logo
Лекции летные испытания АТ

Турбулентность. Болтанка.

Как уже упоминалось, атмосферные движения часто носят неупорядоченный хаотический, вихревой, так называемый турбулентный характер. При этом зоны с выраженной турбулентностью обычно являются не сплошными возмущенными слоями, а прерывистыми — возмущенные участки чередуются спокойными. Толщина возмущенных слоев чаще всего не превышает 300—600 м, а их протяженность — 60—80 км. Но иногда турбулентность охватывает более мощные слои — толщиной до 2—3 км и протяженностью до 1000 км и более. Чем интенсивнее турбулентность, тем меньше тол­щина и протяженность турбулентного слоя атмосферы.

Продолжительность существования турбулентных зон составляет несколько часов и лишь в отдельных случаях — до суток. Турбулентности чаще наблюдается в нижних слоях атмосферы (до высоты 2—3 км). Выше (до высоты 6 км) она встречается редко, а затем по мере приближения к тропопаузе снова чаще. В стратосфере до высоты 15— 16 км, повторяемость турбулентности вновь уменьшается.

При полете в турбулентной зоне возникают добавочные хаотические ускорения, вызывающие вредные перегрузки. Движение самолета становится возмущенным, он совершает непрерывные колебания по вертикали, появляется болтанка.

Интенсивность болтанки характеризуется величинами максимальной перегрузки.

Интенсивность болтанки

Характеристика поведения самолета при болтанке

Величина макс. Перегрузки.

Слабая

Редкие колебания и вздрагивание самолета. Легкие броски вверх и вниз. Колебание Vy 2—3 м/с.

Менее ±0,2

Умеренная

Значительное дрожание самолета, резкие и частые броски вниз и вверх до 10— 15 м, колебания Vдо 10—15 км/ч. Режим полета сохраняется.

От ±0,2 до ±0,5

Сильная

Интенсивные частые и резкие броски самолета вверх и вниз до 20—40 м и более, сильное дрожание самолета, ощутимые динамические удары. Изменение Vболее, чем на 40 км/ч. Режим полета нарушается.

От ±0,5 до ±0,8

Действие перегрузок вызывает увеличение нагрузок на летчика, дополнительные напряжения на отдельных частях самолета, что ускоряет изнашиваемость материальной части, а в тех случаях, когда перегрузки превышают допустимые, самолет может попасть на срывные режимы или разрушиться в воздухе. С увеличением скорости полета эти перегрузки увеличиваются.

Турбулентность, вызывающая болтанку самолетов, связана с описанными выше горизонтальными течениями и, особенно, с вертикальными движениями воздуха (в частности, со слоем трения, особенно при интенсивном солнечном нагреве земли, со струйными течениями на высоте 8— 14 км, с тропопаузой, с горными районами как при восходящих, так и при нисходящих потоках)