logo
Лекции 1 (экология)

Основы экономики природопользования

Экономика природопользования представляет собой науку, которая отражает формы производственных отношений в процессе рационального использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Под рациональным природопользованием следует понимать систему общественных мероприятий, направленных на планомерное поддержание и преумножение природных ресурсов, улучшение производственных основ продуктивности почв, вод, воздуха, растений, животных и других факторов производства.

Для создания условий гармоничного развития общества и природы, предполагающего более полное удовлетворение потребностей человека, возникли новые социально-экономические проблемы окружающей среды, для решения которых ресурсосберегающие и природоохранные мероприятия, обеспечивающие сохранение здоровья людей, поддержание комфорта их жизни стали определяющими. Тенденция изменения показателей эколого-экономической системы должна быть такова, чтобы создавались условия сохранения природы для настоящего и будущих поколений.

Из анализа ретроспективы развития природоохранных мероприятий и ресурсосберегающей технологии производства продукции потребления следует, что многомиллионные затраты на эти цели не принесли желаемых результатов. Основной причиной ухудшения экологической ситуации в нашей стране является отсутствие устойчивого механизма, который ставил бы экономику источников загрязнения в зависимость от эколого-экономических нормативов, определяющих виды экономического, морального и другого стимулирования за рациональное ресурсоиспользование и проведение природоохранных мероприятий в условиях изменившихся форм собственности на средства производства и природные ресурсы. В нашей стране происходит формирование рыночных отношений, приватизация собственности, изменение форм и методов управления экономикой, что должно способствовать повыению эколого-экономической эффективности природопользования.

Мировой опыт строительства природоохранныых объектов свидетельствует о том, что проблемы охраны окружающей среды и ресурсосберегающей деятельности в промышленности, сельском хозяйстве и непроизводственной сфере могут быть успешно решены в развитии территориального планирования, в рамках промышленных и социальных структур на уровне регионов и страны в целом.

При изучении процессов в региональной эколого-экономической системе приходится учитывать большую совокупность экологических, экономических и социальных показателей взаимоотношения природы и общества.

Учет всех факторов позволит определить экономическую эффективность природоохранных мероприятий, которая является одним из важных показателей экономической эффекивности объекта.

Важным направлением в улучшении охраны природных ресурсов является определение адекватной цены или экономической оценки природных ресурсов и природных услуг.

Окружающая среда обеспечивает три функции:

1)обеспечение природными ресурсами;

2) ассимиляция отходов и загразнений;

3)обеспечение людей природными услугами (рекреация, эстетическое удовольствие и пр.).

Для выработки экономической политики, принятия правильных экономических решений важно знать экономическую ценность природных ресурсов и услуг. Сейчас большинство этих факторов или вообще не имеют цены, или имеют заниженную цену/оценку, что часто приводит к принятию природоемких неэкологических решений.

Недоучет экологических параметров приводит к искаженному измерению экономического развития через традиционные показатели валового национального продукта и др., за ростом которых может скрываться деградация окружающей среды.

Среди имеющихся подходов к определению экономической ценности природных ресурсов и природных услуг можно выделить следующие: рыночная оценка, рента, затратный подход, альтернативная стоимость, общая экономическая ценность.

Наиболее комплекным является подход на основе общей экономической ценности, который наряду со стоимостью использования учитывает стоимость существования, базирующуюся на экономической оценке сложных этических и эстетических аспектов природы.

Для оценки экономической эффективности проекта или программы, определения степени их приемлемости в экономике имеется механизм сопоставления затрат и выгод в денежном выражении. Для определения эффективности проекта или программы мспользуют три критерия: чистой современной стоимости, внутренней ставки рентабельности и соотношение выгоды/затраты. Использование этих критериев предполагает расчет экономической оценки экологического воздействия проекта. Здесь применяют два подхода: использование рыночных цен для оценки воздействия на товары и услуги (изменение продуктивности, ухудшения качества жизни и др.), а также оценку, основанную на использовании величины непосредственных затрат и расходов.

Важным показателем в экономике природопользования является экологический ущерб. Экологический ущерб - это изменение полезности окружающей среды вследствие ее загрязнения. Он оценивается как затраты общества, связанные с изменением окружающей среды. Он складывается из следующих затрат:

-дополнительные затраты общества в связи с изменениями в окружающей среде;

-затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние;

-дополнительные затраты будущего общества в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных природных ресурсов.

Для оценки ущерба окружающей среде используют следующие базовые величины:

затраты на снижение загрязнений;

затраты на восстановление окружающей среды;

рыночная цена;

дополнительные затраты из-за изменения качества окружающей среды;

затраты на компенсацию риска для здоровья людей;

затраты на дополнительный природный ресурс для разбавления сбрасываемого потока до безопасной концентрации загрязняющих веществ.

Ущерб обществу от загрязнения окружающей ощущают население, объекты коммунального и промышленного хозяйства, сельскохозяйственные угодья, водные и лесные ресурсы. Каждый из этих объектов несет дополнительные расходы. Например, дополнительные расходы для населения состоят в дополнительной оплате медицинского обслуживания, оплате лечебных отпусков, компенсации невыходов на работу, страхование жизни лю­дей и т.п. Экологический ущерб можно подсчитывать для отдельных элементов воздействия или для крупной сферы воздействия. При укрупненном расчеты выделяют три группы сфер влияния (атмосфера, вода, земля), по которым имеются государственные оценки ущерба.

Укрупненная оценка ущерба земельным ресурсам производится по формуле:

У = S f (d1 + d2), (27)

где S - площадь нарушенных земель, га; f - годовой нормативный экологический ущерб, руб/га; d1 - расчетный коэффициент рекультивации земли без учета степени освоенности территории; d2 - коэффициент степени освоенности территории. Величины f, d1 и d2 могут быть определены по нормативным таблицам в зависимости от влияющих факторов.

Плата за отвлечение земли для размещения отходов устанавливается в России постановлением Правительства. Плата различна для разных отходов: выделяют две группы нетоксичных и четыре группы токсичных отходов.

Ущерб от выбросов в водные объекты определяется по следующей формуле:

У = у к ( а m ), (28)

где у - нормативный экологический ущерб, руб/усл. т; к - безразмерный коэффициент, зависящий от места расположения водоема на территории страны; а - показатель относительной опасности сброса примеси в водоем, усл.т/т; m - масса сброса примеси в водоем, т/год. Значения к и а задаются нормативными таблицами.

Ущерб от выбросов в атмосферу определяют по формуле:

У = j g f ( a m), (29)

где j - нормативный экологический ущерб от выбросов в атмосферу, руб/усл. т; g - показатель, характеризующий относительную опасность загрязнения атмосферного воздуха в зависимости от типа территории; f - коэффициент, учитывающий характер рассеивания примеси в атмосфере; а - показатель относительной агрессивности примеси в атмосфере, усл. т/т; m - масса годового выброса примеси в атмосферу, т/год. Величины g, f, а - задаются нормативными таблицами.

Устанавливаются три норматива платы за выбросы:

в пределах допустимых объемов выбросов;

в пределах установленных лимитов выбросов;

сверх максимально допустимого объема выбросов.

Размер второго норматива в 5 раз выше первого, а третьего - в 5 раз выше второго.

Правительством РФ установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей среды:

платежи зп выбросы в пределах допустимых нормативов осуществляются за счет себестоимости продук­ции;

платежи за выбросы сверх допустимых нормативов - за счет прибыли предприятия.

В себестоимость продукции включаются текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, по оплате услуг за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов и сточных вод. Размер платежей предприятия за загрезнение окружающей среды может уменьшаться на величину расходов по разработке и внедрению природоохранных мероприятий. Перечень таких мероприятий устанавливается территориальным органом Минприроды РФ на основании международных соглашений по охране природы и региональных экологических программ.

Затраты общества на возврат окружающей среды в прежнее состояние определяются комплексом необходимых мероприятий, характером изменений, спецификой природного объекта и особенностями региона. Так попадание нефти в прибрежные воды требует проведения работ по локализации разлива, сбору нефти с поверхности воды, очистке береговой зоны, спасению птиц и животных, уничтожению или переработке собранной нефти и загрязненных материалов. Гибель участка леса, например, влечет комплекс работ по вырубке зараженных деревьев, очистке поверхности земли, посадке и выращиванию саженцев.