logo search
ЭКОЛОГИЯ_КОНСПЕКТ_ЛЕКЦИЙ

16.3. Управление природопользованием и охраной природы

Управление организация и постоянное поддержание вза­имосвязей между составляющими частями управляемой сис­темы, направленные на достижение намеченных результатов.

В природопользовании различают управление природны­ми системами и управление природопользователями.

Управление природными системами мероприятия, осуще­ствление которых позволяет изменить природные явления и процессы (усилить или ограничить их) в желательном для человека направлении. Управление природными системами опирается на изучение и использование естественных зако­нов, в первую очередь экологических.

Управление природопользователями (управление охраной ок­ружающей среды и рационализацией использования природных ресурсов) – обеспечение норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, и рациональное использова­ние природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство. Управление природопользователями опирается на юридические и экономические, то есть социальные законы.

Управление природными системами может быть «жестким» и «мягким».

Жесткое управление прямое, непосредственное воздей­ствие на природу, грубо нарушающее естественные процессы с помощью технических средств, коренное преобразование самих механизмов и систем природы. Например, распашка земель, строительство плотин на реках.

Мягкое управление главным образом косвенное, опосре­дованное воздействие на природу с использованием естествен­ных механизмов саморегуляции, то есть способности природ­ных систем к восстановлению своих свойств после антропо­генного вмешательства. Например, агролесомелиорация.

Жесткое управление дает быстрый и высокий хозяйствен­ный эффект в виде роста объема продукции или снижения затрат на ее производство, но лишь в относительно коротком временном интервале. Через определенное время неминуемо наступает расплата в виде нарастания экономических и эко­логических ущербов. Например, освоение целинных земель.

Жесткое управление основано на перенапряжении или пре­дельном омоложении природных систем (например, агроэкосистемы) и поэтому требует мероприятий по поддержанию экологического равновесия, осуществляемых главным обра­зом путем мягкого управления (например, использование сево­оборотов).

Таким образом, максимальный эколого-экономический эффект можно получить только при разумном сочетании жес­ткой и мягкой форм управления.

Управление природопользователями может быть команд­но-административным и экономическим:

Командно-административное управление управление природопользователями, основанное на установлении норм, стандартов, правил природопользования и соответствующих плановых заданий предприятиям по охране окружающей сре­ды и наказаний от выговора до тюремного заключения или снятия с работы и выплаты штрафов предприятием и его ру­ководством.

Экономическое управление управление природопользова­телями, основанное на экономическом стимулировании, ког­да с помощью различных рычагов (цен, платежей, налоговых льгот и наказаний) государство делает для предприятий более выгодным материально, то есть более прибыльным, соблю­дать природоохранное законодательство, чем нарушать его.

Предприятия-природопользователи сами по себе не заин­тересованы в природоохранной деятельности. Этому имеется несколько причин. Во-первых, природоохранная деятельность не приносит прибыли, за исключением случаев, когда эконо­мически выгодна утилизация (вторичное использование) отхо­дов производства (твердых отходов, сточных вод, отходящих газов). Во-вторых, часто наблюдается несовпадение во времени момента нанесения вреда окружающей среде и момента рас­платы за него. Например, загрязнение окружающей среды мо­жет сказаться на здоровье человека только через несколько лет или десятилетий. В-третьих, часто ущерб природной среде на­носят одни предприятия или отрасли (предприятия-«загрязнители»), а экономически страдают, в большей степени совсем другие (предприятия-«реципиенты»). Например, основ­ными загрязнителями окружающей среды являются промыш­ленность и энергетика, а страдают здравоохранение, комму­нальное, сельское, лесное и рыбное хозяйство, так как увели­чиваются затраты на лечение больных, ремонт зданий, падает урожайность и качество растениеводческой продукции, про­дуктивность животноводства и т.д.

Таким образом, предприятия-природопользователи не ста­нут заниматься природоохранной деятельностью просто так, поскольку сама по себе она невыгодна. Командно-админист­ративный путь управления природопользователями в чистом виде дорогостоящ и малоэффективен, так как требует боль­шого количества проверяющих и постоянного контроля. С дру­гой стороны, одни только экономические методы не всегда обеспечивают нужный результат. Наилучшие результаты дает разумное сочетание экономической заинтересованности природопользователей с жестким контролем и административным принуждением.