logo
Лекции 1 (экология)

Устойчивое развитие природы и общества

Современное международное сообщество провозгласило путь устойчивого развития (УР) природы и общества. Концепция УР была принята на конференции ООН по ОС и развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро представителями 179 государств.

Устойчивое развитие – это такое, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Конференция сформулировала принципы и рекомендации для перехода на УР. Среди 41принципа перечислены такие как:

Выделены 4 критерия УР на перспективу:

  1. Количество возобновимых ресурсов (лес, земля) не должно уменьшаться с течением времени

  2. Невозобновимые ресурсы д. использоваться максимально медленными темпами

  3. Количество отходов д.б. минимальным

  4. Загрязнение ОС в перспективе не д.б. выше современного уровня.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

насчитывает пока лишь 25-летнюю историю. К началу 70-х годов стало достаточно очевидно, что в отношениях общества и природы возникли проблемы, несущие глобальную угрозу человечеству вследствие необратимых изменений в биосфере планеты. Задача сохранения среды обитания человека стала носить таким образом интернациональный характер.

Проблема окружающей среды в ее современной интерпретации получила распространение, начиная со времени Стокгольмской конференции (1972 г.). В соответствии с ее решениями в ООН был создан самостоятельный орган, на который было возложено международное сотрудничество в данной области в мировом масштабе. Этот орган получил название Программа ООН по окружающей среде — ЮНЕП. (United Nations Environment Programme). Действует он на постоянной основе со штаб-квартирой в Найроби (Кения).

Руководящим органом ЮНЕП является Совет управляющих, изби­раемый Генеральной Ассамблеей ООН на четырехлетний срок. На этот Совет возложены функции осуществления содействия международному сотрудничеству в охране окружающей среды, представление рекоменда­ций по проведению соответствующей политики, осуществление руковод­ства и координации природоохранных программ, постоянное наблюдение за состоянием окружающей среды в мире, содействие международным сообществам в накоплении и оценки знаний и информации об окружаю­щей среде.

В связи с тем, что охрана окружающей среды является многослой­ной, комплексной проблемой, в дополнение к деятельности ЮНЕП, отдельными ее аспектами занимаются следующие специализирован­ные организации под эгидой ООН, имеющие статус автономных:

ЮНЕСКО (Unated Nations Education, Scientific and Cultural Organization) выполняет работу по программе «Человек и биосфера», проводит исследования социально-

экономических факторов развития и взаимосвязи между человеком и средой;

ФАО (Food and Agricultural Organization of the United Nations) имеет своей целью улучшение производства и переработки сельскохо­зяйственной продукции, лесоводства и рыболовства, содействует инве­стициям в агросферу, рациональному использованию почвы и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению новых и возобновимых источников энергии;

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения —World Heath , Organization) имеет, помимо прочего, задачу содействовать экологической безопасности, включая безопасное водообеспечение, питание и удаление отходов;

ЮНИДО (Unated Nations Industrial Development Organization) coдействует промышленному развитию и установлению нового международного экономического порядка;

МАГАТЕ (International Atomic ENERGY AGENCY) разрабатывает нормы безопасности и защиты от радиации, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов и утилизацию отходов.

Все более важную роль в решении глобальных экологических про­блем играет такая международная организация как Глобальный Эколо­гический Фонд (ГЭФ) (The Global Environment Facility). Созданный в начале 90-х гг., этот фонд предназначен помогать, в основном, разви­вающимся странам для решения таких экологических проблем, кото­рые имеют планетарный характер. В деятельности ГЭФа участвуют три международные структуры: Программа ООН по развитию (the United Nations Development Programme), Программа ООН по окружающей среде (the United Nations Environmental Programme) и Всемирный Банк (World Bank). В качестве первоочередных направлений для финансирова­ния выделены четыре: глобальное потепление климата, загрязнение между­народных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озонового слоя.

Имеется проект ГЭФ и в России. В 1996 г. нашей стране предоставлен грант на сохранение биоразнообразия в России на сумму 20,1 млн дол. Проект рассчитан на период в пять лет до 2001 г.

Все указанные выше организации являются самостоятельными, созданными на основе межправительственных соглашений и обладаю­щими широкими международными полномочиями. Кроме них вопроса­ми охраны окружающей среды по отдельным аспектам так или иначе занимаются и другие организации, функционирующие как в составе, так и под эгидой ООН.

Региональные экологические проблемы находят отражение в дея­тельности комиссий, изучающих социально-экономическое положение в различных частях мира, вырабатывающих рекомендации для прави­тельств и принимающих участие в реализации проектов. Такие комис­сии существуют для Азиатского и Тихоокеанского регионов (ЭСКАТО), для Латинской Америки (ЭКЛАК), для Европы (ЕЭК — Economic Commission for Europe), в рамках которых существуют Комитеты по экологической политике.

Все вышеуказанные органы и организации ООН тесно взаимодей­ствуют с многочисленными межправительственными и неправительстенными образованиями. К последним можно отнести Международ­ный союз охраны природы и природных ресурсов, Международную фе­дерацию по защите животных и др.

Импульсы в постановке глобальных эколого-экономических про­блем и разработки направлении их решения придают международные конференции по охране природы. Точкой отсчета в этой деятельности, как уже говорилось, следует считать Стокгольмскую конференцию (1972 г.), день открытия которой — 5 июня — был впоследствии объяв­лен Всемирным днем окружающей среды. С тех пор подобные конфе­ренции проводятся каждые 5 лет. Последняя состоялась в 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

Конференция провозгласила ряд важных принципов и подходов к природопользованию в их современном понимании. В частности, было подчеркнуто, что национальные власти должны стремиться содейство­вать интернационализации, «замыканию» экологических издержек и использованию экологических средств, принимая во внимание подход, согласно которому загрязнитель должен покрывать издержки, связан­ные с загрязнением. Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни государства должны ограничить и ликвидиро­вать нежизнеспособные модели производства и потребления.

Важную роль играют также конференции, носящие региональный характер. В 1995 г. в рамках процесса «Окружающая среда для Европы» была проведена Общеевропейская конференция министров соответст­вующих министерств, на которой была принята «Экологическая про­грамма для Европы».

В 1983 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о подго­товке прогноза — «Доклада о глобальных перспективах в области охра­ны окружающей среды до 2000 г. и на последующий период». В 1987 г. подготовленный специальной комиссией (комиссия Брунтланд) доклад был одобрен. В нем впервые были сформулированы идеи, составляющие основу концепции устойчивого социально-экономического развития. Было предложено разработать Декларацию по охране окружающей среды, которая регулировала бы поведение государств при переходе к долговременным стратегиям развития. Для активизации усилий в этой области по решению конференции 1992 г. была создана комиссия ООН по устойчивому развитию.

В последние годы получили широкое распространение такие формы международного сотрудничества, как конвенции, много- или двухсто­ронние договора, соглашения, резолюции, программы. Их заключение означает принятие странами обязательств по тем или иным аспектам природоохранной деятельности.

Наиболее значимыми являются конвенции о трансграничном за­грязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), об охране озонового слоя (1985 г.), по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов

(1972 г.), по защите Черного моря от загрязнения (1992 г.), о биологическом разнообразии (1992 г.), о международной торговле видами дикой фауны и флоры, о водно-болотных угодьях, по защите морской среды региона Балтийского моря, об охране Всемирного культурного и природного наследия и др.

Указанные выше конвенции предусматривают применение вполне конкретных мер по достижению установленных целей и параметров. Так, например, в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха ставятся задачи по снижению к определенному времени выбросов серы, окислов азота в установленных объемах, а в последние годы - по ограничению выбросов стойких органических соединений и тяжелых металлов. В 1996-1997 гг. эта Конвенция дополнена соглашениями о трансграничном воздействии промышленных аварий, об охране и использовании трансграничных водных путей и международных озер, об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

В принципе, похожие цели имеют и международные программы по охране окружающей среды, разрабатываемые как в рамках Конвенций и соглашений, так и вне их.

В 1993 г. принята Программа действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы (Environment Action Programme for Central and Eastern Europe) в качестве основы для дей­ствий национальных правительств, Комиссии Европейского сообщества, международных организаций и частных инвесторов, действующих в регионе.

В основу стратегии, содержащейся в Программе, положен подход из трех составляющих: реформы политики, укрепление институциональной структуры и инвестиций. Программа действий охватывает весь спектр мероприятий, которые должны быть проведены для реализации стратегического подхода. Главное внимание уделяется первоочередным действиям, однако при условии, что они согласуются с решением долгосрочных эколого-экономических и социальных проблем.

Основные выводы и рекомендации, изложенные в Программе дейст­вий, состоят в следующем.

У стран имеется множество возможностей осуществления политики и инвестирования проектов, которые могут принести как экономические, так и экологические результаты. «Беспроигрышная» полтика включает отказ от субсидии, стимулирующих неограниченное использование ископаемого топлива и воды в промышленности, сельском и домашнем хозяй­стве, включает инвестиции в энергетику и сохранение водных ресурсов, низкозатратные и малоотходные технологии и расходы на "рациональное ведение промышленного хозяйства".

Экологические приоритеты должны основываться на тщательном анализе затрат и выгод. Ресурсы, имеющиеся в наличии в странах Цент­ральной и Восточной Европы для улучшения состояния окружающей среды, будут крайне ограничены, по крайней мере в течение следующих 5-10 лет. Важнейшим условием является то, что oграниченные ресурсы должны использоваться в первую очередь для решения неотложных проблем.

Следует использовать рыночные механизмы для контроля загрязне­ния, там где это возможно. Инструменты рыночного типа, такие, как плата за загрязнение, налоги на топливо и схемы возмещения залогов могут помочь в достижении желаемого состояния окружающей среды при гораздо более низких затратах, чем в случае применения традиционных подходов в области регулирования. Меры регулирования потребуются, однако, для контрольных выбросов микрозагрязнителей, таких, как тяжелые металлы, в особенности свинец, и токсичные химические

вещества.

В первую очередь страны должны сосредоточить внимание на ло­кальных проблемах. Многие люди страдают от ущерба, наносимого их здоровью воздействием содержащегося в атмосфере и почве свинца, пыли и двуокиси серы в воздухе, нитратов в питьевой воде, а также от загряз­няющих веществ в воде и пище. Решение этих проблем принесет наиболь­шие выгоды для здравоохранения и благосостояния людей. Меры, направ­ленные на уменьшение выбросов загрязняющих веществ в локальном масштабе, должны также внести свой вклад в снижение трансграничных и глобальных выбросов.

Стандарты должны быть реалистичными и выполнимыми. Странам необходимо внедрить более жесткие стандарты за период в 10-20 лет и обеспечить соблюдение промышленными производствами промежуточ­ных стандартов. Местное население должно вовлекаться в определение приоритетов и выполнение решений. Ни правительства, ни организации-доноры не в состоянии судить о том, как местное население оценивает свою окружающую среду. Подход, основанный на таком участии, являет­ся важнейшим условием для долгосрочной устойчивости улучшения со­стояния окружающей среды.

Необходимо решить вопрос об ответственности за нанесение эколо­гического ущерба в прошлом. Неопределенность в том, кто будет нести ответственность за экологический ущерб, нанесенный в прошлом, может затруднить осуществление иностранных и национальных инвестиций и помешать процессу приватизации. В практических целях правительствам придется нести основное бремя расходов, связанных с загрязнением в прошлом. Правительствам необходимо четко определить экологические стандарты, которые следует соблюдать новым владельцам предприятий, а также период времени, который будет предоставлен для перехода к новым условиям работы.

Странам-донорам следует рассмотреть вопрос о выделении финан­совых средств для ускорения снижения выбросов трансграничного и глобального характера в странах Центральной и Восточной Европы. По­добное финансирование будет наиболее уместно там, где предельные затраты на снижение выбросов в Центральной и Восточной Европе ниже, чем в других местах. Сведение к минимуму чистых затрат, связанных с выполнением требований международных соглашений, находится в сфе­ре интересов отдельных стран и Европы в целом. В случае, если чистые затраты на снижение трансграничных потоков загрязняющих веществ сокращаются, страны смогут позволить себе действовать на более ранних этапах или поставить более жесткие задачи.

Для помощи директивным органам в установлении разумных приоритетов необходимо расширение исследований, подготовки кадров и обмена информацией. Исследования должны концентрироваться на состо­янии окружающей среды конкретных районов Центральной и Восточной Европы. Гораздо больше информации потребуется также о низкозатратных способах снижения выбросов веществ, загрязняющих атмосферу и водные объекты, которые поступают от предприятий цветной металлургии, заводов по выплавке чугуна и стали, химических предприятий, предприятий целлюлозной промышленности, сооружений по очистке сточных вод, а также способах сохранения биологического разнообразия.

Создание партнерских отношений будет необходимо для поиска, выполнения и финансирования решений. Передача ноу-хау и чистых технологий потребует тесного сотрудничества между Востоком и Запа­дом, между странами Центральной и Восточной Европы, а также внутри самих стран между городами, организациями и предприятиями.

Важным аспектом международного сотрудничества является воз­можность оказания в его рамках финансовой помощи со стороны ряда международных организации национальным правительствам для реа­лизации эколого-экономических программ. Эта помощь представляет­ся, как правило, в виде займов или кредитов. Среди специализирован­ных учреждений, оказывающих подобную помощь, можно выделить Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, World Bank), Международный валют­ный фонд (International Monetary Fund), Международный фонд сель­скохозяйственного развития (International Fund for Agricultural Development), Фонд ЮНЕП и др.

В последние годы Россия принимает активное участие практически во всех формах международного сотрудничества в области природоохраны. Принципы этого сотрудничества изложены в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» (ст. 92). В соответствии с ними, Россия исходит в своей политике из необходимости обеспечения всеоб­щей экологической безопасности и развития международного природо­охранного сотрудничества в интересах настоящего и будущих поколе­ний и руководствуется при этом следующим:

— каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприят­ных экологических условиях;

— каждое государство имеет право на использование природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;

— экологическое благополучие одного государства не может обес­печиваться за счет других государств или без учета их интересов;

— хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории го­сударства, не должна наносить ущерб природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;

— недопустимы любые виды хозяйственной деятельности, эколо­гические последствия которой непредсказуемы;

— должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей среды и природных ресурсов на основе международно признанных кри­териев и параметров; должен быть обеспечен свободный международ­ный обмен научно-технической информацией по проблемам окружаю­щей среды и природосберегающих технологий;

— государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычай­ных экологических ситуациях.

Все эти принципы соответствуют и перекликаются с принципами поведения государств по отношению к природной среде, изложенными во Всемирной хартии природы, принятой Генеральной Ассамблеей ООН.

Выгодной формой международного сотрудничества являются дву­сторонние связи. Они осуществляются либо в рамках принятых Меж­правительственных Соглашений в области охраны окружающей среды — у России такие Соглашения заключены с Великобританией, Герма­нией, США, Францией, Финляндией и рядом других стран — либо на иной основе. Как правило, двусторонние договоренности предусматри­вают реализацию конкретных целей или проектов, привязанных к кон­кретным регионам с выделением соответствующего финансирования с обеих сторон или оказания помощи. Проекты, реализуемые совместно, — многообразны. В качестве примеров можно привести реконструкцию Мурманского завода по переработке жидких низкоактивных отходов (США, Норвегия), реализацию проектов «Интегрированный контроль загрязнений» и «Стратегия управления отходами» (Британский экологический фонд «Know-how»), «Организация ландшафтного планирова­ния в Байкальском регионе» (Германия), создание новых природных заповедников и биологических станций (Нидерланды) и др.