50) Пути решения глобального экологического кризиса.
Чтобы справиться с ним, сначала необходимо, чтобы каждый житель нашей планеты осознал, что экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от каждого конкретного человека, то есть от нас с вами. Главную роль в решении этой задачи играет экологическое просвещение всех слоев и всех возрастных категорий общества. Следующий шаг - создание эффективного природоохранного законодательства. Помимо национальных законов, регулирующих отношения между предприятиями, государством и его жителями в области ответственности за загрязнение природной среды, важное значение имеют межгосударственные правовые отношения. Действительно, глобальный ЭК касается всей планеты, границы между странами не служат препятствием для перемещения газов, радионуклидов и экотоксикантов. Общая цель национального и международного природоохранного законодательства достаточно ясна: ни отдельному человеку, ни государству в целом не должно быть выгодно загрязнять планету сверх заранее согласованной международным сообществом меры и каждый случай сверхнормативного загрязнения должен преследоваться законом.
Следует особо подчеркнуть бессмысленность постановки вопроса о преодолении ЭК без решения проблемы финансирования природозащитных мероприятий. Мы должны привыкнуть к тому, что охрана Земли от загрязнений - дело дорогое, и, планируя бюджет - государственный, общественный или личный, - предусматривать немалые расходы на экологические нужды.
Ключевым элементом в борьбе с ЭК является поиск грамотных и действенных научно-технических решений. Это означает, что на экологию должны работать многочисленные институты, лаборатории, университеты, фирмы. Природоохранной экспертизе должно подвергаться любое действующее или реконструируемое предприятие, каждый проект нового строительства независимо от его социальной направленности. И наконец, экологический компонент среднего, специального и высшего образования должен стать неотъемлемой частью подготовки любого специалиста в области техники, естественных наук, медицины, экономики и даже гуманитарных наук. Особое значение имеет экологическая подготовка учителей. Экологический кризис является наибольшей опасностью, стоящей сегодня перед человечеством. Анализ показывает, что другие глобальные кризисы - энергетический, сырьевой, демографический - в своей основе сводятся к проблемам охраны природы. У жителей Земли нет альтернативы: либо они справятся с загрязнением, либо загрязнение расправится с большей частью землян.
- 1) Природопользование как понятие и прикладная научная дисциплина.
- 2) Биосфера как экологическая среда жизни и хоз.Д-ти человека.
- 3) Атмосфера, ее состав и строение..
- 4) Изменение и колебание климата. Климат будущего.
- 11) Биогеография, ее роль в решении проблем природопользования.
- 5) Учение об атмосфере. Ее роль в решении вопросов природопользования.
- 7) Мониторинг метеорологических явлений для целей природопользования.
- 8) Учение о гидросфере.
- 10) Мониторинг гидрологических объектов.
- 12) Географические закономерности распространения организмов и сообществ на суше, в океанах и морях.
- 13)Биогеографические аспекты природопользования и охраны природы.
- 14) Ландшафтоведение и его роль в решении проблем природопользования.
- 16) Природные и природно-антропогенные ландшафты. Значение прикладного ландшафтоведения для формирования систем прир-я.
- 17) География населения и геоурбанистика в аспекте проблем природопользования.
- 18) Глобальные закономерности и региональные особенности урбанизации.
- 19)Экологические проблемы урбанизации.
- 21) Математическая основа карт.
- 23) Геоинформационные средства анализа и прогноза, их применение в пр.
- 24) Основные понятия общей экологии, их значение для природопользования.
- 25) Структура и основные типы экосистем, их динамика и значение для решения проблем природопользования.
- 28)Техногенные системы и экологический риск.
- 27) Изменение природных систем под воздействием человека.
- 30)Оценка экол риска, методы его расчета. Технические аварии и катастрофы, меры по ликвидации их последствий.
- 32)Исторические этапы становления систем пр.
- 30) Экологический мониторинг в природопользовании.
- 31) Экологическое проектирование и экспертиза объектов в природопользовании.
- 35) Методы и принципы оценки воздействия на окружающую среду.
- 32) Государственная экологическая экспертиза, ее роль в решении проблем природопользования.
- 33) Экологический менеджмент в пр.
- 34) Формирование и развитие рынка экологических работ, товаров и услуг.
- 35) Экологический аудит, теоретические основы его формирования и развития в природ-и.
- 35)Экологический аудит как инструмент обеспечения устойчивого развития.
- 37) Природные, трудовые и материально-технические ресурсы как база развития региона.
- 42) Виды, формы и показатели воздействия человека на природу.
- 44)Классификация природных ресурсов; методы оценки природно-ресурсного потенциала.
- 45) Кадастры, экологическая паспортизация, регистрация, декларация как основа информационного обеспечения, планирования, контроля и надзора в природопользовании.
- 46) Природно-ресурсный потенциал; принципы и методы его рационального использования и воспроизводство.
- 47) Сохранение биологического разнообразия как одна из важнейших проблем природопользования.
- 48) Глобальные и региональные проблемы пр.
- 49) Глоб экол кризис и его составляющие.
- 50) Пути решения глобального экологического кризиса.
- 51) Экологическая ситуация в России. Ареалы острой экологической ситуации.
- 52) Экологическая ситуация в Челябинской области. Эколого-экономические районы Чел.Обл и особенности природопользования на их территории.
- 56)Экономический ущерб от загрязнения природной среды. Система экономических нормативов и платежей.
- 57) Правовые основы природопользования и оос.
- 58) Экологическое законодательство; Право пр и правовой механизм оос.
- 59)Система (структура) органов управления природопользованием в Российской Федерации.
- 60) Исторические предпосылки, основные положения и общенаучные основы устойчивого развития человечества.
- 61) Глобализация и регионализация. Пространственный базис устойчивого развития.