3.3.2. Экологическое значение лесных и других биологических ресурсов.
Растения как единственные созидатели органической материи служат биоэнергетической основой функционирования всей биосферы. От состояния растительного покрова территории отдельных стран и планеты в целом зависит общий баланс веществ и энергии на Земле. Благодаря фотосинтезу, свойственному только зеленым растениям, создается органическое вещество планеты. (уравнение реакции фотосинтеза имеет вид: 6CO2+6H2O+E = C6H12O6+6O2).
Растительность создает особые условия климата в приземном слое атмосферы, играет стабилизирующую роль в окружающей среде. Травянистый, кустарниковый и древесный покровы влияют на поверхностный и внутрипочвенный стоки, на испарение влаги, способствует впитыванию талых вод, улучшают режим минерального питания почв, положительно действует на водный баланс суши в целом. С помощью высших растений, особенно злаков, формируется структура почвы.
Разнообразие растительного покрова Земли определяется такими основными факторами, как климат, рельеф, почвенно-гидрологические условия. Изменение растительного покрова происходят и с продвижением вглубь материков, и с поднятием в горы, что также связано с изменением климатических условий.
Растения служат источником питания людей и кормом для сельскохозяйственных и диких животных, являются лекарственным сырьём и т. д. Всего человеком используется около 20 тыс. видов растений, из них разводятся и культивируются около 2,5 тыс.
Среди растительных ресурсов нашей планеты особое место занимают лесные формации. Лес представляет собой природный комплекс, в составе которого преобладают деревья одного или многих видов, растущие близко друг от друга и образующие более или менее сомкнутый древостой. Вместе с тем лес рассматривается как совокупность земли, древесной, кустарниковой и травяной растительности, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.
Леса на земле образуют самые крупные экологические системы. Структура лесных экологических систем зависит от физико-географических условий среды, видового состава и биологических особенностей растений. Лес является главнейшим источником и аккумулятором органического вещества, оказывает решающее воздействие на энергетический обмен в биосфере, выступает носителем колоссальной энергии. Особенно велика его роль в стабилизации кислородного баланса атмосферы в планетарном масштабе. Так, 1 га средневозрастного леса поглощает ежегодно 4,6 - 6,5 т углекислого газа и выделяет при этом 3,5 - 5 т кислорода.
Леса выполняют водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, улучшают окружающую среду, создают условия для обитания диких животных.
Лес активно выполняет очистительные функции, улавливая химические атмосферные загрязнения, особенно газообразные, способен поглощать отдельные промышленные выбросы. Обладает пылезащитными свойствами - листва крон очищает лес от вредных механических примесей.
Оздоровительное значение лесов и других растительных комплексов широко используется для различных форм рекреации населения, особенно в больших городах и пригородных зонах. В лесных массивах размещаются лечебно-оздоровительные учреждения и спортивные сооружения, туристические комплексы, лагеря отдыха для детей и школьников, создаются специальные зоны массового отдыха.
Важная роль лесных массивов в предупреждении и поглощении возможного радиоактивного загрязнения. Леса могут захватывать до 50% радиоактивной пыли, защищая от нее прилегающие посевы, сады, населенные пункты.
Лес является одной из основ хозяйственной деятельности человека, источником получения многих материальных ресурсов (древесины, пищевых, лекарственных и технических ресурсов, продукции охотничьего промысла), базой для развития лесного хозяйства, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, отдыха и туризма, других отраслей народного хозяйства. От того, насколько рационально используются ресурсы леса, во многом зависит рост экономики страны.
Лесные ресурсы включают стволовые запасы древесины и разнообразные недревесные ресурсы: технические, кормовые, пищевые, лекарственные растения. Они выполняют общественно полезные и защитно-ресурсоохранные функции, в том числе рекреационные и эстетические.
Леса покрывают 37,0 млн. км площади земного шара, из них на Россию приходится 7,7, Канаду - 4,2, Бразилию - 3,3, США - 2,9, млн. км. Мировые ресурсы древесины оцениваются до 370 млрд. м3, самые высокий ресурсный потенциал находится в Евразии -42% общего запаса древесины. Особенно выделяется Россия - 22%. В Канаде и США - -6%, всех стран Европы лишь 5% мировых запасов древесины.
- Введение
- I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
- 1.1 Цель преподавания дисциплины
- 1.2. Задачи изучения дисциплины
- 1.3. Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами
- II. Темы лекций и их Содержание
- Тема 1. Взаимоотношение человека и природы на современном этапе.
- Тема 2. Теоретические основы экологии
- Тема 3. Основные компоненты биосферы
- Тема 4. Глобальные экологические проблемы
- Тема 5. Организация экологического контроля в Республике Беларусь.
- Тема 6. Экологические проблемы Беларуси.
- Тема 7. Роль энергетики в развитии человеческого общества.
- Тема 8. Традиционные способы получения энергии
- Тема 9. Нетрадиционные способы получения энергии.
- Тема 10 Основные направления энергосбережения в промышленности, строительстве, апк и в быту.
- Краткий конспект лекций по разделу «Основы экологии»
- Тема 1. Взаимоотношение человека и природы на современном этапе.
- 1.1. Введение
- 1.2. Экологические проблемы современности.
- 1.3. Основные принципы природопользования и охраны природы.
- 1.4 Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности в Беларуси
- Тема 2. Теоретические основы экологии.
- 2.1.Экологические факторы среды
- 2.2. Учение в.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.
- 2.3.Ноосфера - единство биосферы и человека.
- 2.4. Основные законы и принципы экологии (по б.Коммонеру и н.Ф. Реймерсу).
- 2.5. Сущность нового биосферного мировоззрения.
- Тема 3. Основные компоненты биосферы
- 3.1 Атмосфера-состав, строение, свойства, атмосферы.
- 3.1.1. Загрязнение воздушного бассейна, качество воздушной среды,
- 3.1.2 Основные направления охраны атмосферного воздуха
- 3.1.3. Методы защиты атмосферы от загрязнений
- 3.2. Гидросфера - значение водных ресурсов, их классификаця.
- 3.2.1. Источники загрязнения водных ресурсов
- 3.2.2. Проблемы обеспечения населения питьевой водой.
- 3.3. Земля как средство производства и пространственный базис развития общества
- 3.3.1.Плодородие земли.
- 3.3.2. Экологическое значение лесных и других биологических ресурсов.
- 3.3.3. Растительность Беларуси.
- 3.3.4. Особенности лесопользования и лесовоспроизводства.
- 3.3.5. Охрана и защита лесов.
- 3.3.6. Недра - средства производства и пространственный базис развития общества.
- 3.3.7. Основные направления рационального использования и охраны недр
- Тема 4. Глобальные экологические проблемы
- 4.1. Температурный режим земли и проблемы его сохранения
- 4.1.1. Антропогенные факторы влияния на тепловой режим Земли.
- 4.1.2. Сохранение теплового баланса Земли – насущная задача человечества.
- 4.2 Рост численности народонаселения. Демографические закономерности в изменении численности населения.
- 4.3 Загрязнение биосферы.
- Тема 5. Организация экологического контроля в Республике Беларусь.
- 5.1. Виды экологического контроля в Республике Беларусь
- 5.2. Сущность и виды мониторинга окружающей среды.
- 5.3. Экологическая экспертиза
- 5.4. Экологический аудит
- Тема 6. Экологические проблемы Беларуси.
- Введение
- 6.1. Загрязнение территории республики радионуклидами
- 6.2. Загрязнение атмосферного воздуха
- 6.3. Загрязнение вод
- 6.4. Деградация и загрязнение почв
- 6.5. Заповедное дело, особо охраняемые природные территории
- 6.6. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности.
- 6.7. Принципы устойчивого развития.
- Краткий конспект лекций по разделу «Основы энергосбережения»
- Тема 7 Роль энергетики в развитии человеческого общества
- 7.1 Предмет, основные понятия и определения
- 7.2. Роль энергетики в развитии общества и эффективность использования и потребления им энергии
- 7.3 Классификация энергетических ресурсов.
- 7.4 Основные источники энергии и топлива. Условное топливо
- 7.4.1 Виды топлив.
- 1. Твердое топливо.
- 7.4.2 Условное топливо
- 7.5 Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь.
- 7.6 Энергетическая безопасность Республики Беларусь
- 7.7 Организация энергосбережения в рб.
- Тема 8 Традиционные способы получения энергии
- 8.1 Понятие энергии и ее основные виды. Особенности использования электрической энергии.
- 8.2 Понятие электрических станций и их классификация.
- 8.3 Тепловые электростанции
- 8.4 Атомные электростанции
- 8.5 Гидравлические и гидроаккумулирующие электростанции
- Тема 9 нетрадиционные способы получения и использования энергии.
- 9.1 Гелиоэнергетика
- 9.1.1 Прямое преобразование солнечной энергии в тепловую энергию.
- 9.1.2 Прямое преобразование солнечной энергии в электрическую.
- 9.1.3 Примеры использования солнечной энергии
- 9.2. Ветроэнергетика.
- 9.2.1 Принцип действия и классификация ветроэнергетических установок.
- 9.2.2 Опыт использования энергии ветра за рубежом и в рб.
- 9.4 Биоэнергетика
- 9.4.1. Термохимические процессы переработки биомассы.
- 9.4.2. Биохимические процессы переработки биомассы.
- 9.4.3. Агрохимические процессы.
- 9.4 Вторичных энергетические ресурсы
- Тема 10 Основные направления энергосбережения в промышленности, строительстве, апк и быту.
- 10.1. Системы энергоснабжения предприятия.
- 10.2. Основные направления энергосбережения в промышленности.
- 10.3. Основные направления энергосбережения в строительстве.
- 10.4. Основные направления энергосбережения в апк.
- 10.5.Экономия электрической и тепловой энергии в быту.
- 10.5.1. Основные направления энергоснабжения в коммунально-бытовом хозяйстве.
- 10.5.2.. Направления экономии электрической энергии.
- 10.5.3. Основные направления экономии тепловой энергии.
- 10.5.4. Экономия тепловой энергии при выборе оптимальной конструкции застекления оконных проемов.
- IV. Практические (семинарские) занятия
- V. Управляемая самостоятельная работа студентов дневной формы обучения
- 5.1. Методические рекомендации по выполнению работ
- 5.2. Содержание управляемой самостоятельной работы по темам лекций
- 4.1.1 Управляемая самостоятельная работа по темам лекций
- Тема 2. Теоретические основы экологии.
- Тема 3 Характеристика основных компонент биосферы, их состояние и проблемы сохранения.
- 4.2.2 Управляемая самостоятельная работа по темам практических занятий.
- Тема 5. Виды экологического контроля в Республике Беларусь
- VI. Перечень вопросов для подготовки к сдаче зачета тестированием
- Тема 1. Теоретические основы экологии
- Тема2. Экологические факторы
- Тема 4. Глобальные экологические проблемы
- Тема 5. Виды экологического контроля в Республике Беларусь
- Тема 6. Экологические проблемы Беларуси.
- Тема 7. Роль энергетики в развитии человеческого общества.
- Тема 8. Традиционные способы получения энергии
- Тема 9 . Нетрадиционные способы получения и использования энергии.
- Тема 10. Основные направления энергосбережения в промышленности, строительстве, апк и быту.
- VII. Рекомендуемая литература Основная литература
- Дополнительная литература