logo search
Лекции летные испытания АТ

3. Определение маневренных характеристик.

Как известно, маневренностью называют способность самолета изменять за определенный промежуток времени положение своего центра тяжести в пространстве. Характеристики маневренности показывают возможности маневрирования самолета внутри области располагаемых перегрузок.

Критериями маневренности являются располагаемые перегрузки nх , ny , nя .

Примечание: Маневренные характеристики определяются только для боевых самолетов.

Общие характеристики маневренности— это:

1. располагаемые перегрузки nxи nyв их взаимосвязи в зависимости от скорости и высоты полета и конфигурации самолета на известных РРД;

2. время достижения заданной перегрузки или угла (крена, скольжения) при максимальном (по ходу, усилию или другому ограничению) отклонении соответствующего органа управления в зависимости от скорости и высоты полета и конфигурации самолета.

Методы определения в ЛИ — разгоны и торможения при фиксированном значении nyдля п.1, и и дачи органами управления для п.2. При выполнении разгонов и торможений необходимо приведение к стандартным условиям.

Зная общие характеристики маневренности можно рассчитать характеристики любых маневров и определить безопасные области их выполнения.

Частные характеристики маневренности— характеристики конкретных маневров. Выполняются для уточнения характеристик конкретных маневров в характерных точках допустимой области выполнения маневров и для получения летной оценки.

Испытания маневренности на высотах, превышающий практический потолок. Динамический потолок.

Испытания самолетов на динамических режимах на высотах полета выше практического потолка выполняются методом выполнения горок с высоты практического потолка. Необходимо определить оптимальный угол наклона траектории на горке, обеспечивающий набор максимальной высоты при заданной величине потери скорости (от начальной до эволютивной), определить собственно величину набора высоты, а также подтвердить нормальную работу силовой установки и приемлемые характеристики устойчивости и управляемости.

Выполняются для тех самолетов, для которых эти режимы могут использоваться.