logo
E`kologiya-otvetyi-na-e`kzamenatsionnyie-vopros

2. Органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды и их функции.

Важнейшим звеном механизма управления являются его организационные структуры — система органов власти и управления природопользованием. К управлению природопользованием причастны все ветви власти: представительная (законодательная), исполнительная и судебная. Каждая из них выполня­ет свои функции и имеет подразделения, специально уполномо­ченные для регулирования экологической сферы. Организаци­онное управление природопользованием осуществляется посред­ством территориального и отраслевого принципов.

Территориальный принцип управления.

Глава государства, Президент Республики Беларусь, в соот­ветствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряжения, директивы (в том числе касающиеся и природоохранных проблем), которые имеют силу на всей терри­тории страны. Президент сам или через создаваемые им влас­тные структуры контролирует соблюдение природоохранного законодательства местными органами управления и самоуправ­ления, а также подведомственными органами.

Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь, являясь представительным и законодательным органом госу­дарства, определяет основные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, при необходимости объявляет территории зонами экологического бедствия. В Палате представителей Национального собрания действует Постоянная комиссия по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию, от которой зави­сит окончательная форма принимаемых экологических зако­нов.

Правительство, Совет Министров Республики Беларусь, яв­ляется центральным органом госуправления и осуществляет ис­полнительную власть в республике, в том числе реализует госу­дарственную экологическую политику, разрабатывая и претво­ряя в жизнь экологические программы и крупные природоох­ранные мероприятия, координируя деятельность министерств и иных республиканских органов управления в части охраны ок­ружающей среды и природопользования, определяя направле­ния международного экологического сотрудничества.

На местах территориальный принцип управления природо­пользованием реализуется областными, городскими, районны­ми, поселковыми, сельскими Советами депутатов, а также их исполкомами, которые несут ответственность за состояние окру­жающей среды на подведомственных территориях, выполнение государственных экологических программ и прочих природоох­ранных мероприятий, а также разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их матери­ально-техническое и финансовое обеспечение.

Отраслевой принцип управления природопользованием проявляется в осуществлении государственного контроля за сос­тоянием природных ресурсов и принятии мер по их охране и ра­циональному использованию со стороны отраслевых министерств и ведомств. Ос­новным государственным органом управления природопользова­нием в Республике Беларусь является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (Минприроды Респуб­лики Беларусь). На него возложены следующие функции:

♦ разработка и проведение единой государственной полити­ки в области охраны окружающей среды и рационального ис­пользования природных ресурсов;

♦ комплексное управление природоохранной деятельностью в республике, координация деятельности других министерств и ведомств в этой области;

♦ государственный контроль за использованием и охраной природных ресурсов;

♦ разработка предложений по совершенствованию ХМП, экологических нормативов и правил;

♦ проведение государственной экологической экспертизы;

♦ обеспечение населения экологической информацией, учас­тие в создании системы экологического образования и воспита­ния, взаимодействие с общественными природоохранными ор­ганизациями;

♦ осуществление международного сотрудничества в преде­лах своей компетенции и др.

Подведомственными Минприроды Республики Беларусь орга­нами управления природопользованием на местах являются 6 об­ластных, Минский городской комитеты и 123 гор(рай)инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые выполняют в местном масштабе те же функции, что и головное министерство. Кроме того, они применяют и меры администра­тивного воздействия к субъектам, наносящим ущерб окружаю­щей среде: налагают штрафы, направляют представления в су­дебные органы и пр.

В систему Минприроды входят также департамент рыбоох­раны, отвечающий за использование и воспроизводство рыб и водных беспозвоночных; департамент гидрометеорологии, кото­рый проводит мониторинг состояния поверхностных вод, атмос­ферного воздуха, почв, радиоактивного загрязнения природной среды; производственное объединение "Белгеология" в компе­тенции которого, помимо геологоразведочных функций, нахо­дится мониторинг состояния подземных вод и проведение иссле­дований, связанных с воздействием на них аварии на ЧАЭС. В ведении Минприроды состоят и научные организации: Цен­тральный научно-исследовательский институт комплексного ис­пользования водных ресурсов (ЦНИИКИВР), Белорусский на­учно-исследовательский геологоразведочный институт (Бел-НИГРИ), Республиканский научно-технический центр дистан­ционной диагностики природной среды "Экомир", Белорусский научно-исследовательский центр "Экология".

Значительную роль в организации контроля за состоянием окружающей среды и использованием природных ресурсов вы­полняют общественные организации и объединения: Белорус­ское общество охраны природы, Белорусское общество охотни­ков и рыболовов, Белорусское молодежное движение "Белая Русь", Белорусский социально-экологический союз, Белорус­ская экологическая партия "зеленых".

Сложившаяся система управления экологической сферой в рес­публике недостаточно гибкая и обеспечивает в пер­вую очередь, к сожалению, отраслевые, а не природоохранные интересы, поскольку одни и те же министерства совмещают производственные функции с контролем за качеством и потреб­лением природных ресурсов. Разработка мероприятий по охра­не окружающей среды и рационализации ресурсопотребления, финансирование этих мероприятий осуществляются теми же министерствами и ведомствами.

На уровне субъектов хозяйствования управление природо­пользованием осуществляет их администрация. Функции уп­равления охраной окружающей среды на предприятиях состоят в планировании природоохранных мероприятий, эксплуатации основных природоохранных фондов и контроле за выбросами (сбросами) загрязнений. Реализация их должна способствовать совершенствованию технологии производства, ремонтно-эксплуатационных и наладочных работ, безаварийной работе обо­рудования, своевременному выполнению планово-предупреди­тельного и текущего ремонтов.