Облачность
Наряду с процессом испарения воды в атмосфере происходит и обратный процесс — переход водяного пара при понижении температуры в жидкое или непосредственно в твердое состояние. Первый процесс называется конденсацией, второй — сублимацией.
Понижение температуры происходит адиабатически в поднимающемся влажном воздухе и приводит к конденсации или сублимации водяного пара, что и является главной причиной образования облаков. Причинами подъема воздуха в этом случае могут являться: 1) конвекция, 2) восходящее скольжение по наклонной фронтальной поверхности, 3) волнообразные движения, 4) турбулентность.
Кроме указанного, понижение температуры может произойти и вследствие радиационного выхолаживания (от излучения) верхних слоев инверсий или верхней границы облаков.
Конденсация происходит только в том случае, если воздух насыщен водяным паром и в атмосфере имеются ядра конденсации. Ядрами конденсации являются мельчайшие твердые, жидкие и газообразные частицы, постоянно имеющиеся в атмосфере. Наиболее распространенными являются ядра, содержащие соединения хлора, серы, азота, углерода, натрия, кальция, причем наиболее часто встречающимися ядрами являются соединения натрия и хлора, обладающие гигроскопическими свойствами.
Ядра конденсации в атмосферу попадают главным образом из морей и океанов (около 80%) путем испарения и разбрызгивания их с водной поверхности. Кроме того, источниками ядер конденсации являются продукты горения, выветривания почв, вулканической деятельности и т. д.
В результате конденсации и сублимации в атмосфере образуются мельчайшие капельки воды (с радиусом около 50 мк) и кристаллики льда, имеющие вид шестигранной призмы. Скопление их в приземном слое воздуха дает дымку или туман, в вышележащих слоях облака. Слияние мелких облачных капель или нарастание ледяных кристаллов приводит к образованию различного рода осадков: дождя, снега.
Облака могут состоять только из капель, только из кристаллов и быть смешанными, т. е. состоять из капель и кристаллов. Водяные капли в облаках при отрицательных температурах находятся в переохлажденном состоянии. Капельножидкие облака в большинстве случаев наблюдаются до температуры -12° С, чисто ледяные (кристаллические) — при температуре ниже -40° С, смешанные — от -12 до -40° С.
Облака характеризуются водностью. Водность — это количество воды в граммах, содержащееся в одном кубическом метре облака (г/м3). Водность в капельножидких облаках колеблется от 0,01 до 4 г в кубическом метре облачной массы (в отдельных случаях наблюдается и более 10 г/м3). В ледяных облаках водность менее 0,02 г/м3, а в смешанных облаках до 0,2—0,3 г/м3. Не следует смешивать водность с влажностью.
Облака классифицируются:
- по высоте нижней границы на 3 (иногда 4) яруса,
- по происхождению (генетическая классификация) на 3 группы,
- по внешнему виду (морфологическая классификация) делятся на несколько форм:
Выделяются основные формы:
Кучевые облака представляют собой белые, серые, темно-серые отдельные образования в виде куч различной формы.
Перистые — отдельные тонкие легкие облака белого цвета, прозрачные, волокнистой или нитевидной структуры имеют вид крючков, нитей, перьев или полос.
Слоистые облака — представляют собой однородный серый покров, различной прозрачности.
Перисто-кучевые облака, представляющие собой мелкие белые хлопья или маленькие шарики (барашки), напоминающие комочки снега,
Перисто-слоистые облака, имеющие вид белой пелены, затягивающей зачастую все небо, и придающие ему молочно-белый оттенок.
Слоисто-кучевые облака серого цвета с темными полосами — облачными валами.
Отмечаются также другие особенности внешнего вида (наличие волнистости, конкретные формы облака) и связь с осадками. Всего насчитывают 10 основных форм облаков и 70 их разновидностей.
Форма облаков определяется при их наблюдении в соответствие с принятой классификацией с помощью специально изданного Атласа облаков.
Облака, возникающие внутри воздушных масс, называются внутримассовыми, образующиеся на атмосферных фронтах – фронтальными, возникающие над горами при перетекании воздушными потоками препятствий (гор) – орографическими.
Группы | Процесс образования | Ярус | ||
Нижний (0 – 2000м). Облака вертикаль-ного развития. | Средний (2000 – 6000 м). | Верхний (выше 6000м). | ||
Кучевообраз-ные | Конвекция при наличии задерживающего слоя. | Кучевые(плоские облака). | Высококучевые: - хлопьевидные; - башенкообразные. | Перисто-кучевые хлопьевид-ные |
Вертикального развития: вторжение холодного воздуха под теплый. | Кучево-дождевые. Мощные кучевые (верхняя граница – до тропопаузы). | |||
Слоисто-образные | Восходящее скольжение теплого воздуха вдоль пологих фронтальных разделов или по холодной подстилающей поверхности. | Слоисто-дождевые. Разорвано- дождевые (слоистые или слоисто-кучевые) | Высоко-слоистые: - тонкие. - плотные | Перистые.
Перисто-слоистые |
Волнистые | Надинверсионные: восхо-дящее скольжение теплого воздуха по слою инверсии со слабым наклоном. | Слоисто-кучевые плотные | Высоко-кучевые плотные | Перисто-кучевые волнисто-образные |
Подинверсионные: турбулентность, излучение, смешение в пограничном слое. | Слоисто-кучевые просвечивающие.
Слоистые | Высоко-кучевые просвечивающие: - волнистые, - грядами, - чечевицеобразные |
При указании высоты верхней и нижней границ облаков нужно иметь в виду, что они могут быть как достаточно четкие, так и чрезвычайно размытые. Особенно опасен переходный предоблачный слой, достигающий 200 м у под подинверсионными облаками.
В отдельную группу следует выделить искусственные перистые облака, возникающие за летящим самолетом в верхней тропосфере. Их называют конденсационными (иногда инверсионными) следами. Возникают они в результате сублимации водяного пара, содержащегося в выхлопных газах двигателя.
- Испытания авиационной техники.
- 1. Определение и общие сведения об испытаниях. Виды испытаний. Место испытаний в процессе разработки и изготовления ла.
- 2. Испытательные организации и подразделения. Специалисты.
- 3. Документы, регламентирующие летно-испытательную работу.
- 4. Организация и проведение ли.
- Лекция 2. Основы авиационной метеорологии.
- 1. Определение.
- 2. Строение атмосферы.
- 3. Состояние атмосферы. Ее влияние на характеристики ла. Мса.
- Непосредственное влияние на летно-технические и взлетно-посадочные характеристикисамолета.
- Влияние состояния атмосферы на эксплуатационные характеристики.
- Влияние состояния атмосферы на безопасность полета
- 4. Характеристики метеорологических элементов и метеорологических явлений. Температура.
- Суточные изменения температуры
- Годовые изменения температуры
- Влияние температуры на работу авиации
- Измерение температуры воздуха
- Давление.
- Плотность
- Измерение характеристик ветра.
- Влияние ветра на работу авиации.
- Вертикальные движения воздуха.
- Турбулентность. Болтанка.
- Глобальная циркуляция атмосферы.
- Струйные течения.
- Воздушные массы
- Атмосферные фронты.
- Влажность
- Облачность
- Влияние облачности на производство полетов
- Наблюдение за облаками.
- Туманы.
- Осадки. Причины образования осадков
- Виды осадков
- Измерение осадков
- Влияние осадков на работу авиации
- Прозрачность воздуха. Видимость.
- Обледенение.
- Работа метеослужб в авиации.
- Лекция 3. Классификация испытаний ла по определяемым характеристикам. Наземные испытания. Летные испытания. Порядок проведения испытаний. Рулежки, пробежки, подлеты, первый вылет.
- 1. Наземные испытания.
- 2. Летные испытания.
- 3. Порядок проведения испытаний.
- 4. Рулежки, пробежки, подлеты, первый вылет.
- Лекция 6. Летные испытания. Понятие об устойчивости. Понятие об управляемости. Характеристики продольной устойчивости и управляемости самолета. Определение характеристик продольной устойчивости в ли.
- 2.5.1.Понятие об устойчивости.
- 2.5.2. Понятие об управляемости.
- 2.5.3. Характеристики продольной устойчивости и управляемости самолета.
- 1. Характеристики статической устойчивости.
- Лекция 8. Летные испытания. Характеристики сваливания и штопора. Определение минимальных скоростей полета, характеристик сваливания и штопора в ли.
- Лекция 9. Летные испытания. Определение взлетно-посадочные характеристик. Определение маневренных характеристик. Летные прочностные испытания.
- 1. Определение взлетно-посадочных характеристик.
- 2. Летные прочностные испытания.
- 3. Определение маневренных характеристик.
- Лекция 10. Летные испытания. Испытания силовых установок, систем и оборудования ла.
- Форма льдообразований
- Испытания оборудования.
- Лекция 11. Летные испытания. Проверка влияния отказов систем ла на безопасность полета.
- Лекция 12. Летные испытания. Испытания на боевое применение. Испытания способов и средств аварийного покидания в полете. Опережающие ресурсные испытания.
- 1. Испытания систем вооружения на боевое применение.
- 2. Испытания способов и средств аварийного покидания в полете.
- 3. Опережающие ресурсные испытания.
- Лекция 13. Наземные испытания. Нивелировка. Взвешивание и центровка. Испытания самолетных систем.
- Лекция 14. Наземные испытания. Испытания оборудования самолета. Особенности серийных наземных и летных испытаний.
- 1. Наземные испытания оборудования самолета.
- 2. Особенности серийных наземных и летных испытаний (предъявительских, приемосдаточных и периодических).