logo search
УМК_2_ ОСН

2.4. Основные законы и принципы экологии (по б.Коммонеру и н.Ф. Реймерсу).

Экология как наука является теоретической основой охраны окружающей среды и рационального природопользования. Законы экологии были сформулированы американским экологом Б. Коммонером и по своей сути являются законами природы. Они сводятся к четырем основным принципам, [12, с.34-38,]объясняющим устойчивое развитие природы и призывающим человечество руководствоваться ими в своем воздействии на окружающую среду.

Все взаимосвязано. Биосфера Земли является равновесной экосистемой, в которой все отдельные звенья взаимосвязаны и дополняют друг друга. Нарушение какого-либо звена влечет за собой изменения в других звеньях.

Все должно куда-то деваться. Этот принцип вытекает из закона сохранения материи. Ничто в природе не исчезает, а лишь переходит из одной формы существования материи в другую.

Природа знает лучше. Человечество прошло гораздо более короткий путь развития, чем биосфера Земли. За многие миллионы лет существования биосферы Земли полностью сформировались связи, механизмы и ее отдельные звенья. Необдуманное и безответственное вмешательство людей в природу может привести к уничтожению отдельных связей между звеньями экосистемы и к невозможности возврата экосистемы в первоначальное состояние. Поэтому человечество должно научиться жить в согласии с природой.

За все надо платить. Всякая экосистема представляет собой единое целое, в котором нет ничего лишнего. Все, что человечество забирает из экосистем для удовлетворения своих нужд, должно быть возвращено или возмещено.

Помимо формулировок Б. Коммонера, современные экологи вывели еще один закон экологии — "на всех не хватит" (закон ограниченности ресурсов). Очевидно, что масса питательных веществ для всех форм жизни на Земле конечна и ограничена. Ее не хватает на всех появляющихся в биосфере представителей органического мира, поэтому значительное увеличение численности и массы каких-либо организмов в глобальном масштабе может происходить только за счет уменьшения численности и массы других.

"На всех не хватит" — источник всех форм конкуренции, соперничества и антагонизма в природе и, к сожалению, в обществе. И сколько бы ни считали классовую борьбу, расизм, межнациональные конфликты чисто социальными явлениями — все они своими корнями уходят во внутривидовую конкуренцию, принимающую иногда гораздо более жестокие формы, чем у животных. Существенное различие в том, что в природе в результате конкурентной борьбы выживают лучшие, а в человеческом обществе — не всегда.

Возникнув в рамках биологической науки, понятие «Экология», претерпев значительную эволюцию, получило более широкое толкование: экология растений, экология животных, экология человека. Последнее оформилось в «Социальную экологию». Н.Ф. Реймерс под социальной экологией понимает отношения личностной сущности человека со средой жизни [45].

В настоящее время термином «социальная экология» называется комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия общества (societas) c окружающей средой обитания (oikos) и исследует отношения между человеческими сообществами с окружающей биологической, географической, социальной и культурной средой.

Социоэкология, как и любая другая наука, подчинена собственным законам. Наиболее широкую классификацию социоэкологических законов выводит Н.Ф. Реймерс:

– закон социально-экологического равновесия (необходимость сохранения равновесия между давлением на среду и восстановлением этой среды, как природным, так и искусственным);

– принцип культурного управления развитием (наложение ограничений на экстенсивное развитие, учет экологических ограничений);

– правило социально-экологических замещений (необходимость выявления путей замещения человеческих потребностей);

– закон социально-экологической необратимости (невозможность поворота социального движения вспять, от сложных форм к более простым);

– закон ноосферы В.И. Вернадского (неизбежность трансформации биосферы под влиянием мысли и человеческого труда в ноосферу, т.е. сферу, в которой разум становится доминирующим в развитии системы человек-природа).

Соблюдение этих законов возможно при условии осознания человечеством своей роли в механизме поддержания стабильности биосферы. Известно, что в процессе эволюции сохраняются лишь те виды, которые способны обеспечивать устойчивость жизни и окружающей среды. Только человек, используя силу своего разума, может направить дальнейшее развитие биосферы по пути сохранения дикой природы, сохранения цивилизации и человечества, создания более справедливой социальной системы, перехода от философии войны к философии мира и партнерства, любви и уважения к будущим поколениям. Все это - составляющие нового биосферного мировоззрения, которое должно стать общечеловеческим.