logo search
УМК_2_ ОСН

10.2. Основные направления энергосбережения в промышленности.

Достаточно большим потенциалом энергосбережения обладают предприятия промышленности. Величина этого потенциала, утвержденная в Республиканской программе энергосбережения на 2006 - 2010 годы составляет 27,3%. При суммарном потреблении ТЭР в 2004 году всеми предприятиями Министерства промышленности в объеме 1938,3 тыс. т У.Т., планируемая экономия за счет внедрения энергосберегающих мероприятий в 2006-2010 годах должна составить 530 тыс. т У.Т. Производственный комплекс предприятий Министерства промышленности Республики Беларусь, сложившийся за многие годы его существования, сориентирован на создание сложной науко - и материалоемкой продукции. Для ее производства используется в большом количестве сырье, материалы и комплектующие, поступающие на предприятия из-за пределов Беларуси, что в основном и определяет ее конкурентоспособность на мировом рынке и цену. Обще известным фактом является и то, что у нас в стране на выпуск одноименной продукции, по сравнению с зарубежными предприятиями, тратится в 2…2,5 раза больше ТЭР. Исходя из сложившейся ситуации, одним из важнейших приоритетов научно-технической политики Минпрома стала политика энерго- и ресурсосбережения. Работа Минпрома по энергосбережению осуществляется по следующим

приоритетным направлениям:.

внедрение прогрессивных норм удельных расходов ТЭР с ежегодным их снижением до 2% относительно предыдущего отчетного периода;

Для реализации этих программ, направленных на разработку и создание конкурентоспособной продукции, привлекаются конструкторские и технологические подразделения всех крупнейших предприятий и объединений, таких как МТЗ, МАЗ, БелАЗ, Гомсельмаш и др. Широко привлекаются научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации отраслевой науки, а также научный потенциал академии наук и учебных заведений.

Так, например, на МТЗ при расчете потребления ТЭР на текущую пятилетку до 2011 года планируется за счет совершенствования организации производства, внедрения новых видов оборудования и новых прогрессивных технологических процессов обеспечить увеличение объемов производства (в денежном выражении) почти на 300%, но при этом потребление ТЭР не должно увеличится более чем на 170%. Энергоемкость продукции предприятия планируется снизить в 1,8 раза.

Предприятия отрасли разрабатывают и создают новую конкурентоспособную продукцию. Так на МТЗ создан новый 3-й класс энергонасыщенных тракторов Беларус-1523 – 2022 с мощностью двигателей в 150 – 210 л.с. У этого семейства тракторов полный привод в сочетании с надежной синхронизированной трансмиссией и экономичным дизелем обеспечивают минимальный расход топлива (12 – 16 л на гектар пахоты) при высокой производительности, превосходя аналогичную продукцию стран СНГ и дальнего зарубежья. Система автоматизированного регулирования обработкой почвы позволяет без вмешательства механизатора поддерживать необходимое качество обработки почвы. Автоматическое включение переднего моста и блокировки дифференциала заднего моста обеспечивают высокие тягово-сцепные показатели. По требованиям потребителей на МТЗ предусмотрен выпуск тракторов, соответствующих требованиям эмиссионных стандартов 1-й и 2-й ступеней (Евро-1 и Евро-2). Повсеместное использование этих тракторов позволит снизить расход топлива на единицу обработанной площади на 25—30 %. Выпускаемые Минским автозаводом магистральные седельные тягачи нового поколения МАЗ 544069 и МАЗ 643008 только за счет более совершенной конструкции двигателей, трансмиссии, подвески автомобилей, шин и мостов позволяют экономить до 15 - 20 % топлива.

Подобная тенденция снижения энергопотребления наблюдается по всему перечню вновь осваиваемой продукции.