3. Закономерности размещения производительных сил.
Современная территориальная организация производительных сил Украины сформировалась под влиянием экономических законов плановой экономики.
Экономические законы – это объективные законы развития общества, которые отображают отношения в процессе производства, распределения и потребления, материальных благ и наиболее стойкие связи между явлениями экономической жизни общества. Размещение производительных сил определяется действием общих экономических законов, хотя в специальной экономической и экономико-географической литературе по этому поводу идет речь не о законах, а о закономерностях, которые фактически являются пространственным проявлением отдельных экономических законов.
Закономерности размещения производительных сил – это категории одного и того же порядка, что и экономические законы развития общества, их модификации обусловленные своеобразием размещения производства на территории стран, его значительной территориальной дифференциацией в разрезе экономических районов. Это поясняется сложными взаимосвязями размещения производительных сил с географической средой и зависимостью размещения отдельных производств от локальных естественных условий и ресурсов, т.е. значительными региональными отличиями заселения территорий и уровней развития производительных сил в разных районах.
Закономерности размещения производительных сил – это объективные категории, которые познаются и сознательно используются в практической деятельности. В своей хозяйственной политике общество на основе познания закономерностей формулирует и воплощает в жизнь определенные принципы. Закономерности размещения производительных сил есть собственно законы территориальной организации хозяйства.
К важнейшим закономерностям размещения производства относятся рациональное, наиболее эффективное размещение производства; комплексное развитие хозяйства экономических районов; рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий; выравнивание уровней экономического и социального развития. Рациональное, наиболее эффективное размещение производства означает всемирную экономию затрат на производство продукции, размещение на конкретной территории по возможности всех стадий производства, вплоть до готового продукта. При этом надо учитывать факторы РПС.
Закономерность рационального (эффективного) размещения производительных сил вытекает из общего экономического закона экономии работы, которым регулируются затраты на преодоление пространственной несбалансированности между районами добычи, производства и потребления продукции.
Известно, что экономической эффективности размещения производства достигают преимущественно его концентрация, которая дает возможность уменьшить капитальные вложения в инфраструктуру и, также, снизить себестоимость продукции. Вместе с тем концентрация промышленности приводит к росту и концентрации населения в городах и возникновение экологических проблем. Ограничить концентрацию промышленности можно созданием средних и малых специализированных предприятий и рассредоточение их в небольших городах и больших селах. Реализация этого принципа даёт возможность равномерно разместить промышленные предприятия в границах областей и отдельных регионов.
Закономерность пропорционального размещения производительных сил вытекает из экономического закона концентрации производства. Реализация этой закономерности оказывает содействие ограничению чрезмерной концентрации промышленных предприятий и населения в больших городах. Особое значение имеет эта закономерность для установления территориальных пропорций, которые характеризуют территориальную структуру хозяйственного комплекса, уровень хозяйственного развития районов, экономические связи между разными регионами страны. Закономерность пропорционального размещения производительных сил воплощается в жизнь через действие принципов выравнивание уровней экономического развития районов, территориального сближения обрабатывающей промышленности с добывающей, рационализацию и расширение межрайонных экономических связей.
Закономерность территориального разделения труда во многих источниках и научных публикациях рассматривается как закон территориального разделения труда, тогда как по экономической теорией общим экономическим законом есть закон общественного разделения труда. Поэтому закономерность территориального разделения труда нужно рассматривать как пространственное проявление закона общественного разделения труда. В соответствии с территориальным делением труда, за каждым регионом закреплены определенные области материального производства и непроизводственной сферы. Этот закон является определяющим в процессе формирования экономических районов, его действие обнаруживается в специализации хозяйства регионов соответственно имеющих естественные и трудовые ресурсы, определенные традиции, привычки населения, экономико-географического положение. В экономическом отношении областями специализации есть те, которые развиваются в наиболее благоприятных естественных и экономических условиях и производят наиболее дешевую продукцию. Правда, монополизация экономики региона во многих случаях может отрицательно влиять на его социальное развитие, ухудшать экологическую ситуацию. Для предотвращения положительным следствиям монополизации необходимо руководствоваться принципами, которые вытекают из закономерности комплексного размещения продуктивных сил.
Одной из принципиальных закономерностей есть соответствие РПС требованиям национальной экономической безопасности. Уровень экономической безопасности Донбасса зависит от: уровня обеспеченности собственных потребностей в минерально-сырьевой и энергетических ресурсах, отраслевой и производственной структуры хозяйственных комплексов, окончание технологических циклов производства. Одним из инструментов обеспечения планомерного РПС есть Государственные программы социально–экономического развития регионов, которые разрабатываются соответственно Указам Кабинета Министров Украины. Главная цель-формирование на территории регионов эффективного хозяйственного комплекса на основании рационального использования имеющегося ресурсного потенциала территории. Соответственно принятым постановлениям в Украине ведется подготовка долгосрочных на 10-15 лет прогнозов экономического и социального развития страны, соответственно и ее регионов.
Закономерность комплексного размещения производительных сил - это проявление экономического закона международного разделения труда, который в пространственном аспекте модифицируется в закон территориального разделения труда и обнаруживается в формировании экономических районов и специализации их хозяйств. Комплексное развитие и рациональная специализация отвечают важнейшим требованиям хозяйствования – достижению в интересах общества наибольших результатов при меньших затратах. Правильное объединение и взаимосвязанное развитие областей на определенной территории даст хозяйственную экономию за счет снижения затрат основного производства, а также удешевление перевоза сырья и готовой продукции.
Различают такие формы общественной организации труда: концентрация - увеличение размеров производства; специализация – совокупность номенклатуры продукции производственных единиц; кооперирование – установление долгосрочных производственных связей между предприятиями; комбинирование – объединение в рамках предприятия нескольких технологически различных, но взаимосвязанных производств.
Концентрация – известна четырех типов: агрегатная, т.е. увеличение мощности агрегатов; технологическая, т.е. увеличение размеров технологично одинаковых производств; заводская, т.е. расширение производства; организационно-хозяйственная, т.е. централизация управления в результате объединения производств.
Специализация – может быть: предметной (производство готовой продукции); подетальной (выпуск отдельных узлов и деталей); технологической (производство полуфабрикатов или отдельные стадии технологических процессов
Кооперирование тоже может быть предметное; подетальное; технологическое.
Все эти формы имеют и свою пространственную зависимость. Так, специализированные предприятия возникают на территории района и в первую очередь под влиянием условий и факторов, благоприятных для данного производства как раз в этом месте. Углубление специализации невозможно без концентрации производства и т.д.
РПС Донбасса имеет также специфические объекты изучения, например - ТПК (территориально-производственные комплексы), промышленные районы, городские агломерации. Территориальные социально-экономические системы различаются по составу и охвату территории.
По составу:
производственно-территориальные (территориально-промышленные, агропромышленные, транспортные и др.);
непроизводственно-территориальные (территориальные системы торговли, финансовые и др.);
территориальные системы населения и расселения (демографические системы, этнические системы, расселенческие и др.);
социально-территориальные (культурные, потребительские системы и др.);
природно-ресурсные;
территориально-рекреационные системы и т.д.
По охвату пространства:
мегасистема (включающая всю поверхность Земли);
макросистемы (включающие материки, части материков);
мезосистемы (включающие страны, их части);
микросистемы (локальные территории – районы, регионы, их части).
РПС Донбасса относится к микроэкономике, поэтому изучение конкретного района с точки зрения развития в нем производительных сил и их территориальной организации способствует лучшей подготовке студентов к решению проблем в сочетании отраслевых и территориальных принципов управления и развития хозяйства. Учитывая, что большая часть студентов, выходцы из Донбасса, становится ясным, насколько важно, что именно этот район избран в качестве базового для подготовки к решению территориально-отраслевых проблем развитие производительных сил. Хорошо зная Донецкий регион, студенты, таким образом, лучше будут подготовлены к производственной и преддипломной практикам, к выполнению курсовых и дипломных работ по специальности.
- Тема 1. Теоретические основы, общие условия размещения производи-тельных сил (рпс) Донбасса и особенности региональной экономики. План Лекции:
- 2. Методы экономического обоснования размещения производительных сил Донбасса и методология курса.
- 3. Закономерности размещения производительных сил.
- 4. Принципы и факторы размещения производительных сил.
- 2. Концептуальные положения политики регионального развития в Украине.
- Тема 2. Значение экономики Донбасса. Основные этапы формирования территории. План Лекции:
- 1. Общая характеристика Донецкого экономического района.
- 2. Роль и место Донбасса в экономике Украины.
- 3. Исторические предпосылки развития Донбасса.
- 1. Общая характеристика Донецкого экономического района.
- 2. Роль и место Донбасса в экономике Украины.
- 3. Исторические предпосылки развития Донбасса.
- Тема 3. Предпосылки развития рпс донбасса. План:
- 3.1. Природно-ресурсного потенциала Донбасса.
- 2. Краткая история освоения и добычи природных ресурсов Донбасса
- 3. Особенности природно-ресурсного потенциала Донбасса.
- 3.1. Природные условия.
- 3. 2. Минеральные ресурсы
- 3.3. Водные ресурсы.
- 3. 4. Земельные ресурсы
- 3.5. Лесные ресурсы
- 3.6. Рекреационные ресурсы
- 3.1.4. Проблемы и перспективы рационального природопользования в регионе.
- 2. История заселения Донецкого региона.
- 3. Современная характеристика населения Донбасса.
- 3. 1. Демографическая ситуация и динамика численности населения региона.
- Основные показатели естественного прирост населения Донбасса в 2003 г.
- 3.2. Плотность и размещение населения
- 3.3. Половозрастная структура населения.
- 3.4. Национальный состав.
- 3. 5 Миграции населения региона
- Уровень жизни и образование в Донбассе.
- 4. Особенности занятости население и трудовые ресурсы Донецкого региона.
- 5. Проблемы и перспективы развития населения и трудовых ресурсов Донбасса.
- Тема 4. Отраслевая структура хозяйства Донбасса План:
- Использование отдельных видов топлива в 2001 г.
- 3. Проблемы дальнейшего развития экономики донбасса.
- Возрождение экономической мощи Донецкого региона.
- Тема 5. Экономические связи Донбасса. План:
- Основные показатели внешнеэкономической деятельности Донецкой области
- Объем экспорта-импорта товаров по Украине и Донецкому экономическому району в 2003 г.
- 2. Виды и формы экономических связей.
- 3. Характеристика отраслевых связей Донбасса.
- 4. Внешние и внутренние экономические связи Донбасса.
- Товарная структура внешней торговли Донецкой области в 2003г.
- Внешняя торговля товарами Донецкой области со странами мира.
- Объем экспорта-импорта услуг по Украине и Донецкому экономическому району в 2003 г.
- Структура экспорта и импорта услуг Донецкой области в 2003 г.
- Прямые иностранные инвестиции по Украине и Донецкому экономическому району в 2003 г., млн. Дол. Сша.
- Сэз и тпр Донецкой области.
- Проблемы и перспективы развития экономических связей Донбасса.
- Тема 6. Экологические проблемы Донбасса. План:
- 2. Загрязнение атмосферного воздуха.
- Динамика выбросов отдельных вредных веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения (тыс. Т)
- Выбросы вредных веществ стационарными источниками загрязнения в атмосферный воздух в Донецком экономическом районе и в отдельных населенных пунктах, тыс. Т
- 3.Загрязнение водных объектов.
- Распределение выбросов вредных веществ по территориальным единицам Украины
- 5. Пути решения экологических проблем.
- Тема 7. Характеристика Донецкой области. План:
- Удельный вес Донецкой области в хозяйстве Украины в 2003 г.
- 2.Природно-ресурсный потенциал Донецкой области.
- 3. Население области, его размещение и трудовые ресурсы.
- 4. Характеристика хозяйственного комплекса Донецкой области.
- Производство важнейших видов промышленной продукции производственно-технического назначения
- Производство основных видов продукции растениеводства и животноводства в Донецкой области
- Продажа основных продовольственных товаров в Донецкой области.
- 5.Транспорт и экономические связи Донецкой области.
- Товарная структура внешней торговли Донецкой области в 2003г.
- Основные показатели внешнеэкономической деятельности Донецкой области
- 6.Основные проблемы и перспективы развития Донецкой области.
- 2. Предпосылки развития Донецко-Макеевского промышленного узла.
- 3. Население Донецко-Макеевского промышленного узла.
- Уровень зарегистрированной безработицы по городам Донецкой области
- Численность населения по городам Донецкой области, тыс. Чел.
- 4. Отраслевая структура промышленности узла.
- 5.Агропромышленный комплекс Донецко-Макеевского промышленного узла.
- Производство и урожайность зерновых культур в сельскохозяйственных предприятиях Донецкой области за 2003 г.
- 6.Транспорт Донецко-Макеевского промышленного узла.
- 7. Проблемы и перспективы развития промышленного узла.
- 7.3. Мариупольский промышленный узел План:
- 2. Промышленность Мариупольского узла в настоящее время.
- Индексы продукции по городам Донецкой области
- 3. Мариупольский торговый порт.
- 4. Льготный режим инвестиционной деятельности.
- Реализация инвестиционных проектов в разрезе специальных экономических зон и территорий приоритетного развития на 1.01.2004 г.
- 5. Внешнеэкономическая деятельность.
- Внешняя торговля услугами в разрезе городов Донецкой области в 2003 г.
- Прямые иностранные инвестиции в города Донецкой области в 2003 г.
- Прямые инвестиции из городов и районов Донецкой области в экономику других стран в 2003 г.
- 6. Экологические проблемы
- Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения по городам. (тыс. Тонн)
- Наличие токсичных отходов в хранилищах организованного складирования по городам Донецкой области на конец 2003 г, тонн.
- Образование токсичных отходов по городам Донецкой области в 2003 г.
- Тема 8. Луганская область. План:
- 2.Природно-ресурсный потенциал Луганской области.
- 3. Население и его размещение.
- 4. Хозяйственный комплекс Луганской области.
- Производство кокса, тыс. Т
- Основные показатели социально-экономического развития Луганской области
- Распределение предприятий по темпам промышленного производства
- 5.Транспорт и экономические связи Луганской области.
- Объем экспорта-импорта услуг по Украине и Донецкому экономическому району в 2003 г.
- Прямые иностранные инвестиции по Украине и Донецкому экономическому району в 2003 г., млн. Дол. Сша.
- 6.Основные проблемы и перспективы развития Луганской области.