3. Порядок проведения испытаний.
Вопрос порядка проведения наземных и летных испытаний важен вследствие сложности, многоплановости, дороговизны и повышенной опасности этих работ. Выбранный порядок должен обеспечивать:
- безопасность работ;
- полное и точное выполнение заданных проверок и определение требуемых характеристик;
- минимизацию затрат времени и средств.
Точных правил в этом вопросе нет, но можно указать следующие принципы, которых надо придерживаться при определении порядка проведения испытаний.
1) в испытаниях должны быть проверены все эксплуатационные режимыполета ЛА и работы его систем, а также большинство особых ситуаций, за исключением тех, где от действий летчика ничего не зависит (катапультирование), тех, где действия летчика одинаковы для всех самолетов (потеря радиосвязи) и некоторых особо опасных (пожар, короткое замыкание — их стараются проверить в наземных или стендовых испытаниях, аварийная посадка, м.б. без шасси).
2) сначала проводятся испытания, обеспечивающие безопасность полетов, затем испытания на определение заданных характеристик по порядку их важности;
3) сначала проверяются те характеристики, невыполнение которых может привести к максимальным переделкам ЛА и повторению большого кол-ва испытаний (изменение конструкции планера, сил.уст.).
4) испытания однородных характеристик необходимо выполнять от менее опасных режимов к более опасным, от более простых режимов к более сложным, от середины диапазона каких-либо параметров к предельным значениям.
Исходя из этого:
- минимальные скорости желательно определить как можно раньше, для обеспечения безопасности полета, и так как от них нормируются диапазон эксплуатационных скоростей на взлете, в полете, на посадке; а характеристики сваливания и штопора обычно определяются позднее в специальных испытаниях;
- определение а/д поправок при средних эксплуатационных скоростях необходимо определить как можно раньше, на минимальных и максимальных скоростях можно позднее (логично вместе с испытаниями на этих режимах);
- наземные испытания предшествуют летным (в идеале — полностью, как минимум по испытываемой системе), т.е. систему, не испытанную на земле проверять в воздухе нельзя, если система не подлежит испытанию в данном полете и не влияет на его безопасность, то можно лететь с непроверенной системой, при этом пользоваться ей нельзя, лучше вообще ее не включать;
- испытания работоспособности систем и оборудования, необходимого для полета, выполняются в первых же полетах в комплексе с другими проверками, какие-либо специальные проверки выполняются в порядке их значимости;
- очередность маневренных, прочностных, взлетно-посадочных, летно-технических испытаний определяется в зависимости от их значимости в ТЗ с максимальным комплексированием по конфигурации и режиму полета;
При выполнении испытаний некоторые испытания проводятся несколько раз:
на первом этапе предварительных испытаний определяются основные характеристики на соответствие их нормам годности и ТЗ, экипажем осваивает ЛА, определяет его особенности, выявляются недостатки, подлежащие устранению;
на втором этапе предварительных испытаний подтверждается устранение выявляются недостатков, определяются все характеристики на соответствие их нормам годности и ТЗ;
на гос. (серт.) испытаниях повторно, но уже заказчиком или серт.органом определяются все характеристики на соответствие их нормам годности и ТЗ.
- Испытания авиационной техники.
- 1. Определение и общие сведения об испытаниях. Виды испытаний. Место испытаний в процессе разработки и изготовления ла.
- 2. Испытательные организации и подразделения. Специалисты.
- 3. Документы, регламентирующие летно-испытательную работу.
- 4. Организация и проведение ли.
- Лекция 2. Основы авиационной метеорологии.
- 1. Определение.
- 2. Строение атмосферы.
- 3. Состояние атмосферы. Ее влияние на характеристики ла. Мса.
- Непосредственное влияние на летно-технические и взлетно-посадочные характеристикисамолета.
- Влияние состояния атмосферы на эксплуатационные характеристики.
- Влияние состояния атмосферы на безопасность полета
- 4. Характеристики метеорологических элементов и метеорологических явлений. Температура.
- Суточные изменения температуры
- Годовые изменения температуры
- Влияние температуры на работу авиации
- Измерение температуры воздуха
- Давление.
- Плотность
- Измерение характеристик ветра.
- Влияние ветра на работу авиации.
- Вертикальные движения воздуха.
- Турбулентность. Болтанка.
- Глобальная циркуляция атмосферы.
- Струйные течения.
- Воздушные массы
- Атмосферные фронты.
- Влажность
- Облачность
- Влияние облачности на производство полетов
- Наблюдение за облаками.
- Туманы.
- Осадки. Причины образования осадков
- Виды осадков
- Измерение осадков
- Влияние осадков на работу авиации
- Прозрачность воздуха. Видимость.
- Обледенение.
- Работа метеослужб в авиации.
- Лекция 3. Классификация испытаний ла по определяемым характеристикам. Наземные испытания. Летные испытания. Порядок проведения испытаний. Рулежки, пробежки, подлеты, первый вылет.
- 1. Наземные испытания.
- 2. Летные испытания.
- 3. Порядок проведения испытаний.
- 4. Рулежки, пробежки, подлеты, первый вылет.
- Лекция 6. Летные испытания. Понятие об устойчивости. Понятие об управляемости. Характеристики продольной устойчивости и управляемости самолета. Определение характеристик продольной устойчивости в ли.
- 2.5.1.Понятие об устойчивости.
- 2.5.2. Понятие об управляемости.
- 2.5.3. Характеристики продольной устойчивости и управляемости самолета.
- 1. Характеристики статической устойчивости.
- Лекция 8. Летные испытания. Характеристики сваливания и штопора. Определение минимальных скоростей полета, характеристик сваливания и штопора в ли.
- Лекция 9. Летные испытания. Определение взлетно-посадочные характеристик. Определение маневренных характеристик. Летные прочностные испытания.
- 1. Определение взлетно-посадочных характеристик.
- 2. Летные прочностные испытания.
- 3. Определение маневренных характеристик.
- Лекция 10. Летные испытания. Испытания силовых установок, систем и оборудования ла.
- Форма льдообразований
- Испытания оборудования.
- Лекция 11. Летные испытания. Проверка влияния отказов систем ла на безопасность полета.
- Лекция 12. Летные испытания. Испытания на боевое применение. Испытания способов и средств аварийного покидания в полете. Опережающие ресурсные испытания.
- 1. Испытания систем вооружения на боевое применение.
- 2. Испытания способов и средств аварийного покидания в полете.
- 3. Опережающие ресурсные испытания.
- Лекция 13. Наземные испытания. Нивелировка. Взвешивание и центровка. Испытания самолетных систем.
- Лекция 14. Наземные испытания. Испытания оборудования самолета. Особенности серийных наземных и летных испытаний.
- 1. Наземные испытания оборудования самолета.
- 2. Особенности серийных наземных и летных испытаний (предъявительских, приемосдаточных и периодических).