6.Транспорт Донецко-Макеевского промышленного узла.
Без первоклассного и разностороннего транспорта подъем экономики Донецко-Макеевского узла был бы невозможен. В состав одной из крупнейших в Украине Донецко-Макеевской агломерации входит более 20 городов и поселков городского типа. Город пересечен магистральными, железными и автомобильными дорогами. По ним осуществляется связь между населенными пунктами в пределах самой агломерации. Помимо этого, автомобильные и железнодорожные магистрали дают выход транспортным потокам на север и юг – к другим промышленным узлам и районам Донбасса, Украины, Центральному району России, правобережью Азовского моря. Население города обслуживают трамвайно-троллейбусный, автобусный, легковой таксомоторный и индивидуальный автотранспорт. Главными проблемами автотранспортных предприятий является старение подвижного состава, рост цен на бензин, дизтопливо и запасные части. Горсоветом заключаются договора с владельцами частных и ведомственных автобусов и микроавтобусов для работы на маршрутах города. В Донецке действует 12 трамвайных маршрутов общей протяженностью 130км и 18 троллейбусных маршрутов протяженностью 188км. Ежедневно на маршрутах городского эклетротранспорта работает 319 единиц подвижного состава, которым перевозится более 600 тыс. пассажиров. В городе находится одно из крупнейших авиапредприятий Украины – «Донбасс – Восточные авиалинии Украины», взлетно-посадочная полоса длинной 2,5км может принимать любые типы самолетов кроме широкофюзеляжных. Авиакомпания сотрудничает с 18 странами мира, в том числе Россией, ОАЭ, Грецией, Италией, Турцией. Ежегодно авиакомпания обслуживает 180 тыс. пассажиров.
По густоте железнодорожной сети Донбасс стоит на втором месте в мире после Бельгии. Насыщенность железнодорожными линиями по Донецкой области составляет 61,9км на 1000 км2, по Украине — 37,7км, по СНГ — 6,5км. Техническое перевооружение Донецкой железной дороги и отчасти промышленного железнодорожного транспорта шло особенно интенсивно в семидесятые годы. В целях увеличения пропускной способности магистралей рельсы легких типов заменялись более тяжелыми, смягчался профиль пути, осуществлялось развитие станций и узлов, механизировались сортировочные станции, строились вторые пути, внедрялась радиорелейная связь, автоблокировка. Проведены значительные работы по электрификации наиболее грузонапряженных участков. На электровозы приходится более 98% всех грузовых перевозок. К числу наиболее крупных железнодорожных станций относятся: Ясиноватая (одна из самых больших сортировочных станций Украины, через которую осуществляется связь узла с другими районами области и проводится грузообмен по всей стране и за рубеж), Волноваха, Донецк. Железнодорожный вокзал, отметив свой полувековой юбилей, после значительного капитального ремонта приобрел вторую молодость. Станция Донецк ежегодно обслуживает около 7 млн. пассажиров, осуществляется погрузка более 3 млн. т грузов, разгружается более 60 тыс. вагонов. Так как основательное обновление железнодорожного хозяйства в последние годы не проводилось, то многое оборудование и подвижной состав в значительной степени устарели и требуют замены.
Услуги по перевозке пассажиров Макеевским пассажирским транспортом выполняют ОАО «Макеевское АТП – 11434» (на линии ежедневно – 21 единица), ДП «Макеевское АТП – 11403» (на линии ежедневно – 10 единиц) и частные предприниматели с привлечением к работе 540 единиц автотранспорта, из которых 228 – автобусы и 312 – микроавтобусы, а также электротранспорт КП «Горэлектротранс» в количестве 16 единиц. Железнодорожные перевозки осуществляются ГОАО «Макеевпогрузтранс».
Важную роль в экономике района играет трубопроводный транспорт. Территорию пересекают трубопроводы Шебелинка – Славянск – Краматорск, Таганрог – Донецк.
- Тема 1. Теоретические основы, общие условия размещения производи-тельных сил (рпс) Донбасса и особенности региональной экономики. План Лекции:
- 2. Методы экономического обоснования размещения производительных сил Донбасса и методология курса.
- 3. Закономерности размещения производительных сил.
- 4. Принципы и факторы размещения производительных сил.
- 2. Концептуальные положения политики регионального развития в Украине.
- Тема 2. Значение экономики Донбасса. Основные этапы формирования территории. План Лекции:
- 1. Общая характеристика Донецкого экономического района.
- 2. Роль и место Донбасса в экономике Украины.
- 3. Исторические предпосылки развития Донбасса.
- 1. Общая характеристика Донецкого экономического района.
- 2. Роль и место Донбасса в экономике Украины.
- 3. Исторические предпосылки развития Донбасса.
- Тема 3. Предпосылки развития рпс донбасса. План:
- 3.1. Природно-ресурсного потенциала Донбасса.
- 2. Краткая история освоения и добычи природных ресурсов Донбасса
- 3. Особенности природно-ресурсного потенциала Донбасса.
- 3.1. Природные условия.
- 3. 2. Минеральные ресурсы
- 3.3. Водные ресурсы.
- 3. 4. Земельные ресурсы
- 3.5. Лесные ресурсы
- 3.6. Рекреационные ресурсы
- 3.1.4. Проблемы и перспективы рационального природопользования в регионе.
- 2. История заселения Донецкого региона.
- 3. Современная характеристика населения Донбасса.
- 3. 1. Демографическая ситуация и динамика численности населения региона.
- Основные показатели естественного прирост населения Донбасса в 2003 г.
- 3.2. Плотность и размещение населения
- 3.3. Половозрастная структура населения.
- 3.4. Национальный состав.
- 3. 5 Миграции населения региона
- Уровень жизни и образование в Донбассе.
- 4. Особенности занятости население и трудовые ресурсы Донецкого региона.
- 5. Проблемы и перспективы развития населения и трудовых ресурсов Донбасса.
- Тема 4. Отраслевая структура хозяйства Донбасса План:
- Использование отдельных видов топлива в 2001 г.
- 3. Проблемы дальнейшего развития экономики донбасса.
- Возрождение экономической мощи Донецкого региона.
- Тема 5. Экономические связи Донбасса. План:
- Основные показатели внешнеэкономической деятельности Донецкой области
- Объем экспорта-импорта товаров по Украине и Донецкому экономическому району в 2003 г.
- 2. Виды и формы экономических связей.
- 3. Характеристика отраслевых связей Донбасса.
- 4. Внешние и внутренние экономические связи Донбасса.
- Товарная структура внешней торговли Донецкой области в 2003г.
- Внешняя торговля товарами Донецкой области со странами мира.
- Объем экспорта-импорта услуг по Украине и Донецкому экономическому району в 2003 г.
- Структура экспорта и импорта услуг Донецкой области в 2003 г.
- Прямые иностранные инвестиции по Украине и Донецкому экономическому району в 2003 г., млн. Дол. Сша.
- Сэз и тпр Донецкой области.
- Проблемы и перспективы развития экономических связей Донбасса.
- Тема 6. Экологические проблемы Донбасса. План:
- 2. Загрязнение атмосферного воздуха.
- Динамика выбросов отдельных вредных веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения (тыс. Т)
- Выбросы вредных веществ стационарными источниками загрязнения в атмосферный воздух в Донецком экономическом районе и в отдельных населенных пунктах, тыс. Т
- 3.Загрязнение водных объектов.
- Распределение выбросов вредных веществ по территориальным единицам Украины
- 5. Пути решения экологических проблем.
- Тема 7. Характеристика Донецкой области. План:
- Удельный вес Донецкой области в хозяйстве Украины в 2003 г.
- 2.Природно-ресурсный потенциал Донецкой области.
- 3. Население области, его размещение и трудовые ресурсы.
- 4. Характеристика хозяйственного комплекса Донецкой области.
- Производство важнейших видов промышленной продукции производственно-технического назначения
- Производство основных видов продукции растениеводства и животноводства в Донецкой области
- Продажа основных продовольственных товаров в Донецкой области.
- 5.Транспорт и экономические связи Донецкой области.
- Товарная структура внешней торговли Донецкой области в 2003г.
- Основные показатели внешнеэкономической деятельности Донецкой области
- 6.Основные проблемы и перспективы развития Донецкой области.
- 2. Предпосылки развития Донецко-Макеевского промышленного узла.
- 3. Население Донецко-Макеевского промышленного узла.
- Уровень зарегистрированной безработицы по городам Донецкой области
- Численность населения по городам Донецкой области, тыс. Чел.
- 4. Отраслевая структура промышленности узла.
- 5.Агропромышленный комплекс Донецко-Макеевского промышленного узла.
- Производство и урожайность зерновых культур в сельскохозяйственных предприятиях Донецкой области за 2003 г.
- 6.Транспорт Донецко-Макеевского промышленного узла.
- 7. Проблемы и перспективы развития промышленного узла.
- 7.3. Мариупольский промышленный узел План:
- 2. Промышленность Мариупольского узла в настоящее время.
- Индексы продукции по городам Донецкой области
- 3. Мариупольский торговый порт.
- 4. Льготный режим инвестиционной деятельности.
- Реализация инвестиционных проектов в разрезе специальных экономических зон и территорий приоритетного развития на 1.01.2004 г.
- 5. Внешнеэкономическая деятельность.
- Внешняя торговля услугами в разрезе городов Донецкой области в 2003 г.
- Прямые иностранные инвестиции в города Донецкой области в 2003 г.
- Прямые инвестиции из городов и районов Донецкой области в экономику других стран в 2003 г.
- 6. Экологические проблемы
- Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения по городам. (тыс. Тонн)
- Наличие токсичных отходов в хранилищах организованного складирования по городам Донецкой области на конец 2003 г, тонн.
- Образование токсичных отходов по городам Донецкой области в 2003 г.
- Тема 8. Луганская область. План:
- 2.Природно-ресурсный потенциал Луганской области.
- 3. Население и его размещение.
- 4. Хозяйственный комплекс Луганской области.
- Производство кокса, тыс. Т
- Основные показатели социально-экономического развития Луганской области
- Распределение предприятий по темпам промышленного производства
- 5.Транспорт и экономические связи Луганской области.
- Объем экспорта-импорта услуг по Украине и Донецкому экономическому району в 2003 г.
- Прямые иностранные инвестиции по Украине и Донецкому экономическому району в 2003 г., млн. Дол. Сша.
- 6.Основные проблемы и перспективы развития Луганской области.