5.2. Сущность и виды мониторинга окружающей среды.
На современном этапе забота о сохранении природы заключается не только в разработке и соблюдении законодательства об охране Земли и ее недр, лесов и вод, атмосферного воздуха, животного и растительного мира, но и в познании закономерностей причинно-следственных связей между различными видами человеческой деятельности и изменениями, происходящими в природной среде. Получение объективной информации о природной среде и характере антропогенных воздействий на нее требует постоянного наблюдения и контроля за её состоянием. Получить эту информацию можно посредством проведения процедуры мониторинга, в которую входит:
определение объекта наблюдения;
оценка состояния объекта наблюдения;
прогнозирование изменения состояния объекта;
предоставление информации и доведение ее до потребителя.
Таким образом, мониторин окружающей среды - комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды. Этим термином называют регулярные, выполняемые по единообразной заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить изменения их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.
При этом в зависимости от содержания выделяют следующие виды мониторинга:
биосферный (глобальный) — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли и предупреждение экстремальных ситуаций;
медицинский (санитарно-токсикологический) — слежение и контроль за показателями качества окружающей человека среды, соблюдение которых обеспечивает условия, благоприятные для жизни человека и безопасные для его здоровья;
импактный — слежение за природными процессами и явлениями, а также их изменениями под влиянием антропогенных факторов в особо опасных для состояния природной среды районах и точках;
биологический — слежение за биологическими объектами (растительным и животным миром) с помощью биоиндикаторов;
базовый (фоновый) — слежение за такими общебиосферными явлениями, как атмосферный озон, сейсмический режим и т.п.
Кроме этого экологический мониторинг делится на подвиды в зависимости от методов ведения. Например, выделяют:
авиационный мониторинг, осуществляемый с самолетов, вертолетов и других летательных аппаратов (воздушные шары, дирижабли и т.п.), не поднимающихся на космические высоты (в основном в пределах тропосферы);
космический мониторинг с помощью космических средств наблюдения (часто авиационный и космический мониторинги объединяют в дистанционный);
наземный мониторинг, осуществляемый физико-химическими и биологическими методами исследования компонентов природной среды (атмосферный воздух, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, растительность, животный мир), на которые распространяется антропогенное воздействие.
Для выполнения экологического мониторинга в Республике Беларусь создана Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС). НСМОС включает организационно-самостоятельные и проводимые на общих принципах следующие виды мониторинга окружающей среды:
мониторинг земель;
мониторинг поверхностных вод;
мониторинг подземных вод;
мониторинг атмосферного воздуха;
мониторинг озонового слоя;
мониторинг растительного мира;
мониторинг лесов;
мониторинг животного мира;
радиационный мониторинг;
геофизический мониторинг;
локальный мониторинг окружающей среды.
Общее руководство и координация работ в рамках НСМОС осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. Основными функциями министерства являются:
формирование и ведение Государственного реестра пунктов наблюдений НСМОС;
установление режима, порядка и форматов информационного обмена;
создание и ведение банков обобщенной информации, касающейся состояния окружающей среды и воздействия на нее природных и антропогенных факторов.
НСМОС объединяет 11 видов мониторинга, которые выполняют 18 организаций и учреждений, в том числе:
1). Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в части мониторинга:
атмосферного воздуха;
поверхностных и подземных вод;
животного мира;
локального мониторинга
радиационного мониторинга.
2). Министерство образования в части мониторинга озонового слоя.
3). Национальная академия наук Беларуси в части мониторинга:
растительного мира;
геофизического мониторинга.
4). Министерство лесного хозяйства в части мониторинга лесов.
5). Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь в части мониторинга земель.
Кроме этого НСМОС взаимодействует с системой социально-гигиенического мониторинга и системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, который осуществляются Министерством здравоохранения и Министерством по чрезвычайным ситуациям соответственно.
Проведение мониторинга позволяет постоянно осуществлять контроль за состоянием окружающей среды и деятельностью природопользователей.
- Введение
- I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
- 1.1 Цель преподавания дисциплины
- 1.2. Задачи изучения дисциплины
- 1.3. Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами
- II. Темы лекций и их Содержание
- Тема 1. Взаимоотношение человека и природы на современном этапе.
- Тема 2. Теоретические основы экологии
- Тема 3. Основные компоненты биосферы
- Тема 4. Глобальные экологические проблемы
- Тема 5. Организация экологического контроля в Республике Беларусь.
- Тема 6. Экологические проблемы Беларуси.
- Тема 7. Роль энергетики в развитии человеческого общества.
- Тема 8. Традиционные способы получения энергии
- Тема 9. Нетрадиционные способы получения энергии.
- Тема 10 Основные направления энергосбережения в промышленности, строительстве, апк и в быту.
- Краткий конспект лекций по разделу «Основы экологии»
- Тема 1. Взаимоотношение человека и природы на современном этапе.
- 1.1. Введение
- 1.2. Экологические проблемы современности.
- 1.3. Основные принципы природопользования и охраны природы.
- 1.4 Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности в Беларуси
- Тема 2. Теоретические основы экологии.
- 2.1.Экологические факторы среды
- 2.2. Учение в.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.
- 2.3.Ноосфера - единство биосферы и человека.
- 2.4. Основные законы и принципы экологии (по б.Коммонеру и н.Ф. Реймерсу).
- 2.5. Сущность нового биосферного мировоззрения.
- Тема 3. Основные компоненты биосферы
- 3.1 Атмосфера-состав, строение, свойства, атмосферы.
- 3.1.1. Загрязнение воздушного бассейна, качество воздушной среды,
- 3.1.2 Основные направления охраны атмосферного воздуха
- 3.1.3. Методы защиты атмосферы от загрязнений
- 3.2. Гидросфера - значение водных ресурсов, их классификаця.
- 3.2.1. Источники загрязнения водных ресурсов
- 3.2.2. Проблемы обеспечения населения питьевой водой.
- 3.3. Земля как средство производства и пространственный базис развития общества
- 3.3.1.Плодородие земли.
- 3.3.2. Экологическое значение лесных и других биологических ресурсов.
- 3.3.3. Растительность Беларуси.
- 3.3.4. Особенности лесопользования и лесовоспроизводства.
- 3.3.5. Охрана и защита лесов.
- 3.3.6. Недра - средства производства и пространственный базис развития общества.
- 3.3.7. Основные направления рационального использования и охраны недр
- Тема 4. Глобальные экологические проблемы
- 4.1. Температурный режим земли и проблемы его сохранения
- 4.1.1. Антропогенные факторы влияния на тепловой режим Земли.
- 4.1.2. Сохранение теплового баланса Земли – насущная задача человечества.
- 4.2 Рост численности народонаселения. Демографические закономерности в изменении численности населения.
- 4.3 Загрязнение биосферы.
- Тема 5. Организация экологического контроля в Республике Беларусь.
- 5.1. Виды экологического контроля в Республике Беларусь
- 5.2. Сущность и виды мониторинга окружающей среды.
- 5.3. Экологическая экспертиза
- 5.4. Экологический аудит
- Тема 6. Экологические проблемы Беларуси.
- Введение
- 6.1. Загрязнение территории республики радионуклидами
- 6.2. Загрязнение атмосферного воздуха
- 6.3. Загрязнение вод
- 6.4. Деградация и загрязнение почв
- 6.5. Заповедное дело, особо охраняемые природные территории
- 6.6. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности.
- 6.7. Принципы устойчивого развития.
- Краткий конспект лекций по разделу «Основы энергосбережения»
- Тема 7 Роль энергетики в развитии человеческого общества
- 7.1 Предмет, основные понятия и определения
- 7.2. Роль энергетики в развитии общества и эффективность использования и потребления им энергии
- 7.3 Классификация энергетических ресурсов.
- 7.4 Основные источники энергии и топлива. Условное топливо
- 7.4.1 Виды топлив.
- 1. Твердое топливо.
- 7.4.2 Условное топливо
- 7.5 Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь.
- 7.6 Энергетическая безопасность Республики Беларусь
- 7.7 Организация энергосбережения в рб.
- Тема 8 Традиционные способы получения энергии
- 8.1 Понятие энергии и ее основные виды. Особенности использования электрической энергии.
- 8.2 Понятие электрических станций и их классификация.
- 8.3 Тепловые электростанции
- 8.4 Атомные электростанции
- 8.5 Гидравлические и гидроаккумулирующие электростанции
- Тема 9 нетрадиционные способы получения и использования энергии.
- 9.1 Гелиоэнергетика
- 9.1.1 Прямое преобразование солнечной энергии в тепловую энергию.
- 9.1.2 Прямое преобразование солнечной энергии в электрическую.
- 9.1.3 Примеры использования солнечной энергии
- 9.2. Ветроэнергетика.
- 9.2.1 Принцип действия и классификация ветроэнергетических установок.
- 9.2.2 Опыт использования энергии ветра за рубежом и в рб.
- 9.4 Биоэнергетика
- 9.4.1. Термохимические процессы переработки биомассы.
- 9.4.2. Биохимические процессы переработки биомассы.
- 9.4.3. Агрохимические процессы.
- 9.4 Вторичных энергетические ресурсы
- Тема 10 Основные направления энергосбережения в промышленности, строительстве, апк и быту.
- 10.1. Системы энергоснабжения предприятия.
- 10.2. Основные направления энергосбережения в промышленности.
- 10.3. Основные направления энергосбережения в строительстве.
- 10.4. Основные направления энергосбережения в апк.
- 10.5.Экономия электрической и тепловой энергии в быту.
- 10.5.1. Основные направления энергоснабжения в коммунально-бытовом хозяйстве.
- 10.5.2.. Направления экономии электрической энергии.
- 10.5.3. Основные направления экономии тепловой энергии.
- 10.5.4. Экономия тепловой энергии при выборе оптимальной конструкции застекления оконных проемов.
- IV. Практические (семинарские) занятия
- V. Управляемая самостоятельная работа студентов дневной формы обучения
- 5.1. Методические рекомендации по выполнению работ
- 5.2. Содержание управляемой самостоятельной работы по темам лекций
- 4.1.1 Управляемая самостоятельная работа по темам лекций
- Тема 2. Теоретические основы экологии.
- Тема 3 Характеристика основных компонент биосферы, их состояние и проблемы сохранения.
- 4.2.2 Управляемая самостоятельная работа по темам практических занятий.
- Тема 5. Виды экологического контроля в Республике Беларусь
- VI. Перечень вопросов для подготовки к сдаче зачета тестированием
- Тема 1. Теоретические основы экологии
- Тема2. Экологические факторы
- Тема 4. Глобальные экологические проблемы
- Тема 5. Виды экологического контроля в Республике Беларусь
- Тема 6. Экологические проблемы Беларуси.
- Тема 7. Роль энергетики в развитии человеческого общества.
- Тема 8. Традиционные способы получения энергии
- Тема 9 . Нетрадиционные способы получения и использования энергии.
- Тема 10. Основные направления энергосбережения в промышленности, строительстве, апк и быту.
- VII. Рекомендуемая литература Основная литература
- Дополнительная литература