4.1.2. Сохранение теплового баланса Земли – насущная задача человечества.
Проблемой потепления атмосферы планеты обеспокоены все: и ученые, и бизнесмены, и широкая общественность. Многие экологи считают, что основной ее причиной является промышленная деятельность человека. Они предлагают государствам сократить количество выброса углекислого и других парниковых газов (фреона, закиси азота, метана и так далее) в атмосферу. Для этого разработан международный, так называемый Киотский, протокол.
Протокол был подписан 159-ю странами в японском городе Киото в 1997 году. В соответствии с ним, индустриально развитые страны в период с 2008 по 2012 годы должны сократить уровень вредных выбросов, ведущих к возникновению так называемого парникового эффекта, в среднем, на 5,2 проц. от уровня 1990 года. В настоящее время участниками протокола являются 189 стран, совокупно ответственных за 63,7 проц. общемировых выбросов. В свою очередь, США – "наивеличайший загрязнитель", подписавшие протокол в 1998 году, в январе 2001 года отозвали свою подпись. Обязательства по протоколу взяли на себя 37 стран. Ряд развивающихся стран, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.
Протокол призван снизить нагрузку на экологическую систему, которую на нее оказывает парниковый эффект. По данным экологов, за последние десятилетия концентрация углекислого газа в атмосфере выросла на треть, метана - в 2,5 раза, выброшены сотни миллионов тонн хлорфторуглеродов. Если не принимать никаких мер, то положение будет только усугубляться. Поэтому необходимы более эффективные меры для решения данной экологической проблемы. Именно такие задачи ставили перед собой все проводимые климатические конференции, общее количество которых к 2010 году составило 15. Из них можно отдельно выделить Московскую конференцию 2003 года и конференцию 2009 года, проводимую в Копенгагене.
На конференцию, проводимую в Москве с 29 сентября по 3 октября 2003 г. были приглашены 2000 участников из более чем 100 стран мира. Конференция позволила большому числу ученых встретиться с представителями правительственных организаций, бизнеса, частного сектора и неправительственных организаций. Целью конференции было всестороннее обсуждение проблемы изменения климата, включая: понимание роли антропогенных и природных факторов, влияющих на климат; поиск путей уменьшения антропогенных эмиссий; оценка воздействия и мера адаптации к происходящим изменениям климата; и, кроме того, достижение максимального взаимопонимания между учеными, правительствами, бизнесменами и широкими слоями населения.
Всемирная Конференция 2003 года по изменению климата предоставила участникам замечательную возможность ознакомиться с новыми результатами исследований и улучшить понимание существующего состояния климатической системы и ее возможного развития в будущем, потенциальных последствий и отклика на воздействия.
К сожалению, на Конференции не было детального обсуждения и полного понимания путей вовлечения новых результатов исследований в решение Глобальной экологической проблемы – проблемы повышения температуры на Земле и грядущих изменениях условий жизни жителей планеты.
Значительно большие надежды возлагались на 15 Международную конференцию, проведение которой было запланировано на декабрь 2009 года в Копенгагене. Чтобы спасти климат на нашей планете приехать в Копенгаген выразили желание лидеры почти всех стран мира Общее число участников составило 193 страны. Таким образом, конференция приобрела гигантские масштабы, а результаты ее оказались более, чем скромными.
Действительно, после двенадцати дней обсуждений конференция ООН по вопросам изменения климата в Копенгагене завершилась только в шаге от провала. По ранее достигнутым договоренностям, в частности в ходе конференции ООН по вопросам климата на острове Бали (2007 год) было принято совместное решение о необходимости подписания нового соглашения, ограничивающего выбросы в атмосферу СО2. Этот договор, меняющий Киотский протокол, должен был быть подписан в ходе декабрьской конференции в Копенгагене. Этого не произошло. Практически все сходились во мнении, что обязательно надо срочно что-то делать, чтобы не допустить изменения климата. Снова и снова называлась общая цель - потепление на Земле не должно превысить двух градусов Цельсия. Но как только дело доходило до принятия конкретных решений сразу возникали трудности субъективного характера.
Китайцы были против контролеров в собственной стране, европейцы не смогли договориться относительно уровня сокращения выбросов СО2, американцы не захотели спешить, жители африканского континента отметили необходимость выделения на эти цели дополнительных средств, но не смогли гарантировать прозрачность их расходования. Развивающиеся страны считают, что индустриально развитые государства несут ответственность за глобальное потепление. И именно они должны устранять все негативные последствия В итоге ситуация зашла в тупик, несмотря на то, что на этапе подготовки конференции имелся пакет конкретных предложений по данной проблеме. Комиссия, которая готовила договор по климату, представила согласованный проект документа, в котором отмечалось, что для того, чтобы сдержать глобальное потепление необходимо сократить выбросы парниковых газов по сравнению с уровнем 1990 года, к 2020 году на 25-40 процентов, а к 2050 году - на 50 процентов. В противном случае человечеству не удастся избежать масштабных климатических катастроф. Однако достичь согласия относительно объемов сокращения выбросов не удалось.
15-я Рамочная конференция ООН по изменению климата формально завершила свою работу после двухнедельной дискуссии и почти на сутки позднее намеченного срока. Это был крупнейший в истории международный климатический форум. Его результатом стало "Копенгагенское соглашение", подготовленное лидерами США, Китая, Индии, ЮАР и Бразилии, которое было не одобрено, а лишь принято к сведению участниками конференции.
В трехстраничном документе, получившем название "Копенгагенское соглашение", ставится цель ограничить повышение температуры на планете 2 градусами и предоставить развивающимся странам "быструю помощь" в размере 30 млрд долларов в 2010-2012 годы, а также 100 млрд долларов в год до 2020 года, однако не ставит конкретных целей и обязательств в области сокращения выбросов парниковых газов. Ряд развивающихся стран выступили против этого документа, поскольку в нем не прописаны конкретные шаги по сокращению развитыми странами выбросов парниковых газов. Тем не менее, Соглашение, которое не является юридически обязывающим, предусматривает, что все страны к февралю будущего года представят свои обязательства по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов. Кроме того, к 2012 году богатые страны должны выделить развивающимся странам 10 миллиардов долларов на борьбу с изменениями климата.
Резюме:
Тепловой баланс Земли определяется равновесием поступления на ее поверхность излучения Солнца и рассеивания тепла в виде инфракрасного излучения в космическое пространство. Даже незначительные изменения средней температуры планеты вызывают изменения водных и воздушных потоков, что ведет к значительным изменениям климата в разных зонах. Основная опасность нарушения теплового баланса связана с накоплением в атмосфере углекислого газа и возможностью развития «парникового эффекта». Рост концентрации углекислого газа в последние годы связан не только со сжиганием органического топлива, но и с нарушениями природных механизмов выведения этого газа из атмосферы — уничтожением болот, в которых органическое вещество захоранивается, подкислением почв и природных вод, что ведет к разложению карбонатов, подавлением фотосинтеза растений многочисленными загрязняющими воздух, почвы и воды веществами. Необходимость сохранения теплового баланса Земли требует согласованного контроля за всеми этими факторами всеми странами планеты Земля.
- Введение
- I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
- 1.1 Цель преподавания дисциплины
- 1.2. Задачи изучения дисциплины
- 1.3. Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами
- II. Темы лекций и их Содержание
- Тема 1. Взаимоотношение человека и природы на современном этапе.
- Тема 2. Теоретические основы экологии
- Тема 3. Основные компоненты биосферы
- Тема 4. Глобальные экологические проблемы
- Тема 5. Организация экологического контроля в Республике Беларусь.
- Тема 6. Экологические проблемы Беларуси.
- Тема 7. Роль энергетики в развитии человеческого общества.
- Тема 8. Традиционные способы получения энергии
- Тема 9. Нетрадиционные способы получения энергии.
- Тема 10 Основные направления энергосбережения в промышленности, строительстве, апк и в быту.
- Краткий конспект лекций по разделу «Основы экологии»
- Тема 1. Взаимоотношение человека и природы на современном этапе.
- 1.1. Введение
- 1.2. Экологические проблемы современности.
- 1.3. Основные принципы природопользования и охраны природы.
- 1.4 Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности в Беларуси
- Тема 2. Теоретические основы экологии.
- 2.1.Экологические факторы среды
- 2.2. Учение в.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.
- 2.3.Ноосфера - единство биосферы и человека.
- 2.4. Основные законы и принципы экологии (по б.Коммонеру и н.Ф. Реймерсу).
- 2.5. Сущность нового биосферного мировоззрения.
- Тема 3. Основные компоненты биосферы
- 3.1 Атмосфера-состав, строение, свойства, атмосферы.
- 3.1.1. Загрязнение воздушного бассейна, качество воздушной среды,
- 3.1.2 Основные направления охраны атмосферного воздуха
- 3.1.3. Методы защиты атмосферы от загрязнений
- 3.2. Гидросфера - значение водных ресурсов, их классификаця.
- 3.2.1. Источники загрязнения водных ресурсов
- 3.2.2. Проблемы обеспечения населения питьевой водой.
- 3.3. Земля как средство производства и пространственный базис развития общества
- 3.3.1.Плодородие земли.
- 3.3.2. Экологическое значение лесных и других биологических ресурсов.
- 3.3.3. Растительность Беларуси.
- 3.3.4. Особенности лесопользования и лесовоспроизводства.
- 3.3.5. Охрана и защита лесов.
- 3.3.6. Недра - средства производства и пространственный базис развития общества.
- 3.3.7. Основные направления рационального использования и охраны недр
- Тема 4. Глобальные экологические проблемы
- 4.1. Температурный режим земли и проблемы его сохранения
- 4.1.1. Антропогенные факторы влияния на тепловой режим Земли.
- 4.1.2. Сохранение теплового баланса Земли – насущная задача человечества.
- 4.2 Рост численности народонаселения. Демографические закономерности в изменении численности населения.
- 4.3 Загрязнение биосферы.
- Тема 5. Организация экологического контроля в Республике Беларусь.
- 5.1. Виды экологического контроля в Республике Беларусь
- 5.2. Сущность и виды мониторинга окружающей среды.
- 5.3. Экологическая экспертиза
- 5.4. Экологический аудит
- Тема 6. Экологические проблемы Беларуси.
- Введение
- 6.1. Загрязнение территории республики радионуклидами
- 6.2. Загрязнение атмосферного воздуха
- 6.3. Загрязнение вод
- 6.4. Деградация и загрязнение почв
- 6.5. Заповедное дело, особо охраняемые природные территории
- 6.6. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности.
- 6.7. Принципы устойчивого развития.
- Краткий конспект лекций по разделу «Основы энергосбережения»
- Тема 7 Роль энергетики в развитии человеческого общества
- 7.1 Предмет, основные понятия и определения
- 7.2. Роль энергетики в развитии общества и эффективность использования и потребления им энергии
- 7.3 Классификация энергетических ресурсов.
- 7.4 Основные источники энергии и топлива. Условное топливо
- 7.4.1 Виды топлив.
- 1. Твердое топливо.
- 7.4.2 Условное топливо
- 7.5 Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь.
- 7.6 Энергетическая безопасность Республики Беларусь
- 7.7 Организация энергосбережения в рб.
- Тема 8 Традиционные способы получения энергии
- 8.1 Понятие энергии и ее основные виды. Особенности использования электрической энергии.
- 8.2 Понятие электрических станций и их классификация.
- 8.3 Тепловые электростанции
- 8.4 Атомные электростанции
- 8.5 Гидравлические и гидроаккумулирующие электростанции
- Тема 9 нетрадиционные способы получения и использования энергии.
- 9.1 Гелиоэнергетика
- 9.1.1 Прямое преобразование солнечной энергии в тепловую энергию.
- 9.1.2 Прямое преобразование солнечной энергии в электрическую.
- 9.1.3 Примеры использования солнечной энергии
- 9.2. Ветроэнергетика.
- 9.2.1 Принцип действия и классификация ветроэнергетических установок.
- 9.2.2 Опыт использования энергии ветра за рубежом и в рб.
- 9.4 Биоэнергетика
- 9.4.1. Термохимические процессы переработки биомассы.
- 9.4.2. Биохимические процессы переработки биомассы.
- 9.4.3. Агрохимические процессы.
- 9.4 Вторичных энергетические ресурсы
- Тема 10 Основные направления энергосбережения в промышленности, строительстве, апк и быту.
- 10.1. Системы энергоснабжения предприятия.
- 10.2. Основные направления энергосбережения в промышленности.
- 10.3. Основные направления энергосбережения в строительстве.
- 10.4. Основные направления энергосбережения в апк.
- 10.5.Экономия электрической и тепловой энергии в быту.
- 10.5.1. Основные направления энергоснабжения в коммунально-бытовом хозяйстве.
- 10.5.2.. Направления экономии электрической энергии.
- 10.5.3. Основные направления экономии тепловой энергии.
- 10.5.4. Экономия тепловой энергии при выборе оптимальной конструкции застекления оконных проемов.
- IV. Практические (семинарские) занятия
- V. Управляемая самостоятельная работа студентов дневной формы обучения
- 5.1. Методические рекомендации по выполнению работ
- 5.2. Содержание управляемой самостоятельной работы по темам лекций
- 4.1.1 Управляемая самостоятельная работа по темам лекций
- Тема 2. Теоретические основы экологии.
- Тема 3 Характеристика основных компонент биосферы, их состояние и проблемы сохранения.
- 4.2.2 Управляемая самостоятельная работа по темам практических занятий.
- Тема 5. Виды экологического контроля в Республике Беларусь
- VI. Перечень вопросов для подготовки к сдаче зачета тестированием
- Тема 1. Теоретические основы экологии
- Тема2. Экологические факторы
- Тема 4. Глобальные экологические проблемы
- Тема 5. Виды экологического контроля в Республике Беларусь
- Тема 6. Экологические проблемы Беларуси.
- Тема 7. Роль энергетики в развитии человеческого общества.
- Тема 8. Традиционные способы получения энергии
- Тема 9 . Нетрадиционные способы получения и использования энергии.
- Тема 10. Основные направления энергосбережения в промышленности, строительстве, апк и быту.
- VII. Рекомендуемая литература Основная литература
- Дополнительная литература