10.5.3. Основные направления экономии тепловой энергии.
Отопление - самая крупная составляющая той части семейного бюджета, которая идет на оплату энергоносителей. Эффективное использование тепловой энергии, в конце концов, не является сложным делом. В большинстве случаев это решения двух вопросов: изменение привычек и устранение потерь тепла с помощью улучшения теплоизоляции.
Основная составляющая тепловых потерь в зданиях, которые строились до недавнего времени - это затраты тепла на подогрев инфильтрующегося через стены, оконные проемы, а также поступающего через системы вентиляции в здания воздуха.
При нормальном режиме циркуляции полный воздухообмен в жилых помещениях должен происходить не дольше чем через каждые два часа. Поскольку системы вентиляции современных зданий выполнены без каких-либо схем рекуперации тепла воздуха покидающего помещение, то затраты тепла на подогрев приточного воздуха значительны и в сумме тепловых потерь могут достигать величины 60%. Одним из направлений энергосбережения здесь может быть отказ от традиционных схем и переход на локальную принудительную схему вентиляции с установкой соответствующих рекуперирующих и программирующих устройств, обеспечивающих необходимый воздушный режим в помещении. Со временем проветривать помещения домов зимой через форточки или окна может оказаться очень дорогим удовольствием.
Ощутимую экономию тепловой энергии в жилых помещениях могут дать следующие ниже приведенные мероприятия.
1. Зашторивание окон на ночь и использование жалюзи. В данном случае речь идет о коротких шторах, которые закрывают окна до подоконника, но не закрывают пространство вокруг радиаторной батареи. Как известно, через окно теряется большое количество тепла, поэтому, закрывая на ночь короткие шторы, мы частично предотвращаем потери тепла.
2. Освобождение пространства вокруг радиаторов. Слишком длинные шторы и мебель возле радиаторных батарей заметно уменьшают эффективность отопления, поэтому желательно, чтобы пространство возле радиаторов было свободным. Тепло от батарей должно беспрепятственно передаваться отапливаему помещению.
3. Поддержание постоянной температуры в квартире. Повышение температуры в помещении на один градус увеличивает на 6% затраты на тепловую энергию. Поэтому следует поддерживать температуру в жилых комнатах не выше 21°С, а в других помещениях - на более низком уровне. Необходимо устанавливать термометры во всех комнатах и следить за их показаниями.
4. Установка отражательных экранов за нагревательными приборами. Между радиаторной батареей и стеной располагается своеобразный экран из алюминиевой фольги или теплозащитный экран с алюминиевым покрытием. Наиболее экономичным является экран, обе стороны которого покрыты фольгой. Фольга отражает тепло, которое излучает радиатор, и направляет его назад в комнату. Данное мероприятие позволяет увеличить эффективность работы отопительного прибора на 20 – 30%.
5. Установка новых подоконников. Чем шире подоконник, тем меньше тепла выходит наружу через окно. Поэтому если вы делаете капитальный ремонт в вашей квартире, то подумайте о возможности замены подоконников.
6. Застекление лоджий и балконов. Сэкономить тепло в значительной мере можно за счет застекленной лоджии или балкона. С одной стороны, вы предотвращаете попадание холодного воздуха к вам в квартиру, а с другой - отток теплого воздуха наружу.
7. Установка новых окон. Сегодня на рынке имеется большой выбор так называемых стеклопакетов, то есть окон, стойких к любым погодным условиям. Они имеют высокую степень теплоизоляции и имеют более привлекательный вид, чем окна из древесины.
8. Изоляция стен, пола и потолка. Этот "глобальный" по своему характеру замысел удобнее всего реализовать во время капитального ремонта вашей квартиры. Сегодня на рынке строительных материалов имеется широкий выбор изоляционных материалов на любой вкус. Если вы сомневаетесь в собственной компетенции по этому вопросу, то лучше посоветоваться со специалистами, которые помогут вам подобрать то, что больше всего подходит именно для вашей квартиры.
9. Контроль за расходованием тепла. Это мероприятие можно реализовать только в том случае, если ваша квартира оборудована теплоизмерительными приборами – счетчиками тепла. Счетчики дадут возможность контролировать затраты тепла, частично регулировать потребление и фиксировать результаты экономного его использования. На отопление помещений расходуется четвертая часть топлива, которое потребляется в стране, из них 80% - в жилых домах. Несмотря на это, тепла постоянно и остро не хватает, а при этом потери его составляют больше 30%.
Расчеты проведенные специалистами показывают, что работники жилищно-коммунального хозяйства и жители без значительных капитальных затрат могут уменьшить потери тепла на 5-10%. Эти потери значительно возрастают, если окна и дверь негерметизированные, теплотрассы неизолированные, а ремонт котельного и вспомогательного оборудования проведенные некачественно и несвоевременно.
- Введение
- I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
- 1.1 Цель преподавания дисциплины
- 1.2. Задачи изучения дисциплины
- 1.3. Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами
- II. Темы лекций и их Содержание
- Тема 1. Взаимоотношение человека и природы на современном этапе.
- Тема 2. Теоретические основы экологии
- Тема 3. Основные компоненты биосферы
- Тема 4. Глобальные экологические проблемы
- Тема 5. Организация экологического контроля в Республике Беларусь.
- Тема 6. Экологические проблемы Беларуси.
- Тема 7. Роль энергетики в развитии человеческого общества.
- Тема 8. Традиционные способы получения энергии
- Тема 9. Нетрадиционные способы получения энергии.
- Тема 10 Основные направления энергосбережения в промышленности, строительстве, апк и в быту.
- Краткий конспект лекций по разделу «Основы экологии»
- Тема 1. Взаимоотношение человека и природы на современном этапе.
- 1.1. Введение
- 1.2. Экологические проблемы современности.
- 1.3. Основные принципы природопользования и охраны природы.
- 1.4 Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности в Беларуси
- Тема 2. Теоретические основы экологии.
- 2.1.Экологические факторы среды
- 2.2. Учение в.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.
- 2.3.Ноосфера - единство биосферы и человека.
- 2.4. Основные законы и принципы экологии (по б.Коммонеру и н.Ф. Реймерсу).
- 2.5. Сущность нового биосферного мировоззрения.
- Тема 3. Основные компоненты биосферы
- 3.1 Атмосфера-состав, строение, свойства, атмосферы.
- 3.1.1. Загрязнение воздушного бассейна, качество воздушной среды,
- 3.1.2 Основные направления охраны атмосферного воздуха
- 3.1.3. Методы защиты атмосферы от загрязнений
- 3.2. Гидросфера - значение водных ресурсов, их классификаця.
- 3.2.1. Источники загрязнения водных ресурсов
- 3.2.2. Проблемы обеспечения населения питьевой водой.
- 3.3. Земля как средство производства и пространственный базис развития общества
- 3.3.1.Плодородие земли.
- 3.3.2. Экологическое значение лесных и других биологических ресурсов.
- 3.3.3. Растительность Беларуси.
- 3.3.4. Особенности лесопользования и лесовоспроизводства.
- 3.3.5. Охрана и защита лесов.
- 3.3.6. Недра - средства производства и пространственный базис развития общества.
- 3.3.7. Основные направления рационального использования и охраны недр
- Тема 4. Глобальные экологические проблемы
- 4.1. Температурный режим земли и проблемы его сохранения
- 4.1.1. Антропогенные факторы влияния на тепловой режим Земли.
- 4.1.2. Сохранение теплового баланса Земли – насущная задача человечества.
- 4.2 Рост численности народонаселения. Демографические закономерности в изменении численности населения.
- 4.3 Загрязнение биосферы.
- Тема 5. Организация экологического контроля в Республике Беларусь.
- 5.1. Виды экологического контроля в Республике Беларусь
- 5.2. Сущность и виды мониторинга окружающей среды.
- 5.3. Экологическая экспертиза
- 5.4. Экологический аудит
- Тема 6. Экологические проблемы Беларуси.
- Введение
- 6.1. Загрязнение территории республики радионуклидами
- 6.2. Загрязнение атмосферного воздуха
- 6.3. Загрязнение вод
- 6.4. Деградация и загрязнение почв
- 6.5. Заповедное дело, особо охраняемые природные территории
- 6.6. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности.
- 6.7. Принципы устойчивого развития.
- Краткий конспект лекций по разделу «Основы энергосбережения»
- Тема 7 Роль энергетики в развитии человеческого общества
- 7.1 Предмет, основные понятия и определения
- 7.2. Роль энергетики в развитии общества и эффективность использования и потребления им энергии
- 7.3 Классификация энергетических ресурсов.
- 7.4 Основные источники энергии и топлива. Условное топливо
- 7.4.1 Виды топлив.
- 1. Твердое топливо.
- 7.4.2 Условное топливо
- 7.5 Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь.
- 7.6 Энергетическая безопасность Республики Беларусь
- 7.7 Организация энергосбережения в рб.
- Тема 8 Традиционные способы получения энергии
- 8.1 Понятие энергии и ее основные виды. Особенности использования электрической энергии.
- 8.2 Понятие электрических станций и их классификация.
- 8.3 Тепловые электростанции
- 8.4 Атомные электростанции
- 8.5 Гидравлические и гидроаккумулирующие электростанции
- Тема 9 нетрадиционные способы получения и использования энергии.
- 9.1 Гелиоэнергетика
- 9.1.1 Прямое преобразование солнечной энергии в тепловую энергию.
- 9.1.2 Прямое преобразование солнечной энергии в электрическую.
- 9.1.3 Примеры использования солнечной энергии
- 9.2. Ветроэнергетика.
- 9.2.1 Принцип действия и классификация ветроэнергетических установок.
- 9.2.2 Опыт использования энергии ветра за рубежом и в рб.
- 9.4 Биоэнергетика
- 9.4.1. Термохимические процессы переработки биомассы.
- 9.4.2. Биохимические процессы переработки биомассы.
- 9.4.3. Агрохимические процессы.
- 9.4 Вторичных энергетические ресурсы
- Тема 10 Основные направления энергосбережения в промышленности, строительстве, апк и быту.
- 10.1. Системы энергоснабжения предприятия.
- 10.2. Основные направления энергосбережения в промышленности.
- 10.3. Основные направления энергосбережения в строительстве.
- 10.4. Основные направления энергосбережения в апк.
- 10.5.Экономия электрической и тепловой энергии в быту.
- 10.5.1. Основные направления энергоснабжения в коммунально-бытовом хозяйстве.
- 10.5.2.. Направления экономии электрической энергии.
- 10.5.3. Основные направления экономии тепловой энергии.
- 10.5.4. Экономия тепловой энергии при выборе оптимальной конструкции застекления оконных проемов.
- IV. Практические (семинарские) занятия
- V. Управляемая самостоятельная работа студентов дневной формы обучения
- 5.1. Методические рекомендации по выполнению работ
- 5.2. Содержание управляемой самостоятельной работы по темам лекций
- 4.1.1 Управляемая самостоятельная работа по темам лекций
- Тема 2. Теоретические основы экологии.
- Тема 3 Характеристика основных компонент биосферы, их состояние и проблемы сохранения.
- 4.2.2 Управляемая самостоятельная работа по темам практических занятий.
- Тема 5. Виды экологического контроля в Республике Беларусь
- VI. Перечень вопросов для подготовки к сдаче зачета тестированием
- Тема 1. Теоретические основы экологии
- Тема2. Экологические факторы
- Тема 4. Глобальные экологические проблемы
- Тема 5. Виды экологического контроля в Республике Беларусь
- Тема 6. Экологические проблемы Беларуси.
- Тема 7. Роль энергетики в развитии человеческого общества.
- Тема 8. Традиционные способы получения энергии
- Тема 9 . Нетрадиционные способы получения и использования энергии.
- Тема 10. Основные направления энергосбережения в промышленности, строительстве, апк и быту.
- VII. Рекомендуемая литература Основная литература
- Дополнительная литература