56)Экономический ущерб от загрязнения природной среды. Система экономических нормативов и платежей.
Под загрязнением окружающей природной среды понимается поступление в эту среду любых твердых, жидкий, газообразных веществ, микроорганизмов и энергии, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека, флору, фауну и экологические системы в целом. Денежная оценка всех этих натуральных ущербов называется экономическим ущербом от загрязнения окружающей природной среды. Вредные воздействия наблюдаются в нескольких видах: 1) ухудшение качества жизни: рост заболеваний, смертности, ухудшение условий рекреаций; 2) сокращение сроков службы имущества (основных фондов); 3) растет концентрация вредных примесей в воздухе (воде, используемой в процессе производства), т.е. ухудшается качество природно-ресурсного потенциала.
4)сокращение урожайности с/х культур, замедление прироста биомассы в лесном хозяйстве;
Экологическое нормирование – это деятельность специально уполномоченных государственных органов по разработке, утверждению экологических нормативов и обеспечению их соблюдения хозяйствующими субъектами.
Экологические нормативы – это научно обоснованные и обязательные для выполнения меры предельно допустимого отрицательного воздействия человека на окружающую природную среду. Под отрицательным воздействием понимается деятельность человека, вносящая физические, химические, биологические изменения в природную среду, которые угрожают состоянию здоровья и жизни человека, состоянию растительного и животного мира.
С помощью экологических нормативов осуществляется конкретизация установленных законодательством требований экологической безопасности. Превышение экологических нормативов является экологическим правонарушением и влечет за собой прекращение, приостановление или ограничение экологически вредной деятельности (ст. ст. 25, 45, 50-54 Закона РФ “Об охране окружающей природной среды”), а также применение мер юридической ответственности.
Экологические нормативы устанавливаются на основании трех показателей:
а) медицинский, т. е. пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетическому фонду;
б) технологический, т.е. во внимание способность имеющихся технологий обеспечить выполнение установленных нормативов;
в) научно-технический, т. е. способность научно-технических средств контролировать предельно допустимое воздействие по всем его параметрам.
В соответствии с действующим законодательством систему экологических нормативов составляют:
1) нормативы качества окружающей природной среды;
2) нормативы предельно допустимого вредного воздействия на окружающей природной среду;
3) нормативы (лимиты) использования природных ресурсов;
4) экологические стандарты;
5) нормативы санитарных и защитных зон.
Нормативы качества окружающей природной среды являются едиными для всей территории России. С учетом природно-климатических особенностей, повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников. заказников, курортов и т.п.) допускается установление более строгих нормативов. К этим нормативам относятся:
а) нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических и биологических веществ – количество вредного вещества в окружающей природной среде, практически не влияющее на состояние здоровья человека, а также на состояние диких животных, растений, микроорганизмов, природные сообщества в целом, их показатели устанавливаются для атмосферного воздуха, водных объектов хозяйственно-питьевого и бытового назначения, почв;
б) нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий - шума, вибрации, электромагнитного излучения и теплового воздействия;
Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на окружающую природную среду регламентируют деятельность источников такого воздействия - промышленных и с/х предприятий, отдельных технологических процессов, оборудования, транспортных средств. Данная группа нормативов включает:
а) нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) – количество вредных веществ, которые разрешается выбрасывать за единицу времени в атмосферный воздух;
б) нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) – количество загрязняющих вещества в сточных водах, поступающих за единицу времени в водные объекты;
Нормативы ПДВ И ПДС устанавливаются для каждого источника вредного воздействия исходя из условий недопустимости превышения нормативов ПДК в данном регионе. В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники вредного воздействия, предельно допустимых нормативов выбросов и сбросов им могут устанавливаться временно согласованные нормативы. При этом соответствующие юридические лица обязаны разработать и представить для утверждения в государственные органы планы поэтапного уменьшения загрязнения;
в) нормативы образования отходов – установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
г) лимиты размещения отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов (полигонах, шлакохранилищах, отвалах горных пород и т.п.).
Нормативы образования отходов и лимиты размещения отходов устанавливаются для всех предприятий, в процессе эксплуатации которых образуются отходы. Проекты нормативов ПДВ, ПДС, образования и размещения отходов разрабатываются самими хозяйствующими субъектами, которые представляют их для утверждения в комитеты природных ресурсов, а при возможности трансграничного загрязнения - в МПР РФ.
д) предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в с/х– удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов.
е) нормативы ПДУ радиационного облучения населения в результате использования источников ионизирующего облучения – установлены ФЗ “О радиационной безопасности населения” (ст. 9)
Нормативы санитарных и защитных зон представляют собой размер территории, в пределах которой установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности. Действующим законодательством предусмотрено создание различных по своему назначению и режиму зон.
Плата за загрязнение — форма возмещения экономического ущерба от выбросов (в атмосферу) и сбросов (в водоем) загрязняющих веществ (3В), возмещающая затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирующая снижение или поддержание выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов. В основу платы положены базовые ставки, корректируемые коэффициентами, учитывающими экологические факторы и инфляцию.
При расчетах платежей за загрязнение вся масса выбросов (сбросов) 3В разбивается на 3 категории:
• предельно допустимые выбросы (сбросы) (ПДВ, ПДС);
• временно согласованные выбросы (сбросы) (ВСВ, ВСС) или лимиты, устанавливаемые на период достижения ПДВ (ПДС);
• превышение нормативных (при отсутствии утвержденных ВСВ (ВСС) или лимитов) или временно согласованных (лимитных) выбросов (сбросов) считается сверхлимитным выбросом (сбросом).
Источники платежей:
• платежи в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов 3В, размещение отходов осуществляются за счет себестоимости продукции (работ и услуг), в которую также включаются текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией природоохранных фондов, очистных сооружений, золоуловителей и т. д.;
• платежи за превышение допустимых нормативов выбросов, сбросов 3В, размещение отходов (лимиты или временно согласованные нормативы выбросов, сбросов, размещение отходов, а также превышение лимитов или временно согласованных нормативов выбросов, сбросов, размещение отходов) осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении
природопользователей.
Платежи поступают в экологические фонды тех территорий, где расположены предприятия-загрязнители.
- 1) Природопользование как понятие и прикладная научная дисциплина.
- 2) Биосфера как экологическая среда жизни и хоз.Д-ти человека.
- 3) Атмосфера, ее состав и строение..
- 4) Изменение и колебание климата. Климат будущего.
- 11) Биогеография, ее роль в решении проблем природопользования.
- 5) Учение об атмосфере. Ее роль в решении вопросов природопользования.
- 7) Мониторинг метеорологических явлений для целей природопользования.
- 8) Учение о гидросфере.
- 10) Мониторинг гидрологических объектов.
- 12) Географические закономерности распространения организмов и сообществ на суше, в океанах и морях.
- 13)Биогеографические аспекты природопользования и охраны природы.
- 14) Ландшафтоведение и его роль в решении проблем природопользования.
- 16) Природные и природно-антропогенные ландшафты. Значение прикладного ландшафтоведения для формирования систем прир-я.
- 17) География населения и геоурбанистика в аспекте проблем природопользования.
- 18) Глобальные закономерности и региональные особенности урбанизации.
- 19)Экологические проблемы урбанизации.
- 21) Математическая основа карт.
- 23) Геоинформационные средства анализа и прогноза, их применение в пр.
- 24) Основные понятия общей экологии, их значение для природопользования.
- 25) Структура и основные типы экосистем, их динамика и значение для решения проблем природопользования.
- 28)Техногенные системы и экологический риск.
- 27) Изменение природных систем под воздействием человека.
- 30)Оценка экол риска, методы его расчета. Технические аварии и катастрофы, меры по ликвидации их последствий.
- 32)Исторические этапы становления систем пр.
- 30) Экологический мониторинг в природопользовании.
- 31) Экологическое проектирование и экспертиза объектов в природопользовании.
- 35) Методы и принципы оценки воздействия на окружающую среду.
- 32) Государственная экологическая экспертиза, ее роль в решении проблем природопользования.
- 33) Экологический менеджмент в пр.
- 34) Формирование и развитие рынка экологических работ, товаров и услуг.
- 35) Экологический аудит, теоретические основы его формирования и развития в природ-и.
- 35)Экологический аудит как инструмент обеспечения устойчивого развития.
- 37) Природные, трудовые и материально-технические ресурсы как база развития региона.
- 42) Виды, формы и показатели воздействия человека на природу.
- 44)Классификация природных ресурсов; методы оценки природно-ресурсного потенциала.
- 45) Кадастры, экологическая паспортизация, регистрация, декларация как основа информационного обеспечения, планирования, контроля и надзора в природопользовании.
- 46) Природно-ресурсный потенциал; принципы и методы его рационального использования и воспроизводство.
- 47) Сохранение биологического разнообразия как одна из важнейших проблем природопользования.
- 48) Глобальные и региональные проблемы пр.
- 49) Глоб экол кризис и его составляющие.
- 50) Пути решения глобального экологического кризиса.
- 51) Экологическая ситуация в России. Ареалы острой экологической ситуации.
- 52) Экологическая ситуация в Челябинской области. Эколого-экономические районы Чел.Обл и особенности природопользования на их территории.
- 56)Экономический ущерб от загрязнения природной среды. Система экономических нормативов и платежей.
- 57) Правовые основы природопользования и оос.
- 58) Экологическое законодательство; Право пр и правовой механизм оос.
- 59)Система (структура) органов управления природопользованием в Российской Федерации.
- 60) Исторические предпосылки, основные положения и общенаучные основы устойчивого развития человечества.
- 61) Глобализация и регионализация. Пространственный базис устойчивого развития.