logo search
ЭКОЛОГИЯ_КОНСПЕКТ_ЛЕКЦИЙ

16.2. Государственные органы рф в области охраны окружающей природной среды

Государственные органы РФ в области охраны окружающей природной среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенция относятся Президент РФ, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные и исполнительные орга­ны власти субъектов Федерации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые ос­новы и нормы в пределах своей компетенции и т.д. Наряду с охраной окружающей природной среды государственные орга­ны этой категории ведают и другими экологическими вопро­сами, входящими в круг их полномочий.

Государственные органы категории специальной компетен­ции подразделяются на комплексные, отраслевые и функцио­нальные.

Комплексные органы выполняют все природоохранные за­дачи или какой-либо их блок. Деятельность требует специаль­ной организации. Для этого необходим независимый от инте­ресов отдельных организаций и отраслей хозяйства орган, способный управлять природопользованием как единым комплексом. В нашей стране впервые такой орган был создан в 1988 г. – Государственный комитет по охране природы СССР, в 1991 г. – Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР, впоследствии переименованное в Министерство охра­ны окружающей среды и природных ресурсов России. В 2000 г. функции по рационализации природопользования и охране окружающей среды переданы Министерству природных ре­сурсов РФ. То есть функция использования природы и ее ох­рана, к сожалению, вновь сосредоточились в одном органе. В условиях доминирования в стране экономических приорите­тов над экологическими такая ситуация представляется край­не нежелательной.

Главными задачами указанного министерства в области ра­ционального природопользования и охраны природы являют­ся: контроль за использованием и охраной всех природных ресурсов; разработка предложений по рационализации при­родопользования; утверждение стандартов и правил природо­пользования, обязательных для всех остальных министерств и ведомств, и контроль за их соблюдением; руководство запо­ведным делом и ведение общегосударственной Красной кни­ги; распространение экологических знаний среди населения; государственная экологическая экспертиза всех крупных строек и проектов; организация экологического мониторинга и др.

К комплексным органам управления относятся также:

– Департамент Госсанэпиднадзора Минздравсоцразвития РФ (Санэпиднадзор РФ) – координатор деятельности всех ве­домств и организаций в области санитарной охраны через си­стему территориальных органов (санэпидстанций и инспек­ций);

– Федеральная служба России по гидрометеорологии и мо­ниторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет экологический контроль за состоянием окружающей природ­ной среды, информирует население об изменениях в окружа­ющей среде с помощью широкой сети наблюдательных пунк­тов и др.;

– Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрез­вычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) обеспечивает безопасность людей в условиях экстремальной ситуации, стихийных бедствий, про­изводственных аварий и катастроф.

Отраслевые органы (Роскомзем, Рослесхоз, Росрыболовство, Минсельхоз РФ) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ре­сурсов и объектов.

Функциональные органы выполняют одну или несколько родственных функций в отношении природных объектов: Росатом России (обеспечение ядерной и радиационной безопас­ности); Ростехнадзор России (контроль за использованием недр); Минздравсоцразвития РФ (санитарно-эпидемиологический контроль); МВД РФ (охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортными средствами, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции).

В настоящее время загрязнение среды и нарушение эколо­гического равновесия приобрело глобальные масштабы. В связи с этим возникла неотложная необходимость международного сотрудничества в целях предотвращения глобальной экологи­ческой катастрофы. Поэтому, помимо государственных суще­ствуют и международные органы управления природопользо­ванием и охраной природы. Это Международный союз охра­ны природы и природных ресурсов (МСОП), Программа (ко­митет) ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирный фонд дикой природы (ВВФ) и др.