функции.
- 3. Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности.
- 4. Сущность, необходимость, значение экологического нормирования.
- Глава 5 “нормирование, метрологическое обеспечение, стандартизация в области охраны окружающей среды. Экологическая сертификация”
- 5. Сущность, необходимость, механизм государственной экологической экспертизы. Экологического лицензирование.
- Глава 8 “оценка воздействия на окружающую среду.Экологическая экспертиза”
- 6. Сущность, значение, уровни экологического мониторинга.
- 7. Государственные кадастры природопользования.
- 8. Экологическая паспортизация.
- Тема 10. Экономическая эффективность природоохранных мероприятий
- Сущность и виды экономической эффективности природоохранных мероприятий.
- Методы расчета экономической эффективности природоохранных мероприятий.
- Тема 11. Экологизация хозяйственной деятельности
- Экологический менеджмент
- Международная система стандартов серии исо 1400 «Система управления качеством окружающей среды».
- Сущность, необходимость, значение экологической сертификации. Экологическая маркировка.
- Понятие, необходимость, виды экологического аудита.
- Тема 12. Экологический аспект национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь
- Сущность, компоненты, цель Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь.
- Экологический фактор устойчивого развития Беларуси.
- Итоги реализации Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь.
- Тема 13. Региональные и мировые экологические проблемы
- Экологические проблемы Беларуси.
- Экологические проблемы стран снг.
- Мировые экологические проблемы.
- Тема 14. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности
- Становление системы международного сотрудничества в природоохранной деятельности.
- Задачи и формы международного сотрудничества в природоохранной деятельности.
- Деятельность международных организаций по решению проблем природопользования и природоохранной деятельности.
- • Проведение экологических процедур, связанных с экологической оценкой, планированием, управлением, аудированием и мониторингом операций и проектов банка.
- Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве.