logo
Лекции 1 (экология)

Основы экологического права

В соответствии с Конституцией Российской Федерации от 12.12.93 г.

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (ст. 42).

«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).

Основная форма закрепления государственной экологиче­ской политики — экологическое законодательство является самостоятельной отраслью современного российского права. Комплекс правовых норм и правоотношений, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений лю­дей, называется экологическим правом.

Субъекты Российской Федерации могут иметь свое эколо­гическое законодательство, так как регулирование экологиче­ских правоотношений в соответствии с п. «д.» ст. 72 Конститу­ции РФ относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

Нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы, являются источниками экологического права. Это в первую очередь Конституция РФ, международные договоры РФ, законы РФ, федеративные договоры РФ, нормативно-пра­вовые акты Президента РФ и Правительства РФ, законода­тельные и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, ве­домственные нормативно-правовые акты, нормативно-право­вые акты органов местного самоуправления, локальные акты, а также правовой обычай. Для расширения содержания эколо­гических правовых норм и их толкования важное значение имеют судебные решения Конституционного, Высшего арбит­ражного и Верховного судов РФ.

Основы современного экологического права были заложе­ны Законом РСФСР от 19.12.91 № 2060-1 «Об охране окру­жающей природной среды», замененного в настоящее время Федеральным законом от 10-.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окру­жающей среды ».

Новый Закон определяет правовые основы государствен­ной политики нашей страны в области охраны ОС, обеспечи­вающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биоло­гического разнообразия и природных ресурсов в целях удов­летворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей сре­ды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, воз-

никающие при осуществлении хозяйственной и иной деятель­ности, связанной с воздействием на природную среду, как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

За нарушение законодательства в области охраны ОС в соответствии со ст. 75 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС» установлены следующие виды ответ­ственности: административная, уголовная, дисциплинарная и имущественная.

Административная ответственность. Административная ответственность выражается в применении уполномоченным органом государства мер административного взыскания. В со­ответствии с гл. 8 «Кодекса Российской Федерации об админи­стративных правонарушениях» от 30.12.01 № 195-ФЗ в адми­нистративном порядке за экологические правонарушения на­лагаются штрафы:

• на граждан — 1—25-кратный минимальный размер оп­латы труда (МРОТ), установленной в РФ;

• на должностных лиц — 3—200-кратный размер МРОТ;

• на юридических лиц — 30—3000-кратный размер МРОТ. Лица, допустившие нарушения природоохранного законо­дательства, могут быть привлечены к административной от­ветственности государственными инспекторами в области ох­раны ОС.

Уголовная ответственность. Уголовная ответственность наступает в аналогичных случаях (при схожих обстоятельст­вах), что и административная, различие состоит в степени тя­жести последствий — при менее серьезных последствиях пред­усматривается ответственность за административное правонарушение (проступок), а при больших — ответственность за уголовное преступление. Кроме того, уголовная ответствен­ность наступает только при наличии общественно опасных по­следствий, оговоренных действующим Уголовным кодексом, тогда как одним из предварительных условий привлечения к административной ответственности является отсутствие в со­вершенном правонарушении признаков преступления.

Уголовный кодекс (УК) РФ от 13.06.96 № 63-ФЗ (в редак­ции от 7.05.98 до 29.12.01) предусматривает 16 составов эко­логических преступлений, сформулированных в гл. 26.

Отдельно оговорен такой состав экологических преступле­ний, как экоцид — «массовое уничтожение растительности или животного мира, отравление атмосферы или водных ре­сурсов, а также совершение иных действий, способных выз­вать экологическую катастрофу» (ст. 358 УК РФ от 13.06.96 № 63-ФЗ).

Наказание за экологические преступления по Российско­му законодательству установлено в виде:

• наложения штрафа;

• исправительных работ на срок до трех лет;

• ограничения свободы на срок до трех лет;

• лишения свободы на срок до пяти лет.

Однако за нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами, повлекшее по неосторож­ности смерть человека или массовое заболевание людей, а так­же за уничтожение или повреждение лесов путем поджога или в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами и сбросами, предусмотрены более строгие наказа­ния в виде лишения свободы на срок от 3 до 8 лет. Кроме того, за совершение экоцида предусмотрено наказание в виде лише­ния свободы 12—20 лет.

Дисциплинарная ответственность. Должностные лица и работники организаций, виновные в совершении экологиче­ских правонарушений, несут дисциплинарную1 ответствен­ность в случаях, если в результате ненадлежащего выполне­ния ими своих должностных или трудовых обязанностей орга­низация понесла административную ответственность за нарушение экологического законодательства, приведшее к не­гативному воздействию на ОС.

Имущественная ответственность. В соответствии с Граж­данским кодексом РФ (ч. 1 от 30.11.94 № 51-ФЗ, ч. 2 от 26.01.96) имущественная ответственность заключается в обя­занности возмещения вреда, причиненного имуществу граж­дан либо физических лиц. Федеральный закон от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС» предусматривает требование возмеще­ния в полном объеме вреда имуществу, причиненного негатив­ным воздействием окружающей среды, вследствие хозяйст­венной или иной деятельности.

Особенностью имущественной ответственности является то, что она направлена на компенсацию причиненных потер­певшему убытков за счет правонарушителя.

В соответствии с трудовым законодательством РФ долж­ностные лица и иные работники, в результате действия или бездействия которых организация (работодатель) понесла рас­ходы, связанные с возмещением вреда, причиненного экологи­ческим правонарушением, привлекаются к материальной от­ветственности.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ от 30.12.01 № 19 7-ФЗ работник обязан возместить работодателю причи­ненный ему прямой вред, а неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Также матери­альная ответственность работника исключается при возникно­вении ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходи­мой обороны.

Лекции 15,16. «Экозащитная техника и технология. Экологическая экспертиза технических объектов.

Нормативные требования к воздушной среде

Состояние воздушной среды оценивают концентрациями загрязняющих веществ, т.е. содержание их в единице объема или массы. Концентрации не являются постоянными во времени. Они меняются в зависимости от метеорологических условий, характера выброса в атмосферу, вида и плотности застройки и др.

Различают разовую концентрацию, среднесуточную или среднюю за более длительный промежуток времени: среднемесячную и среднегодовую. Под разовой концентрацией понимают содержание загрязняющих примесей в воздухе при относительно кратковременном отборе проб воздуха (10-20 мин.). Наивысшее значение концентрации, полученное при анализе многократно отобранных проб, называют максимально разовой концентрацией.

По эффекту действия загрязняющих примесей на человека устанавливают следующие виды концентраций: предельно допустимая, опасная для жизни и смертельная.

При нормировании состояния воздушной среды принято использовать предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в воздухе ( ПДКм.р.), ( ПДКс.с.), (ПДКр.з).

Предельно допустимая максимально разовая концентрация (ПДКм.р. ) - основная характеристика опасности вредного вещества. Это такая максимальная концентрация концентрация вредного вещества, которая не вызывает у человека рефлекторных реакций.

ПДКс.с. – это максимальная концентрация примеси в атмосферном воздухе, воздействие которой на организм человека периодически или в течение всей жизни не оказывает на него вредного влияния, включая отдаленные последствия, и на окружающую среду в целом. Предельно допустимая среднесуточная концентрация (ПДКс.с.) установлена для предупреждения общетоксического, канцерогенного, мутагенного и другого влияния вещества на организм человека.

ПДКр.з. – это максимальная концентрация примеси в воздухе производственных помещений, которая при ежедневной ( кроме выходных дней ) работе в течение 8 ч или при другой продолжительности, но не более 41ч в неделю и за все время рабочего стажа не может вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследования, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Под рабочей зоной понимается пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих.

Для веществ, у которых не определены ПДК, устанавливаются ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ), временно допустимые концентрации (ВДК).

Предельно допустимые концентрации вредных веществ являются основными показателями, используемыми для контроля качества воздуха в нашей стране. С позиции экологии предельно допустимые концентрации конкретного вещества представляют собой верхние пределы лимитирующих факторов среды, при которых их содержание не выходит за допустимые границы экологической ниши человека.

Основным критерием, определяющим чистоту воздушного бассейна, является отношение фактической концентрации загрязняющего вещества и предельно допустимой концентрации, которое должно быть меньше или равно 1.

Сфак/ПДК  1

Но чаще всего речь идет о воздействии на организм не одного какого-либо вещества, а нескольких примесей или других неблагоприятных факторов окружающей среды (например, шум, вибрация, различного рода излучения, температура, влажность и т. п.). Комплекс неблагоприятных факторов усложняет проблему воздействия веществ на биологический объект.

Комбинированное действие вредных веществ – это одновременное или последовательное действие на организм нескольких веществ при одном и том же пути поступления.

Комплексное воздействие вредных веществ – это одновременное поступление в организм нескольких веществ разными путями ( через дыхательные пути с вдыхаемым воздухом, через желудок с пищей и водой, через кожные покровы и т.д. ). Комплексное воздействие связано с проблемой комплексного гигиенического нормирования – одновременного установления гигиенических нормативов содержания вредных веществ в продуктах питания, воде, атмосферном воздухе.

Сочетанным действием называется одновременное или последовательное действие на организм факторов различной природы ( химических, биологических, физических). Например, повышение температуры, повышение влажности усиливают токсический эффект воздействия веществ.

Комбинированное действие веществ может привести к нескольким случаям:

1 - суммация ( аддитивность ) отдельных эффектов воздействия;

2 – потенцирование ( синергизм ) – усиление эффекта воздействия; эффект больше, чем при простой суммации;

3 – антагонизм – эффект комбинированного воздействия меньше, чем при простой суммации.

Если в воздухе присутствует несколько веществ однонаправленного действия, то критерием, определяющим чистоту атмосферного воздуха, является следующее соотношение:

ni (Сi. к / ПДКi)  1

где С1, С2… Сn – фактические концентрации загрязняющих веществ однонаправленного действия, мг/м3.

К – коэффициент, учитывающий комбинированное воздействие веществ.

ПДК1, ПДК2… ПДКn - предельно допустимые концентрации этих веществ, мг/м3.

В зонах санитарной охраны курортов, саноториев и домов отдыха это отношение должно быть меньше или равно 0,8.

Качество воздуха в нашей стране регламентируется Санитарными нормами. Санитарные нормы устанавливают ПДК вредных веществ максимально разовые, среднесуточные, в рабочей зоне, для воздуха, поступающего через приемные устройства систем вентиляции. Концентрации загрязняющих веществ не должны превышать:

в атмосферном воздухе населенных мест – предельно допустимых максимально разовых, ПДКм.р.;

в воздухе, поступающем внутрь зданий и сооружений через приемные устройства вентиляции и кондиционирования – 30% ПДКр.з. вредных веществ в рабочей зоне производственных помещений.

Для предотвращения и максимального снижения загрязнения атмосферного воздуха промышленными предприятиями вводятся нормы предельно допустимых выбросов ( ПДВ ) загрязняющих веществ в окружающую среду.

ПДВ – количество вредного вещества, которое разрешается выбрасывать в атмосферу в единицу времени ( г/с; т/год ) источнику загрязнения при условии, что выбросы вредного вещества от данного источника загрязнения в совокупности с другими источниками загрязнения ( с учетом перспективы их развития) не создадут приземную концентрацию, превышающую ПДКм.р.

С 1980 г. в нашей стране действует государственный стандарт, определяющий правила установления предельно допустимых выбросов. В соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.02-78 ПДВ устанавливается для каждого проектируемого и действующего промышленного предприятия. Если на данном предприятии значение ПДВ по объективным причинам не могут быть достигнуты в настоящее время, то по согласованию органами Госкомприроды РФ устанавливаются временно согласованные выбросы (ВСВ) и допускается планирование поэтапного, с указанием продолжительности каждого этапа, снижение выброса до величин, обеспечивающих соблюдение ПДК. При установлении ПДВ необходимо учитывать гидрометеорологические факторы, рельеф местности, наличие жилой застройки и т.д.

Расчет ПДВ ( г/с ) для организованных выбросов вредных веществ в атмосферу производится по следующим формулам:

  1. Для одиночного точечного нагретого источника с круглым устьем:

( ПДК - Сф ) H2 3  Vi T

ПДВ =---------------------------------- ,

AF mn

где Сф – фоновая концентрация, мг/м3;

Н – высота источника выброса над уровнем земли, м ;

V1 – расход газовоздушной смеси, м3/с ;

Т – разность между температурой выбрасываемой газовоздушной смеси Тг и температурой окружающего атмосферного воздуха Тв, 0С;

А – коэффициент, зависящий от температурной стратификации атмосферы, c2/3×0C1/3×мг/г;

F – безразмерный коэффициент, учитывающий скорость оседания вредных веществ в атмосферном воздухе ;

m и n – коэффициенты, учитывающие условия выхода газовоздушной смеси из устья источника выброса, определяются по дополнительным формулам ;

h - безразмерный коэффициент, учитывающий влияние рельефа местности ( в случае ровной или слабопересеченной местности с перепадом высот, не превышающим 50 м на 1 км, h=1 ).

Фоновая концентрация, Сф. характеризует загрязнение атмосферы, создаваемое другими источниками выбросов в населенном пункте или районе города, исключая данный. Фоновые концентрации устанавливаются местными органами Госкомгидромета.

Расход газовоздушной смеси, V1 определяется по формуле:

,

где d – диаметр устья источника выброса, м ; Wo - средняя скорость выхода газовоздушной смеси из устья источника выброса, м /с.

При определении значения T ( 0С ) следует принимать температуру окружающего атмосферного воздуха Tв ( 0С ), равной средней максимальной температуре наружного воздуха наиболее жаркого месяца года по СНиП 2.01.01.-82.

Коэффициент, зависящий от температурной стратификации атмосферы, А принимается в зависимости от географического расположения данного населенного пункта на территории РФ. Его значения изменяются от 250 до 120.

Значение безразмерного коэффициента F в зависимости от степени дисперсности вредных веществ и их агрегатного состояния изменяется от 1 до 3.

б) Для одиночного холодного источника с круглым устьем:

( ПДК - Сф ) H3/4 8 Vi

ПДВ =----------------------------------

AF n

Распространение в атмосфере промышленных выбросов подчиняется законам турбулентной диффузии. На процесс рассеивания выбросов существенное влияние оказывает состояние атмосферы, расположение предприятий и источников выбросов, характер местности, физические и химические свойства выбрасываемых веществ, высота источника, диаметр устья и т.п. Горизонтальное перемещение примесей определяется в основном скоростью ветра, а вертикальное – распределением температур в вертикальном направлении. На рис. 19 показано распределение концентрации вредных веществ в атмосфере над факелом организованного высокого источника выброса ( H ³ 50 м ).

C

См

Факел

Хм

Х

1 2 3 4

1 – Зона неорганизованного загрязнения

2 - Зона переброса факела

3. - Зона задымления

4 - Зона постепенного снижения уровня загрязнения

Рис.19. Распределение концентрации вредных веществ в атмосфере от организованного высокого источника выбросов.

Зона задымления является наиболее опасной для населения. В этой зоне приземная концентрация вредного вещества достигает своего максимального значения.

Максимальное значение приземной концентрации вредного вещества, См (мг/м3) при выбросе газовоздушной смеси из одиночного источника с круглым устьем достигается при неблагоприятных метеорологических условиях на расстоянии хм ( м ) от источника и определяется по формуле :

  1. нагретые выбросы

A M F m n 

См = ------------------------,

H2 3 Vi T

  1. холодные выбросы

A M F n 

См = ------------------------,

H 3 Н

где М – масса вредного вещества, выбрасываемого в атмосферу в единицу времени, г/с.

Мощность выброса вредного вещества М ( г/с ) можно определить расчетным путем по формуле :

M=Cфак.×V1×10-3,

где Сфак. – фактическая концентрация вредного вещества, выбрасываемого из устья источника загрязнения, мг/м3.

Измерение концентрации пыле- и газообразных примесей в атмосфере осуществляется определенными методами анализа. Но независимо от используемого метода анализа контроль концентраций вредных примесей сводится к следующим операциям : отбор про воздуха, подготовка пробы к анализу, анализ и обработка результатов

Расчет приземных концентраций проводится в двухметровом слое над поверхностью земли. Если мощность выброса вредного вещества М соответствует предельно допустимому выбросу ( ПДВ ) этого вещества, то значение максимальной приземной концентрации См на границе санитарно-защитной зоны ( СЗЗ ) не должно превышать ПДКм.р.