logo
Лекции летные испытания АТ

2. Летные прочностные испытания.

Основным видом испытаний самолета на прочность являются стендовые испытания. Однако, летные испытания на прочность тоже имеют место и делятся на 2 вида.

А) Проверка статической прочности.

Цель этих испытаний двояка:

- подтвердить достаточную прочность самолета в реальных условиях, для этого перед и после полета проводятся осмотр и нивелировка самолета с целью выявления деформаций;

- проверить правильность (или неправильность) величин и характера распределения нагрузок, используемых при расчетах и стендовых испытаниях — в этом случае ЛА обязательно препарируется большим количеством датчиков, измеряющих напряжении в элементах конструкции.

То же самое относится и к испытаниям шасси на прочность.

В полетах напрямую достигаются заявленные перегрузки в конкретных расчетных случаях.

Конкретный объем летных прочностных испытаний зависит от маневренного класса самолета (маневренные – ny max до 9g, ограниченно маневренные – ny max = 5-6g, маневренные – ny max = 2-3g), но в основном проверяются следующие режимы:

1) В полетной конфигурации:

- Разгон самолета до V max max (до максимального скоростного напора) или VD в горизонтальном полете с ny=1 (допускается небольшое снижение).

- Достижение эксплуатационной ny max при: - V max max (расчетный случай А`);

- расчетной скорости маневрирования, соответствующей Судоп (расчетный случай А).

- Достижение эксплуатационной ny min при V max max (расчетный случай D`).

- Выполнение дач элеронами (бочек) при: V max max и ny=1;

0,9-0,95 V max max и ny= 0,6-0,7 ny max (эксплуатационной)

-Выполнение: дач рулем направления,

скольжений при V max max и ny=1;

2) Аналогичные проверки выполняются с выпущенной механизацией во взлетной и посадочной конфигурациях в рамках установленных для них ограничений.

3) Вышеуказанные проверки выполняются с каждым вариантом подвесок в рамках установленных на него ограничений.

4) Разгон самолета - с выпущенным шасси,

- с выпущенным тормозным щитком

до соответствующей установленной V max.

5) На самолете с несимметричными подвесками выполняются разгоны до установленной для соответствующего варианта подвесок V max,.

Б) Определение частотных характеристик ЛА

Применяется для проверки характеристик аэроупругости. Определяются частоты собственных колебаний в полете, их зависимость от конфигурации самолета и режима полета. Для возбуждения колебаний используют специальные инициаторы колебаний (электромагнитные, взрывные), возможно применение очень коротких импульсов органами управления.

Для этих испытаний необходима установка высокочастотной СБИ (с частотой опроса порядка сотен Герц).

По результатам прочностных испытаний, испытаний на сваливание и на устойчивость и управляемость строится «Область располагаемых перегрузок».