8.3 Тепловые электростанции
Конденсационные электростанции (КЭС) — тепловые паротурбинные электростанции, предназначенные для выработки электрической энергии.
В состав любой ТЭС входит следующее основное технологическое оборудование: парогенератор (паровой котел), паровая турбина (тепловой двигатель), электрический генератор, конденсатор и питательный насос (Рис. 8.1.)
Парогенератор предназначен для получения водяного перегретого пара высокого давления и температуры за счет сжигания топлива в его топке (угля, газа, мазута). Полученный пар по паропроводу подается в паровую турбину, в которой тепловая энергия (потенциальная) пара преобразуется в механическую (кинетическую) энергию вращения ротора турбины и соосно с ним связанного ротора электрогенератора. Электрогенератор на основе электромагнитной индукции вырабатывает электрическую энергию. Отработанный в турбине пар поступает в конденсатор, где превращается в воду, которая питательным насосом подается обратно в паровой котел и цикл повторяется. Для охлаждения пара в конденсаторе используется охлаждающая вода, забираемая насосами из внешнего водоема.
Рисунок 8.1. Принципиальная схема конденсационной электростанции.
Совершенство КЭС (ТЭС) определяется ее коэффициент полезного действия (КПД) технологического оборудования станции. КПД станции без учета расходов энергии на собственные нужды равен:
η = [ Эвыр / (G ▪ Qr )] ▪ 100% ,
где: Эвыр ─ количество выработанной генератором электроэнергии, МДж; G ─ расход топлива за это же время, кг; Qr ─ теплота сгорания топлива, МДж/кг.
Коэффициент полезного действия (КПД) современных крупных блочных КЭС не превышает обычно 35—40%.
Процесс производства электроэнергии на всех видах ТЭС можно разделить на три цикла (рисунок 8.2.):
▪ химический цикл, протекающий в парогенераторе. Здесь происходит преобразование химической энергии, содержащейся в топливе, в процессе горения в топке парового котла, в тепловую энергию перегретого пара;
▪ механический цикл, протекает в паровой турбине. Перегретый пар подается в паровую турбину, где и происходит преобразование тепловой энергии пара в механическую энергию вращения ротора турбины;
▪ электрический цикл, протекающий в электрическом генераторе. Механическая энергия вращения ротора турбины передается на ротор электрического генератора, который и вырабатывает электрическую энергию.
-
Топливо
→
Tenлomа
→
Механическая энергия
→
Электрическая
энергия
Рисунок 8.2. Схема преобразования топлива в электроэнергию
Паровой котел. Это сложное техническое сооружение, предназначенное для получения (генерации) пара заданных по давлению и температуре параметров из поступающей в него питательной воды.
Паровая турбина. Паровой турбиной называют тепловой двигатель, преобразующий потенциальную энергию пара сначала в кинетическую энергию вращения ротора турбины, а затем в механическую работу на валу.
Конденсатор. Экономичность работы паровой турбины в большой степени зависит от конечного давления пара, с понижением которого увеличивается используемый тепловой перепад и возрастает КПД турбоустановки и, как следствие, всей электростанции. Снижение давления пара после выхода его из турбины осуществляется с помощью устройства, называемого конденсатором, в котором поддерживается низкое абсолютное давление в пределах 3 – 4 кПа за счет охлаждения его водой из внешнего водоема.
Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ). К теплоэлектроцентралям относятся электростанции, которые вырабатывают и отпускают потребителям не только электрическую, но и тепловую энергию. В качестве теплоносителя тепловой энергии может быть как пар, так и горячая вода. Пар отбирают из промежуточных отборов турбины, где пар уже частично был использованный в первых ступенях расширения для выработки электроэнергии, а горячую воду с температурой 100—150°С получают в подогревателе-теплообменнике, нагревая в нем сетевую воду отобранным из турбины паром.
Технологическая схема ТЭЦ (рисунок 8.3) отличается от схемы КЭС лишь наличием промежуточного отбора пара из турбины на теплофикацию.
Рисунок 8.3. Принципиальная схема ТЭЦ, снабжающей потребителей горячей водой
Пар высокого давления из парового котла поступает по паропроводу в паровую турбину, где он расширяется, снижая давление, до давления в конденсаторе и его тепловая энергия преобразуется в механическую работу вращения ротора турбины и соединенного с ним ротора электрогенератора. Часть пара после нескольких ступеней расширения отбирается из турбины и направляется по паропроводу к подогревателю-теплообменнику. Место отбора пара, а значит, и его параметры устанавливаются с учетом требований потребителя [34].
Таким образом, в конденсатор на ТЭЦ поступает значительно меньшее количество пара, чем на КЭС, что и приводит к снижению потерь теплоты в конденсаторе, и, как следствие, повышению экономических показателей работы ТЭЦ.
Общий КПД ТЭЦ, который характеризует степень использования теплоты, расходуемой на производство обоих видов энергии одновременно для ТЭЦ, снабженных турбинами с промежуточным отбором пара, составляет около 60%, а для ТЭЦ, использующих турбины с противодавлением,— 75%.
- Введение
- I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
- 1.1 Цель преподавания дисциплины
- 1.2. Задачи изучения дисциплины
- 1.3. Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами
- II. Темы лекций и их Содержание
- Тема 1. Взаимоотношение человека и природы на современном этапе.
- Тема 2. Теоретические основы экологии
- Тема 3. Основные компоненты биосферы
- Тема 4. Глобальные экологические проблемы
- Тема 5. Организация экологического контроля в Республике Беларусь.
- Тема 6. Экологические проблемы Беларуси.
- Тема 7. Роль энергетики в развитии человеческого общества.
- Тема 8. Традиционные способы получения энергии
- Тема 9. Нетрадиционные способы получения энергии.
- Тема 10 Основные направления энергосбережения в промышленности, строительстве, апк и в быту.
- Краткий конспект лекций по разделу «Основы экологии»
- Тема 1. Взаимоотношение человека и природы на современном этапе.
- 1.1. Введение
- 1.2. Экологические проблемы современности.
- 1.3. Основные принципы природопользования и охраны природы.
- 1.4 Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности в Беларуси
- Тема 2. Теоретические основы экологии.
- 2.1.Экологические факторы среды
- 2.2. Учение в.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.
- 2.3.Ноосфера - единство биосферы и человека.
- 2.4. Основные законы и принципы экологии (по б.Коммонеру и н.Ф. Реймерсу).
- 2.5. Сущность нового биосферного мировоззрения.
- Тема 3. Основные компоненты биосферы
- 3.1 Атмосфера-состав, строение, свойства, атмосферы.
- 3.1.1. Загрязнение воздушного бассейна, качество воздушной среды,
- 3.1.2 Основные направления охраны атмосферного воздуха
- 3.1.3. Методы защиты атмосферы от загрязнений
- 3.2. Гидросфера - значение водных ресурсов, их классификаця.
- 3.2.1. Источники загрязнения водных ресурсов
- 3.2.2. Проблемы обеспечения населения питьевой водой.
- 3.3. Земля как средство производства и пространственный базис развития общества
- 3.3.1.Плодородие земли.
- 3.3.2. Экологическое значение лесных и других биологических ресурсов.
- 3.3.3. Растительность Беларуси.
- 3.3.4. Особенности лесопользования и лесовоспроизводства.
- 3.3.5. Охрана и защита лесов.
- 3.3.6. Недра - средства производства и пространственный базис развития общества.
- 3.3.7. Основные направления рационального использования и охраны недр
- Тема 4. Глобальные экологические проблемы
- 4.1. Температурный режим земли и проблемы его сохранения
- 4.1.1. Антропогенные факторы влияния на тепловой режим Земли.
- 4.1.2. Сохранение теплового баланса Земли – насущная задача человечества.
- 4.2 Рост численности народонаселения. Демографические закономерности в изменении численности населения.
- 4.3 Загрязнение биосферы.
- Тема 5. Организация экологического контроля в Республике Беларусь.
- 5.1. Виды экологического контроля в Республике Беларусь
- 5.2. Сущность и виды мониторинга окружающей среды.
- 5.3. Экологическая экспертиза
- 5.4. Экологический аудит
- Тема 6. Экологические проблемы Беларуси.
- Введение
- 6.1. Загрязнение территории республики радионуклидами
- 6.2. Загрязнение атмосферного воздуха
- 6.3. Загрязнение вод
- 6.4. Деградация и загрязнение почв
- 6.5. Заповедное дело, особо охраняемые природные территории
- 6.6. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности.
- 6.7. Принципы устойчивого развития.
- Краткий конспект лекций по разделу «Основы энергосбережения»
- Тема 7 Роль энергетики в развитии человеческого общества
- 7.1 Предмет, основные понятия и определения
- 7.2. Роль энергетики в развитии общества и эффективность использования и потребления им энергии
- 7.3 Классификация энергетических ресурсов.
- 7.4 Основные источники энергии и топлива. Условное топливо
- 7.4.1 Виды топлив.
- 1. Твердое топливо.
- 7.4.2 Условное топливо
- 7.5 Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь.
- 7.6 Энергетическая безопасность Республики Беларусь
- 7.7 Организация энергосбережения в рб.
- Тема 8 Традиционные способы получения энергии
- 8.1 Понятие энергии и ее основные виды. Особенности использования электрической энергии.
- 8.2 Понятие электрических станций и их классификация.
- 8.3 Тепловые электростанции
- 8.4 Атомные электростанции
- 8.5 Гидравлические и гидроаккумулирующие электростанции
- Тема 9 нетрадиционные способы получения и использования энергии.
- 9.1 Гелиоэнергетика
- 9.1.1 Прямое преобразование солнечной энергии в тепловую энергию.
- 9.1.2 Прямое преобразование солнечной энергии в электрическую.
- 9.1.3 Примеры использования солнечной энергии
- 9.2. Ветроэнергетика.
- 9.2.1 Принцип действия и классификация ветроэнергетических установок.
- 9.2.2 Опыт использования энергии ветра за рубежом и в рб.
- 9.4 Биоэнергетика
- 9.4.1. Термохимические процессы переработки биомассы.
- 9.4.2. Биохимические процессы переработки биомассы.
- 9.4.3. Агрохимические процессы.
- 9.4 Вторичных энергетические ресурсы
- Тема 10 Основные направления энергосбережения в промышленности, строительстве, апк и быту.
- 10.1. Системы энергоснабжения предприятия.
- 10.2. Основные направления энергосбережения в промышленности.
- 10.3. Основные направления энергосбережения в строительстве.
- 10.4. Основные направления энергосбережения в апк.
- 10.5.Экономия электрической и тепловой энергии в быту.
- 10.5.1. Основные направления энергоснабжения в коммунально-бытовом хозяйстве.
- 10.5.2.. Направления экономии электрической энергии.
- 10.5.3. Основные направления экономии тепловой энергии.
- 10.5.4. Экономия тепловой энергии при выборе оптимальной конструкции застекления оконных проемов.
- IV. Практические (семинарские) занятия
- V. Управляемая самостоятельная работа студентов дневной формы обучения
- 5.1. Методические рекомендации по выполнению работ
- 5.2. Содержание управляемой самостоятельной работы по темам лекций
- 4.1.1 Управляемая самостоятельная работа по темам лекций
- Тема 2. Теоретические основы экологии.
- Тема 3 Характеристика основных компонент биосферы, их состояние и проблемы сохранения.
- 4.2.2 Управляемая самостоятельная работа по темам практических занятий.
- Тема 5. Виды экологического контроля в Республике Беларусь
- VI. Перечень вопросов для подготовки к сдаче зачета тестированием
- Тема 1. Теоретические основы экологии
- Тема2. Экологические факторы
- Тема 4. Глобальные экологические проблемы
- Тема 5. Виды экологического контроля в Республике Беларусь
- Тема 6. Экологические проблемы Беларуси.
- Тема 7. Роль энергетики в развитии человеческого общества.
- Тема 8. Традиционные способы получения энергии
- Тема 9 . Нетрадиционные способы получения и использования энергии.
- Тема 10. Основные направления энергосбережения в промышленности, строительстве, апк и быту.
- VII. Рекомендуемая литература Основная литература
- Дополнительная литература