10.5.4. Экономия тепловой энергии при выборе оптимальной конструкции застекления оконных проемов.
До 35% тепла, которое поступает в помещение, теряется зимой через окна. Можно значительно уменьшить эти потери, устанавливая окна соответствующей конструкции. Окна должны иметь хорошие теплозащитные свойства, защищать от шума, иметь большую прочность и долговечность. Кроме того, они должны обеспечивать требуемую светопроницаемость и комфортное проветривание. Действующие в Республике Беларусь нормативы устанавливают величину коэффициента сопротивления теплопередаче окон не ниже 0,6 м2∙оС/Вт.
По конструкции все окна состоят из светопропускаемых и непрозрачных частей. От конструктивных вариантов исполнения обоих частей зависят теплозащитные свойства окон.
Непрозрачная часть представляет собой раму, в которую монтируется светопропускаемая часть окна. Она придает окну прочность и долговечность, а также устойчивость к деформациям и различным воздействиям окружающей среды. Применяемые в настоящее время окна по конструкции непрозрачной части условно можно разделить на 3 группы: деревянные окна, окна из поливинилхлоридного профиля (ПВХ-профиля), окна из алюминиевого профиля.
Деревянные окна выпускаются в основном двух видов:
-оконные блоки с толщиной коробки 100-140 мм с тройным остеклением или стеклом и стеклопакетом отечественного производства. Сопротивление теплопередаче их может достигать 0,8 м2 ∙ °С/Вт;
-оконные блоки толщиной коробки менее 100 мм с однокамерным или двухкамерным стеклопакетом. Они имеют высокое качество изготовления, створки их могут открываться в разных плоскостях, а проветривание имеет различный режим. В основном они импортируются из Финляндии, Германии или Швеции. Сопротивление теплопередаче составляет 0,6 м2 ∙ °С/Вт.
Окна из ПВХ-профиля с различными видами стекол и стеклопакетов находят широкое распространение, как в жилых помещениях, так и в административных зданиях. В конструкции ПВХ профиля имеется несколько воздушных специальных зазоров, так называемых камер. Изготавливаются как трехкамерные ПВХ-профили, так и пятикамерные ПВХ-профили (рисунок 10.1). Наибольшее распространение получили трехкамерные ПВХ-профили. Сопротивление теплопередаче по непрозрачной части окон с таким профилем составляет 0,7-0,75 м2 ∙ °С/Вт.
а) б) в)
Рисунок 10.1 Варианты исполнения ПВХ-профилей:
а) - трехкамерные ПВХ-профиль; б) - пятикамерные ПВХ-профиль; в) - пятикамерные ПВХ-профиль с повышенными теплозащитными свойствами.
Окна из алюминиевого профиля также находят все большее применение. В основном это трехкамерный алюминиевый профиль с термопрокладками. Такие оконные блоки имеют достаточно низкое сопротивление теплопередаче - 0,4 ─ 0,45 м ∙ °С/Вт, вследствие чего в холодное время года возникает конденсация влаги на внутренних поверхностях профиля. Преимуществами окон из алюминиевого профиля являются:
- практически неограниченная долговечность;
- высокая прочность и устойчивость к деформации и другим воздействиям окружающей среды;
В качестве заполнения светопропускаемой части окон используют стеклопакеты и стекла различной толщины. Для одного обычного стекла коэффициента сопротивления теплопередаче составляет примерно 0,17 м2 ∙ °С/Вт, а для стеклопакета из двух обычных стекол - 0,35-0,4 м2 ∙ °С/Вт. Трехстекольное окно с учетом материала, из которого оно изготовлено, обеспечивает нормативный коэффициент сопротивления теплопередаче. На рисунке 10.2 изображены варианты исполнения стеклопакетов.
Рисунок 10.2. Варианты исполнения стеклопакетов.
Стеклопакет представляет собой соединенные на определенном расстоянии друг от друга 2 или 3 стекла. В качестве материала, обеспечивающего требуемое между стеклами расстояние, применяется алюминиевый перфорированный профиль коробчатого сечения (средник), внутрь которого засыпается зернистый осушитель воздуха — силикагель. Профиль крепится к стеклам с помощью бутиловой массы (внутренний шов), а по торцам образованного стеклопакета укладывается прочный наружный шов.
Одна из наиболее важных функций стекла - энергосбережение в зимний период. Потерн тепла через стекло складываются из теплопроводности, конвекции и теплового излучения. Для уменьшения потерь тепла от теплопроводности и конвекции применяют двойное остекление, но это дает лишь незначительный эффект, основные теплопотери происходят за счет теплового излучения. Для борьбы с этим разработаны так называемые «энергосберегающие стекла». Такие свойства появляются у материала с нанесением на его поверхность низкоэмиссионных оптических покрытий, а само стекло с таким покрытием получило название низкоэмиссионного с мягким или твердым напылением. Эти покрытия обеспечивают прохождение в помещение коротковолнового солнечного излучения, но препятствуют выходу из помещения длинноволнового теплового излучения, например от отопительного прибора. Характеристикой энергосбережения является излучательная способность стекла - эмиссия. Излучательная способность обычного стекла составляет Е=0,83, а у низкоэмиссионного - Е=0,04 и меньше и тем самым такое стекло способно отражать обратно в помещение тепловое излучение. Например, стекло с оптическим покрытием (Е=0,004) отражает обратно в помещение свыше 90% тепловой энергии, уходящей через окно.
«Энергосберегающее стекло» отражает длинноволновые тепловые лучи в сторону их излучателя (то есть зимой в сторону квартиры, где работают отопительные приборы, а летом в сторону улицы, где находятся нагретые солнцем камни, асфальт и т.д.), что значительно снижает расходы на отопление зимой и на кондиционирование летом. В отопительный период такое стекло возвращает в квартиру до 90% теплового излучения, исходящего от обогревателей. А летом энергосберегающее стекло отражает теплову инфракрасную часть солнечного излучения. В результате зимой в комнате становится теплее, летом прохладнее. Иными словами, покрытие оставляет тепло там, где его больше, сохраняя необходимый тепловой баланс. Такие стекла по технологии изготовления разделяют на:
«к-стекло», получаемое посредствам разлива стеклянной массы на жидкую основу с большим удельным весом. Для придания ему теплозащитных свойств на его поверхности посредством пиролиза создается тонкий слой из оксида металла, что приводит к уменьшению излучательной способности с 0,83 до 0,2, а следовательно, к меньшей теплопередаче;
«i-стекло», получаемое методом вакуумного напыления на его поверхность чередующихся слоев серебра и диэлектрика и представляющее собой трехслойную структуру. По своим теплозащитным качествам это стекло в 1,5 раза превосходит «к-стекло». Однако технология нанесения требует использования дорогостоящего оборудования.
За счет применения в стеклопакете такого стекла, а также введения в межстекольное пространство инертного газа (аргона, криптона или ксенона), можно добиться величины коэффициента сопротивления теплопередаче больше единицы [24]. Один из вариантов исполнения современного окна с двухкамерным стеклопакетом и пятикамерным ПВХ-профилем приведен на рисунке. 10.3.
Рисунок 10.3 Стеклопакет из пятикамерного ПВХ-профиля и двухкамерного стеклопакета.
- Введение
- I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
- 1.1 Цель преподавания дисциплины
- 1.2. Задачи изучения дисциплины
- 1.3. Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами
- II. Темы лекций и их Содержание
- Тема 1. Взаимоотношение человека и природы на современном этапе.
- Тема 2. Теоретические основы экологии
- Тема 3. Основные компоненты биосферы
- Тема 4. Глобальные экологические проблемы
- Тема 5. Организация экологического контроля в Республике Беларусь.
- Тема 6. Экологические проблемы Беларуси.
- Тема 7. Роль энергетики в развитии человеческого общества.
- Тема 8. Традиционные способы получения энергии
- Тема 9. Нетрадиционные способы получения энергии.
- Тема 10 Основные направления энергосбережения в промышленности, строительстве, апк и в быту.
- Краткий конспект лекций по разделу «Основы экологии»
- Тема 1. Взаимоотношение человека и природы на современном этапе.
- 1.1. Введение
- 1.2. Экологические проблемы современности.
- 1.3. Основные принципы природопользования и охраны природы.
- 1.4 Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности в Беларуси
- Тема 2. Теоретические основы экологии.
- 2.1.Экологические факторы среды
- 2.2. Учение в.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.
- 2.3.Ноосфера - единство биосферы и человека.
- 2.4. Основные законы и принципы экологии (по б.Коммонеру и н.Ф. Реймерсу).
- 2.5. Сущность нового биосферного мировоззрения.
- Тема 3. Основные компоненты биосферы
- 3.1 Атмосфера-состав, строение, свойства, атмосферы.
- 3.1.1. Загрязнение воздушного бассейна, качество воздушной среды,
- 3.1.2 Основные направления охраны атмосферного воздуха
- 3.1.3. Методы защиты атмосферы от загрязнений
- 3.2. Гидросфера - значение водных ресурсов, их классификаця.
- 3.2.1. Источники загрязнения водных ресурсов
- 3.2.2. Проблемы обеспечения населения питьевой водой.
- 3.3. Земля как средство производства и пространственный базис развития общества
- 3.3.1.Плодородие земли.
- 3.3.2. Экологическое значение лесных и других биологических ресурсов.
- 3.3.3. Растительность Беларуси.
- 3.3.4. Особенности лесопользования и лесовоспроизводства.
- 3.3.5. Охрана и защита лесов.
- 3.3.6. Недра - средства производства и пространственный базис развития общества.
- 3.3.7. Основные направления рационального использования и охраны недр
- Тема 4. Глобальные экологические проблемы
- 4.1. Температурный режим земли и проблемы его сохранения
- 4.1.1. Антропогенные факторы влияния на тепловой режим Земли.
- 4.1.2. Сохранение теплового баланса Земли – насущная задача человечества.
- 4.2 Рост численности народонаселения. Демографические закономерности в изменении численности населения.
- 4.3 Загрязнение биосферы.
- Тема 5. Организация экологического контроля в Республике Беларусь.
- 5.1. Виды экологического контроля в Республике Беларусь
- 5.2. Сущность и виды мониторинга окружающей среды.
- 5.3. Экологическая экспертиза
- 5.4. Экологический аудит
- Тема 6. Экологические проблемы Беларуси.
- Введение
- 6.1. Загрязнение территории республики радионуклидами
- 6.2. Загрязнение атмосферного воздуха
- 6.3. Загрязнение вод
- 6.4. Деградация и загрязнение почв
- 6.5. Заповедное дело, особо охраняемые природные территории
- 6.6. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности.
- 6.7. Принципы устойчивого развития.
- Краткий конспект лекций по разделу «Основы энергосбережения»
- Тема 7 Роль энергетики в развитии человеческого общества
- 7.1 Предмет, основные понятия и определения
- 7.2. Роль энергетики в развитии общества и эффективность использования и потребления им энергии
- 7.3 Классификация энергетических ресурсов.
- 7.4 Основные источники энергии и топлива. Условное топливо
- 7.4.1 Виды топлив.
- 1. Твердое топливо.
- 7.4.2 Условное топливо
- 7.5 Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь.
- 7.6 Энергетическая безопасность Республики Беларусь
- 7.7 Организация энергосбережения в рб.
- Тема 8 Традиционные способы получения энергии
- 8.1 Понятие энергии и ее основные виды. Особенности использования электрической энергии.
- 8.2 Понятие электрических станций и их классификация.
- 8.3 Тепловые электростанции
- 8.4 Атомные электростанции
- 8.5 Гидравлические и гидроаккумулирующие электростанции
- Тема 9 нетрадиционные способы получения и использования энергии.
- 9.1 Гелиоэнергетика
- 9.1.1 Прямое преобразование солнечной энергии в тепловую энергию.
- 9.1.2 Прямое преобразование солнечной энергии в электрическую.
- 9.1.3 Примеры использования солнечной энергии
- 9.2. Ветроэнергетика.
- 9.2.1 Принцип действия и классификация ветроэнергетических установок.
- 9.2.2 Опыт использования энергии ветра за рубежом и в рб.
- 9.4 Биоэнергетика
- 9.4.1. Термохимические процессы переработки биомассы.
- 9.4.2. Биохимические процессы переработки биомассы.
- 9.4.3. Агрохимические процессы.
- 9.4 Вторичных энергетические ресурсы
- Тема 10 Основные направления энергосбережения в промышленности, строительстве, апк и быту.
- 10.1. Системы энергоснабжения предприятия.
- 10.2. Основные направления энергосбережения в промышленности.
- 10.3. Основные направления энергосбережения в строительстве.
- 10.4. Основные направления энергосбережения в апк.
- 10.5.Экономия электрической и тепловой энергии в быту.
- 10.5.1. Основные направления энергоснабжения в коммунально-бытовом хозяйстве.
- 10.5.2.. Направления экономии электрической энергии.
- 10.5.3. Основные направления экономии тепловой энергии.
- 10.5.4. Экономия тепловой энергии при выборе оптимальной конструкции застекления оконных проемов.
- IV. Практические (семинарские) занятия
- V. Управляемая самостоятельная работа студентов дневной формы обучения
- 5.1. Методические рекомендации по выполнению работ
- 5.2. Содержание управляемой самостоятельной работы по темам лекций
- 4.1.1 Управляемая самостоятельная работа по темам лекций
- Тема 2. Теоретические основы экологии.
- Тема 3 Характеристика основных компонент биосферы, их состояние и проблемы сохранения.
- 4.2.2 Управляемая самостоятельная работа по темам практических занятий.
- Тема 5. Виды экологического контроля в Республике Беларусь
- VI. Перечень вопросов для подготовки к сдаче зачета тестированием
- Тема 1. Теоретические основы экологии
- Тема2. Экологические факторы
- Тема 4. Глобальные экологические проблемы
- Тема 5. Виды экологического контроля в Республике Беларусь
- Тема 6. Экологические проблемы Беларуси.
- Тема 7. Роль энергетики в развитии человеческого общества.
- Тема 8. Традиционные способы получения энергии
- Тема 9 . Нетрадиционные способы получения и использования энергии.
- Тема 10. Основные направления энергосбережения в промышленности, строительстве, апк и быту.
- VII. Рекомендуемая литература Основная литература
- Дополнительная литература