logo
госы_1 / к госу по природопользованию

52) Экологическая ситуация в Челябинской области. Эколого-экономические районы Чел.Обл и особенности природопользования на их территории.

На Южном Урале объем вредных выбросов в 2 раза больше, чем на Среднем Урале, и составляет 5—5,5 млн. т/год. В результате этого здесь складывается наиболее острая экологическая ситуация. Все основные промышленные узлы Южного Урала относятся к числу самых экологически напряженных в стране, выделяясь также повышенным уровнем заболеваемости, бедственным состоянием водоснабжения и загрязнением территории. Общая крайне неблагоприятная экологическая ситуация обострена радиоактивным загрязнением в районе Челябинска и негативными последствиями экстенсивного земледелия в сухостепной зоне.

Если говорить о степени экологического загрязнения области, то ее территорию можно разделить на четыре зоны:

1. Район с кризисной ситуацией

Карабашско – Муслюмовский. К нему относится часть территории Каслинского, Кунашакского, Сосновского и Аргаяшского районов . Всего в зоне кризисной ситуацией проживает около 180 тысяч человек (4,9% населения области). В результате деятельности ПО «Маяк», земли загрязнены радиоактивными элементами. Особенно сильно загрязнена территория г.Озерска и прилегающие к нему земли. В этом же контуре отмечены участки с сильным загрязнением почв тяжелыми металлами, особенно в районе г. Карабаша, экологическая ситуация в котором (единственном в России) соответствует статусу зоны экологического бедствия.

В поверхностных водах отмечены аномально высокие концентрации радиоактивных элементов и тяжелых металлов, органических веществ. Отмечается деградация растительности и почв Очень высока заболеваемость населения.

2. Районы с критической ситуацией

Челябинско - Полетаевский, Бакало - Саткинский, Магнитогорский. Здесь проживает 51,5% всего населения области. В этих районах отмечается наибольшая концентрация пром-го пр-ва, здесь расположено большинство предприятий черной и цветной металлургии, а также горно-обогатительные комплексы, во многом определяющие экологическую ситуацию. Для районов характерно сильное загрязнение почв тяжелыми металлами, превышающее, особенно на территории городов, ПДК в десятки и даже сотни раз. Происходит закисление почв.

Здесь отмечается постоянное загрязнение атмосферы оксидами углерода, серы и азота. Наибольшему загрязнению подвержены территории промышленных центров. Так, например, по оценке Министерства охраны окружающей природной среды РФ, сделанной в 1996 году, Магнитогорск по уровню загрязнения окружающей среды и состоянию здоровья населения соответствует статусу зоны чрезвычайной экологической ситуации.

Качество вод основных рек и других водоемов области (р. Миасс, Урал, Уй, Ай, и др.) оценивается как неудовлетворительное. Большинство из них загрязнены органикой, соединениями азота, тяжелыми металлами, фенолом, нефтепродуктами.

3. Районы с напряженной ситуацией

Троицкий, Верхнеуральско - Кизильский, Ашинско - Юрюзанский, Миасско - Аргаяшский, Еманжелинский. Эти районы занимают площадь 20,1 тысяч км2, здесь проживает 14,5% населения области. Признаками напряженной экологической ситуации в этих территориях являются:

- широкие ореолы загрязнения почв токсическими веществами, развитие процессов эрозии и деградации почв; интенсивное закисление и загрязнение атмосферы оксидами углерода, азота, реже серы; площадные загрязнения поверхностных и подземных вод, частичная деградация лесов.

Наблюдаются глубокие негативные изменения в численности и жизнеспособности животного мира области. Растет число редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных. Среди них - вяз (ильм гладкий), дуб, ива белая (ветла) , ольха черная, лиственница, крушина, кизильник и другие породы деревьев и кустарников - всего 14 видов;

4. Районы с относительно удовлетворительной ситуацией

Нязепетровский, Катав-Ивановский, Уйский, Брединский. Относительно удовлетворительная ситуация отмечена на 60% территории области, где проживает 30,9% ее населения. Признаками относит. удовл. экол ситуации являются: локальное загрязнение почв токсичными веществами, эрозия почв, незначительное, в основном, за счет трансграничного переноса, загрязнение атмосферы, небольшое загрязнение подземных и поверхностных вод (линейные или площадные в пределах одного-двух ПДК), наличие естественных аномалий радиоактивных элементов, сильное антропологическое влияние на растительный и животный мир.

В Челябинской области активно действует Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в области на 2006—2010 гг., принятая областным правительством. Основные цели программы: снижение загрязнения природной среды, охрана уникальных природных комплексов Южного Урала (ООПТ) и формирование экологической культуры населения. В результате выполнения программы к 2010 г. планируется снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на 200,0 тыс. тонн (на 92 % к уровню 2005 г., при этом в Челябинске — на 97 %, в Магнитогорске — на 73 %, в Троицке — на 92 %, в Карабаше — полностью). Оздоровление реки Миасс планируется благодаря сокращению сбросов на 2,26 млн кубометров в год за счет ликвидации крупнейших источников поступления загрязненных сточных вод выше г. Челябинска. Программой предусмотрена реконструкция очистных сооружений канализации курорта «Кисегач», городов Карабаша, Миасса, Магнитогорска, станции Полетаево I Сосновского района, завершение строительства подземной части самотечного тоннеля хозяйственно-бытовых стоков г. Златоуста. Введение в эксплуатацию большинства этих объектов позволит сократить сбросы недостаточно очищенных сточных вод в реку Миасс, Шершневское водохранилище, уникальные озера Чебаркульской группы здравниц на 3,9 млн кубометров в год. Одним из важнейших направлений работы программы станет разработка концепции обращения с твердыми коммунальными отходами на территории области. В частности, предусмотрено проведение работ по сокращению количества ТКО, которые сегодня размещаются с нарушением санитарных и экологических требований. Кроме того, в программе предусмотрено продолжение работ по обезвреживанию 125 тонн (100 %) пришедших в негодность бесхозных пестицидов.

54)Экономические принципы эффективного использования природных ресурсов.

Экономические методы управления

В современном обществе на первое место выходят экономические инструменты защиты природы. По большому счету они должны быть такими, чтобы загрязнять и разрушать окружающую среду стало не выгодно.

Мировая практика знает четыре возможности вмешательства правительства в свободный рынок для предотвращения загрязнения и уменьшения затрат ресурсов:

• прямая правительственная регуляция и наказание за превышение установленных государственных норм;

• взимание с производителей платы за эмиссию загрязнения и использование ресурсов;

• введение рынка прав на загрязнение и использование ресурсов;

• субсидирование природоохранных мероприятий.

Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки, понимание которых необходимо лицам, принимающим решения, чтобы формулировать законы и проводить адекватную политику в отношении использования природных ресурсов и производства энергии. Ни экологи, ни экономисты не смогут успешно решать экологические проблемы, пока не разберутся в сложных природных, экономических, социальных и юридических аспектах специфических экологических проблем. Традиционно, с советских времен и до сих пор, в России наиболее развитыми и

давно используемыми методами управления природопользованием остаются административно-командные или директивные. Принудительное соблюдение правил, предписаний, нормативов и т.п. обеспечивается соответствующими организационными структурами государственных учреждений, обладающих полномочиями регламентировать природоохранную деятельность. Однако и в России все сильнее развиваются экономические механизмы природопользования и охраны окружающей среды. Из существующих экономических методов управления:

1. Издавна существуют:

• меры материально-технического обеспечения;

• платность за пользование природными ресурсами;

• платежи за загрязнение окружающей среды;

• льготы по кредитованию и налогообложению.

2. Новые, связанные с рыночной экономикой и выходом на международный рынок:

• экологическое страхование;

• введение поощрительных цен на экологически чистую продукцию и снижение на экологически неблагоприятную;

• планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

• установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

• установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов;

• поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях ООС

• предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществление других эффективных мер по ООС;

• возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Задача этих мер состоит в том, чтобы сделать охрану окружающей среды и рациональное природопользование составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы предприниматель был в них заинтересован.

Законом «Об охране окружающей среды» 2002 года (ст. 14) определены Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к которым относятся:

• разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

• разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;

• разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

• установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

• установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

• проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

• проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

• предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с

законодательством РФ;

• поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

• возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде (именно среде, а не чиновникам уполномоченным следить за ее качеством — В.Г.);

• иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Современные подходы к управлению равновесием эколого-экономических систем:

• неоклассический, основан на полном возмещении экономического ущерба, наносимого окружающей среде. Создается экономический механизм, основанный на системе налогов, платежей и т.п. встроенный в рыночные отношения, который «невидимой рукой рынка» обеспечивает поддержание качества окружающей среды. Работает принцип — платит тот, кто загрязняет. Данный подход требует совершенного рынка;

• неокейнсианский, опирается на государственное регулирование в области окружающей среды посредством реализации природоохранных программ, экологической экспертизы проектов, нормативного регулирования и введения элементарных экономических рычагов. Основан на научно обоснованном планировании величины затрат на охрану окружающей среды и рациональное использование ресурсов при сохранении стабильности развития экономики.

55)Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.

Экономическое стимулирование — составная часть экономического механизма управления в сфере природопользования и ООС. Экономические методы регулирования природопользования (планирование, финансирование мероприятий по охране окружающей среды, установление лимитов, платы за природные ресурсы, за загрязнение, лицензирование, экологическое страхование, экологический аудит) представляют собой систему косвенных регуляторов качества окружающей среды. Все экономические регуляторы, затрагивая имущественные интересы природопользователей, приводят к пониманию зависимости между экономической выгодой и соблюдением экологических требований. Таким образом, экономический стимул в управлении природопользованием — это своеобразная привязка задач экологически устойчивого развития к экономическим интересам природопользователей.

Эколого-экономическое стимулирование включает: налогообложение (в том числе экологическое); финансово-кредитный механизм природоохранной деятельности (льготное кредитование, субсидирование, субвенцирование и др.); ценовую политику (использование поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, регулирование цен на первичные ресурсы и конечную продукцию); государственную поддержку предприятий, производящих природоохранное оборудование и контрольно-измерительные приборы, а также фирм, выполняющих работы и оказывающих услуги экологического назначения; создание системы экологической сертификации, в том числе аккредитация органов по экосертификации;

формирование рынка экологических работ и услуг; проведение политики торговли правами на загрязнения (использование механизма купли-продажи государственных лицензий на право загрязнения окружающей среды); введение ускоренной амортизации основных фондов природоохранного назначения; лицензирование использования природных ресурсов (лицензионный сбор).

В экономике природопользования существует две группы методов эколого-экономического стимулирования: методы позитивной мотивации; методы негативной мотивации. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и меры ответственности. Использование первой или второй группы методов определяется уровнем законодательно-нормативного обеспечения отдельных аспектов природопользования, экономической оценкой выгодности проводимых природоохранных мероприятий для предприятия, а в основе формируется экологическими потребностями общества.

Экономические методы управления природопользованием и охраной окружающей среды:

Более конкретные меры экономического стимулирования зависят от уровня, на котором проводится стимулирование. На уровне отдельных работников оно имеет форму заработной платы, премии, - материальной ответственности, штрафа; на уровне предприятия-фирмы — это цена конечной продукции (услуги), прибыль, фонды экономического стимулирования; на уровне государства — это налоговая, финансовая, ценовая политика.

Рассмотрим более подробно отдельные инструменты эколого-экономического стимулирования.

1. Налогообложение — один из важнейших и наиболее реальных стимулов для предприятия. Оно включает платежи и сборы за пользование природными ресурсами (земельный налог, плату за воду, забираемую из водохозяйственных систем, лесные подати, налог на право пользования недрами и др.), а также экологические налоги. Основная идея введения в систему налогообложения экологической составляющей состоит в установлении прямой и непосредственной зависимости части отчислении с предприятий в бюджеты от степени вреда, наносимого этим предприятием окружающей среде.

Среди экологических налогов выделяют регулирующие и финансирующие налоги.

Регулирующие налоги направлены на непосредственное предотвращение действий, наносящих ущерб окружающей среде, при этом налог соизмеряется с ущербом окружающей среде (платежи за загрязнение окружающей среды).

Финансирующие налоги направлены на взимание денежных сумм и аккумулирование их в специальных экологических фондах, откуда финансируются различные природоохранные мероприятия (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, отчисления, плата на восстановление и охрану водных объектов и др.)

Налоговая политика государства включает:

- специальное налогообложение экологически вредной продукции (негативное стимулирование);

- льготное налогообложение и освобождение от уплаты налогов (позитивное стимулирование).