8) Учение о гидросфере.
Учение о гидросфере-комплексная научная дисциплина, где изучаются общие сведения о водной оболочке Земли, физико-химические свойства воды, мировой влагооборот, структурные особенности Мирового океана (океанология), воды суши – подземные воды, реки, озёра, болота, ледники, искусственные водоёмы (гидрология суши). При изучении океанологии и гидрологии суши используются как старые методы исследования – картографический, сравнительно-географический, исторический, так и новые-физического и математического моделирования, аэрокосмические, геохимический, геофизический. Теоретической основой гидрологии служат общие законы физики и химии, записанные применительно к гидросфере. Основной задачей теоретической гидрологии является физико-математическое описание состояния гидросферы в данный физический момент времени, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития происходящих в ней явлений и процессов. Практическими задачами гидрологии являются: разработка и прогноз гидрологических условий (в том числе и опасных) и обеспечение потребителей разнообразной гидрологической информацией с целью наиболее полного и эффективного ее использования и сокращения до минимума ущерба от опасных гидрологических явлений. Современные работы по гидрологии носят не только фундаментальный, но в значительной мере и прикладной характер, обеспечивая широкое использование различных ресурсов океанов и морей.
Без знаний в области гидрологии невозможно рациональное использование водных ресурсов в народном хозяйстве, решение многих проблем экологии и охраны природы. состояние гидросферы в значительной степени обусловлено характером современного природопользования и разнообразием видов хозяйственной деятельности.
9) Водный режим рек и характеристика речного стока. Вода, проносимая реками, поступает в них в результате выпадения атмосферных осадков на земную поверхность в процессе круговорота воды на земном шаре. Однако в зависимости от конкретных условий поступления атмосферной влаги непосредственно в реки воды, принимающие участие в питании рек, обычно делят на снеговые, дождевые, подземные и ледниковые (включая вечные снега). В отдельных случаях бывает весьма трудно выделить достаточно четко роль различных источников питания в формировании суммарного стока реки; в этом случае применяют термин «смешанное питание». На территории России основная масса рек (около 60%) получает водное питание за счет таяния сезонных снегов. В южных степных районах Европейской территории РФ, в Северном Казахстане и некоторых других регионах, где грунтовые воды залегают глубоко и не дренируются реками, а летние дожди не дают поверхностного стока, реки целиком питаются водами, образующимися весной от таяния снега.
Фазы водного режима. В режиме стока рек можно выделить ряд характерных периодов (фаз) в зависимости от изменения условий питания. Применительно к режиму рек России различают следующие фазы водного режима: 1) половодье; 2) паводки; 3) межень.
Половодье в зависимости от условий его формирования может быть весенним и летним или весенне-летним. Половодье характеризуется наибольшей в году (среди других фаз режима) водностью, высоким и длительным подъемом уровня, обычно сопровождаемым выходом воды из русла на пойму. Вызывается главным источником питания (на равнинных реках — снеготаянием, на высокогорных — таянием снегов и ледников, в муссонных и тропических зонах — выпадением летних дождей и т. д.), и для рек одной климатической зоны ежегодно повторяется в один и тот же сезон с различной интенсивностью и продолжительностью.
Паводки представляют собой быстрые и сравнительно кратковременные подъемы уровня воды в реке; в отличие от половодья, возникают нерегулярно; поднятие уровня и расход воды при паводке может в отдельных случаях превышать уровень и наибольший расход половодья. Возникают паводки в результате выпадения дождей, ливней и снеготаяния во время зимних оттепелей - pppa.ru. К категории паводков обычно относят ежегодное повышение водности в осенний период в результате дождей и уменьшения испарения. Эти осенние паводки хотя и повторяются ежегодно, но часто не образуют общей волны и не являются столь значительными и регулярными, как половодье.
Межень — фаза водного режима реки, характеризующаяся продолжительным (сезонным) стоянием низких (меженных) уровней и расходов воды в реке вследствие сильного уменьшения или прекращения поверхностного стока; в этот период река питается преимущественно подземными водами.
Речной сток. Количество воды, протекающее в речном русле за какой-либо период времени, называется речным стоком. Он измеряется в кубических километрах воды у ее устья. Годовой сток каждой реки изменяется в зависимости от водности года.
Расход воды — это объем воды, протекающей через данное живое сечение в секунду. Расход выражается следующей формулой:
Q = W Vcp. где W— живое сечение, м2; Vcp — средняя скорость течения, м/с.
Живое сечение — площадь поперечного сечения речного потока, ограниченная уровнем воды и смоченным периметром русла. Расход воды характеризует водность реки у данного пункта.
Сток реки распределяется неравномерно: различают весенний, летний, осенний и зимний стоки. Весна для большинства рек — период половодья. Большинство рек РФ весной выносит более 50 % объема годового стока.
- 1) Природопользование как понятие и прикладная научная дисциплина.
- 2) Биосфера как экологическая среда жизни и хоз.Д-ти человека.
- 3) Атмосфера, ее состав и строение..
- 4) Изменение и колебание климата. Климат будущего.
- 11) Биогеография, ее роль в решении проблем природопользования.
- 5) Учение об атмосфере. Ее роль в решении вопросов природопользования.
- 7) Мониторинг метеорологических явлений для целей природопользования.
- 8) Учение о гидросфере.
- 10) Мониторинг гидрологических объектов.
- 12) Географические закономерности распространения организмов и сообществ на суше, в океанах и морях.
- 13)Биогеографические аспекты природопользования и охраны природы.
- 14) Ландшафтоведение и его роль в решении проблем природопользования.
- 16) Природные и природно-антропогенные ландшафты. Значение прикладного ландшафтоведения для формирования систем прир-я.
- 17) География населения и геоурбанистика в аспекте проблем природопользования.
- 18) Глобальные закономерности и региональные особенности урбанизации.
- 19)Экологические проблемы урбанизации.
- 21) Математическая основа карт.
- 23) Геоинформационные средства анализа и прогноза, их применение в пр.
- 24) Основные понятия общей экологии, их значение для природопользования.
- 25) Структура и основные типы экосистем, их динамика и значение для решения проблем природопользования.
- 28)Техногенные системы и экологический риск.
- 27) Изменение природных систем под воздействием человека.
- 30)Оценка экол риска, методы его расчета. Технические аварии и катастрофы, меры по ликвидации их последствий.
- 32)Исторические этапы становления систем пр.
- 30) Экологический мониторинг в природопользовании.
- 31) Экологическое проектирование и экспертиза объектов в природопользовании.
- 35) Методы и принципы оценки воздействия на окружающую среду.
- 32) Государственная экологическая экспертиза, ее роль в решении проблем природопользования.
- 33) Экологический менеджмент в пр.
- 34) Формирование и развитие рынка экологических работ, товаров и услуг.
- 35) Экологический аудит, теоретические основы его формирования и развития в природ-и.
- 35)Экологический аудит как инструмент обеспечения устойчивого развития.
- 37) Природные, трудовые и материально-технические ресурсы как база развития региона.
- 42) Виды, формы и показатели воздействия человека на природу.
- 44)Классификация природных ресурсов; методы оценки природно-ресурсного потенциала.
- 45) Кадастры, экологическая паспортизация, регистрация, декларация как основа информационного обеспечения, планирования, контроля и надзора в природопользовании.
- 46) Природно-ресурсный потенциал; принципы и методы его рационального использования и воспроизводство.
- 47) Сохранение биологического разнообразия как одна из важнейших проблем природопользования.
- 48) Глобальные и региональные проблемы пр.
- 49) Глоб экол кризис и его составляющие.
- 50) Пути решения глобального экологического кризиса.
- 51) Экологическая ситуация в России. Ареалы острой экологической ситуации.
- 52) Экологическая ситуация в Челябинской области. Эколого-экономические районы Чел.Обл и особенности природопользования на их территории.
- 56)Экономический ущерб от загрязнения природной среды. Система экономических нормативов и платежей.
- 57) Правовые основы природопользования и оос.
- 58) Экологическое законодательство; Право пр и правовой механизм оос.
- 59)Система (структура) органов управления природопользованием в Российской Федерации.
- 60) Исторические предпосылки, основные положения и общенаучные основы устойчивого развития человечества.
- 61) Глобализация и регионализация. Пространственный базис устойчивого развития.