logo
Лекц РПС Донбас

6.Транспорт Донецко-Макеевского промышленного узла.

Без первоклассного и разностороннего транспорта подъем экономики Донецко-Макеевского узла был бы невозможен. В состав одной из крупнейших в Украине Донецко-Макеевской агломерации входит более 20 городов и поселков городского типа. Город пересечен магистральными, железными и автомобильными дорогами. По ним осуществляется связь между населенными пунктами в пределах самой агломерации. Помимо этого, автомобильные и железнодорожные магистрали дают выход транспортным потокам на север и юг – к другим промышленным узлам и районам Донбасса, Украины, Центральному району России, правобережью Азовского моря. Население города обслуживают трамвайно-троллейбусный, автобусный, легковой таксомоторный и индивидуальный автотранспорт. Главными проблемами автотранспортных предприятий является старение подвижного состава, рост цен на бензин, дизтопливо и запасные части. Горсоветом заключаются договора с владельцами частных и ведомственных автобусов и микроавтобусов для работы на маршрутах города. В Донецке действует 12 трамвайных маршрутов общей протяженностью 130км и 18 троллейбусных маршрутов протяженностью 188км. Ежедневно на маршрутах городского эклетротранспорта работает 319 единиц подвижного состава, которым перевозится более 600 тыс. пассажиров. В городе находится одно из крупнейших авиапредприятий Украины – «Донбасс – Восточные авиалинии Украины», взлетно-посадочная полоса длинной 2,5км может принимать любые типы самолетов кроме широкофюзеляжных. Авиакомпания сотрудничает с 18 странами мира, в том числе Россией, ОАЭ, Грецией, Италией, Турцией. Ежегодно авиакомпания обслуживает 180 тыс. пассажиров.

По густоте железнодорожной сети Донбасс стоит на втором месте в мире после Бельгии. Насыщенность железнодорожными линиями по Донецкой области составляет 61,9км на 1000 км2, по Украине — 37,7км, по СНГ — 6,5км. Техническое перевооружение Донецкой железной дороги и отчасти промышленного железнодорожного транспорта шло особенно интенсивно в семидесятые годы. В целях увеличения пропускной способности магистралей рельсы легких типов заменялись более тяжелыми, смягчался профиль пути, осуществлялось развитие станций и узлов, механизировались сортировочные станции, строились вторые пути, внедрялась радиорелейная связь, автоблокировка. Проведены значительные работы по электрификации наиболее грузонапряженных участков. На электровозы приходится более 98% всех грузовых перевозок. К числу наиболее крупных железнодорожных станций относятся: Ясиноватая (одна из самых больших сортировочных станций Украины, через которую осуществляется связь узла с другими районами области и проводится грузообмен по всей стране и за рубеж), Волноваха, Донецк. Железнодорожный вокзал, отметив свой полувековой юбилей, после значительного капитального ремонта приобрел вторую молодость. Станция Донецк ежегодно обслуживает около 7 млн. пассажиров, осуществляется погрузка более 3 млн. т грузов, разгружается более 60 тыс. вагонов. Так как основательное обновление железнодорожного хозяйства в последние годы не проводилось, то многое оборудование и подвижной состав в значительной степени устарели и требуют замены.

Услуги по перевозке пассажиров Макеевским пассажирским транспортом выполняют ОАО «Макеевское АТП – 11434» (на линии ежедневно – 21 единица), ДП «Макеевское АТП – 11403» (на линии ежедневно – 10 единиц) и частные предприниматели с привлечением к работе 540 единиц автотранспорта, из которых 228 – автобусы и 312 – микроавтобусы, а также электротранспорт КП «Горэлектротранс» в количестве 16 единиц. Железнодорожные перевозки осуществляются ГОАО «Макеевпогрузтранс».

Важную роль в экономике района играет трубопроводный транспорт. Территорию пересекают трубопроводы Шебелинка – Славянск – Краматорск, Таганрог – Донецк.