6.3. Загрязнение вод
В 2007 г. продолжилось общее снижение водопотребления в стране, которое произошло за счет сокращения использования воды на хозяйственно-питьевые и сельскохозяйственные нужды. В производственном секторе потребление воды несколько выросло.
Уменьшился и объем сточных вод, причем снижение коснулось и такой их категории, как загрязненные сточные воды. Соответственно сократилось и поступление в водные объекты загрязняющих веществ.
Качество поверхностных вод в целом улучшилось. В воде основных рек снизилась повторяемость концентраций загрязняющих веществ выше ПДК. Тем не менее, по данным, полученным на сети мониторинга поверхностных вод Департамента по гидрометеорологии, подобные превышения имели место. По различным веществам и разным рекам они изменялись в широком диапазоне.
Особенно часто указанные превышения фиксировались по железу общему (85-100% от общего количества определений), марганцу (76-98%) и меди (55-91%). По цинку они составили 8-100%, азоту нитратному - 10-75%, азоту аммонийному - 13-68, БПК5 - 4-62, нефтепродуктам -- 2-22%.
Между бассейнами основных рек существуют различия по качеству вод. Исходя из этих различий, бассейны распределяются в следующей последовательности (в порядке ухудшения качества): бассейн Немана - Западной Двины - Припяти - Западного Буга ~ Днепра.
Согласно ИЗВ, наиболее чистыми являются реки Неман и Западная Двина. Качество вод этих рек и большинства их притоков не опускалось ниже такой квалификационной характеристики, как относительно чистые. Однако вода отдельных притоков по качеству относилась к умеренно загрязненной категории.
Вода Припяти - относительно чистая, за исключением отдельного участка реки, где она оценивалась как умеренно загрязненная: По качеству воды притоки Припяти в большинстве своем определялись как относительно чистые, однако некоторые из них — как умеренно загрязненные.
Качество воды Западного Буга относится к умеренно загрязненной категории. Вода притоков, как правило, относительно чистая, но имеются реки, вода которых умеренно загрязненная.
В верховье Днепра вода относительно чистая, в нижней части - умеренно загрязненная. Вода притоков - как относительно чистая, так и умеренно загрязненная. К бассейну относится самый грязный водоток страны (р. Свислочь).
Качество вод водоемов в местах водопользования населения по сравнению с предыдущим годом несколько ухудшилось по химическим и улучшилось по микробиологическим показателям. В первом случае доля проб, не соответствующих гигиеническим нормам, составила 19% вместо 15,6% в 2006 г., во втором — 8,6% вместо 10,0%.
Качество подземных вод водозаборов в городах осталось практически на уровне предыдущих лет. Для источников централизованного водоснабжения доля проб, не соответствующих гигиеническим нормам по химическим показателям, составила 44,4%, по микробиологическим - 1,5%. Для колодцев данные показатели составили соответственно 40,7 и 16,3%.
Ухудшение качества вод подземных вод связано с обусловленными природными причинами высокими концентрациями железа и, в меньшей степени, — марганца. Для колодцев оно связано с нитратным загрязнением, вызванным хозяйственной деятельностью.
Примечание: Качество водных ресурсов — это характеристика состава и свойств воды, определяющая пригодность ее для конкретных видов природопользования, которое определяют, используя индекс загрязнения воды (ИЗВ):
где Сi — средняя концентрация определяемого ингредиента за период наблюдений;
ПДКi — предельно допустимая концентрация ингредиента;
6 — число ингредиентов, учитываемых при расчетах (1 - растворенный кислород, 2 - БПК5 биохимическое потребление кислорода, 3 - аммонийный азот, 4 - нитритный азот, 5 - нефтепродукты и 6 - фенолы).
Вода считается чистой, если ИЗВ≤0,3; относительно чистой при 0,3<ИЗВ≤1; умеренно загрязненной при 1<ИЗВ≤2,5. Если ИЗВ более 4; 6; 10, то вода определяется как грязная, очень грязная и чрезвычайно грязная.
- Введение
- I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
- 1.1 Цель преподавания дисциплины
- 1.2. Задачи изучения дисциплины
- 1.3. Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами
- II. Темы лекций и их Содержание
- Тема 1. Взаимоотношение человека и природы на современном этапе.
- Тема 2. Теоретические основы экологии
- Тема 3. Основные компоненты биосферы
- Тема 4. Глобальные экологические проблемы
- Тема 5. Организация экологического контроля в Республике Беларусь.
- Тема 6. Экологические проблемы Беларуси.
- Тема 7. Роль энергетики в развитии человеческого общества.
- Тема 8. Традиционные способы получения энергии
- Тема 9. Нетрадиционные способы получения энергии.
- Тема 10 Основные направления энергосбережения в промышленности, строительстве, апк и в быту.
- Краткий конспект лекций по разделу «Основы экологии»
- Тема 1. Взаимоотношение человека и природы на современном этапе.
- 1.1. Введение
- 1.2. Экологические проблемы современности.
- 1.3. Основные принципы природопользования и охраны природы.
- 1.4 Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности в Беларуси
- Тема 2. Теоретические основы экологии.
- 2.1.Экологические факторы среды
- 2.2. Учение в.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.
- 2.3.Ноосфера - единство биосферы и человека.
- 2.4. Основные законы и принципы экологии (по б.Коммонеру и н.Ф. Реймерсу).
- 2.5. Сущность нового биосферного мировоззрения.
- Тема 3. Основные компоненты биосферы
- 3.1 Атмосфера-состав, строение, свойства, атмосферы.
- 3.1.1. Загрязнение воздушного бассейна, качество воздушной среды,
- 3.1.2 Основные направления охраны атмосферного воздуха
- 3.1.3. Методы защиты атмосферы от загрязнений
- 3.2. Гидросфера - значение водных ресурсов, их классификаця.
- 3.2.1. Источники загрязнения водных ресурсов
- 3.2.2. Проблемы обеспечения населения питьевой водой.
- 3.3. Земля как средство производства и пространственный базис развития общества
- 3.3.1.Плодородие земли.
- 3.3.2. Экологическое значение лесных и других биологических ресурсов.
- 3.3.3. Растительность Беларуси.
- 3.3.4. Особенности лесопользования и лесовоспроизводства.
- 3.3.5. Охрана и защита лесов.
- 3.3.6. Недра - средства производства и пространственный базис развития общества.
- 3.3.7. Основные направления рационального использования и охраны недр
- Тема 4. Глобальные экологические проблемы
- 4.1. Температурный режим земли и проблемы его сохранения
- 4.1.1. Антропогенные факторы влияния на тепловой режим Земли.
- 4.1.2. Сохранение теплового баланса Земли – насущная задача человечества.
- 4.2 Рост численности народонаселения. Демографические закономерности в изменении численности населения.
- 4.3 Загрязнение биосферы.
- Тема 5. Организация экологического контроля в Республике Беларусь.
- 5.1. Виды экологического контроля в Республике Беларусь
- 5.2. Сущность и виды мониторинга окружающей среды.
- 5.3. Экологическая экспертиза
- 5.4. Экологический аудит
- Тема 6. Экологические проблемы Беларуси.
- Введение
- 6.1. Загрязнение территории республики радионуклидами
- 6.2. Загрязнение атмосферного воздуха
- 6.3. Загрязнение вод
- 6.4. Деградация и загрязнение почв
- 6.5. Заповедное дело, особо охраняемые природные территории
- 6.6. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности.
- 6.7. Принципы устойчивого развития.
- Краткий конспект лекций по разделу «Основы энергосбережения»
- Тема 7 Роль энергетики в развитии человеческого общества
- 7.1 Предмет, основные понятия и определения
- 7.2. Роль энергетики в развитии общества и эффективность использования и потребления им энергии
- 7.3 Классификация энергетических ресурсов.
- 7.4 Основные источники энергии и топлива. Условное топливо
- 7.4.1 Виды топлив.
- 1. Твердое топливо.
- 7.4.2 Условное топливо
- 7.5 Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь.
- 7.6 Энергетическая безопасность Республики Беларусь
- 7.7 Организация энергосбережения в рб.
- Тема 8 Традиционные способы получения энергии
- 8.1 Понятие энергии и ее основные виды. Особенности использования электрической энергии.
- 8.2 Понятие электрических станций и их классификация.
- 8.3 Тепловые электростанции
- 8.4 Атомные электростанции
- 8.5 Гидравлические и гидроаккумулирующие электростанции
- Тема 9 нетрадиционные способы получения и использования энергии.
- 9.1 Гелиоэнергетика
- 9.1.1 Прямое преобразование солнечной энергии в тепловую энергию.
- 9.1.2 Прямое преобразование солнечной энергии в электрическую.
- 9.1.3 Примеры использования солнечной энергии
- 9.2. Ветроэнергетика.
- 9.2.1 Принцип действия и классификация ветроэнергетических установок.
- 9.2.2 Опыт использования энергии ветра за рубежом и в рб.
- 9.4 Биоэнергетика
- 9.4.1. Термохимические процессы переработки биомассы.
- 9.4.2. Биохимические процессы переработки биомассы.
- 9.4.3. Агрохимические процессы.
- 9.4 Вторичных энергетические ресурсы
- Тема 10 Основные направления энергосбережения в промышленности, строительстве, апк и быту.
- 10.1. Системы энергоснабжения предприятия.
- 10.2. Основные направления энергосбережения в промышленности.
- 10.3. Основные направления энергосбережения в строительстве.
- 10.4. Основные направления энергосбережения в апк.
- 10.5.Экономия электрической и тепловой энергии в быту.
- 10.5.1. Основные направления энергоснабжения в коммунально-бытовом хозяйстве.
- 10.5.2.. Направления экономии электрической энергии.
- 10.5.3. Основные направления экономии тепловой энергии.
- 10.5.4. Экономия тепловой энергии при выборе оптимальной конструкции застекления оконных проемов.
- IV. Практические (семинарские) занятия
- V. Управляемая самостоятельная работа студентов дневной формы обучения
- 5.1. Методические рекомендации по выполнению работ
- 5.2. Содержание управляемой самостоятельной работы по темам лекций
- 4.1.1 Управляемая самостоятельная работа по темам лекций
- Тема 2. Теоретические основы экологии.
- Тема 3 Характеристика основных компонент биосферы, их состояние и проблемы сохранения.
- 4.2.2 Управляемая самостоятельная работа по темам практических занятий.
- Тема 5. Виды экологического контроля в Республике Беларусь
- VI. Перечень вопросов для подготовки к сдаче зачета тестированием
- Тема 1. Теоретические основы экологии
- Тема2. Экологические факторы
- Тема 4. Глобальные экологические проблемы
- Тема 5. Виды экологического контроля в Республике Беларусь
- Тема 6. Экологические проблемы Беларуси.
- Тема 7. Роль энергетики в развитии человеческого общества.
- Тема 8. Традиционные способы получения энергии
- Тема 9 . Нетрадиционные способы получения и использования энергии.
- Тема 10. Основные направления энергосбережения в промышленности, строительстве, апк и быту.
- VII. Рекомендуемая литература Основная литература
- Дополнительная литература