3.4. Влажность
Вода – это основная среда биохимических реакций в организмах, она составляет основную массу организмов растений и животных (от 50 до 95 %). Весь внутриклеточный и межклеточный обмен происходит посредством воды. Наиболее важные функции воды в организмах:
является растворителем (большинство реакций протекает при участии растворов веществ);
выступает как реагент;
является терморегулятором (за счет высокой теплоемкости, теплопроводности и теплоты испарения);
выполняет транспорт веществ (переносит газы, питательные вещества, продукты метаболизма, ионы);
является структурной составляющей (входит в состав цитоплазмы, клеточного сока, межклеточной жидкости).
Растения получает воду из почвы, подводят к органам и клеткам и используют на фотосинтез (всего примерно 5 %), но в основном на поддержание тургора (упругости клеток) и компенсацию испарения. Животные получают воду непосредственно с пищей. Усиленное питание ведет к накоплению жира, который является энергетическим и водным депо организма, так как при расщеплении жира образуется метаболическая вода.
Влажность воздуха (абсолютная) – это содержание водяных паров в единице объема. Относительная влажность воздуха – это отношение количества водяных паров к их количеству в насыщенном воздухе при данной температуре.
Водный обмен неразрывно связан с обменом солей, поэтому целесообразнее говорить о водно-солевом обмене. По степени солености воду условно делят на пресную (менее 0,5 ‰) солоноватую (0,5 – 16 ‰) и соленную (более 16 ‰). Соленость океанических вод составляет 32 – 38‰, максимальная соленость – 370 ‰ наблюдается в некоторых соленых озерах.
Соответственно водные организмы делятся на морских и пресноводных. Каждая группа имеет многочисленные особенности регуляции водно-солевого обмена. Например, у пресноводных животных пресная вода стремится разбавить соленость цитоплазмы и по градиенту концентраций поступает в клетку, поэтому у них есть механизмы откачивания лишней воды из организма (например, сократительная вакуоль у инфузорий). Наоборот, у морских организмов соленая вода стремится вытянуть всю воду из организмов, чья соленость ниже, поэтому у них есть механизмы задерживания воды в организме (морские рыбы активно пьют воду, получая при этом избыток солей, который они выводят через кишечник и жабры). Контроль за водно-солевым обменом осуществляется той же гипоталамо-гипофизарной системой.
При освоении суши главной стратегией приспособления была именно выработка адаптаций к дефициту влаги. Среди растений выделяют следующие экологические группы по отношению к воде [29]:
гидрофиты – наземные растения, укореняющиеся на дне водоема (лотос, калужница);
гидратофиты – растения, полностью погруженные в воду (элодея, ряска);
гигрофиты – наземные растения, обитающие в местах с высокой влажностью и избыточной увлажненностью почвы (обитатели влажных тропических лесов):
теневые гидрофиты (бодяк);
световые гидрофиты (рис);
мезофиты – наземные растения, обитающие в местах с умеренной влажностью (широколиственные деревья, лесные и луговые травы):
вечнозеленые (в тропиках);
летне-зеленые (при холодной зиме);
зимне-зеленые (при жарком лете);
эфемеры и эфемероиды, вегетирующие в течение короткого влажного периода (тюльпан);
ксерофиты – растения сухих местообитаний:
суккуленты, накапливающие воду в тканях (кактусы)
склерофиты, устойчивые к высыханию, с жесткими листьями и побегами (ковыль).
Приспособленность к водной среде у наземных животных зависит от их принадлежности к определенному классу и от условий их обитания. Водно-солевой обмен тропических земноводных существенно отличается от такового пустынных млекопитающих. Тема воды не исчерпана этой информацией, в силу своей чрезвычайной важности.
- Д.И. Грицкевич экология
- Введение
- 1. Развитие экологических представлений
- Контрольные вопросы
- 2. Система экологических наук
- 2.1 Определение экологии, система экологических наук
- 2.2 Методы экологии
- Всеобщие методы
- Общенаучные методы
- Частнонаучные методы
- 2.3 Понятие и свойства живого, классификация живых организмов
- Контрольные вопросы
- 3. Организм и факторы среды
- 3.1. Понятие экологических факторов
- 3.2 Температура
- 3.3 Свет
- 3.4. Влажность
- Контрольные вопросы
- 4. Популяционная экология
- 4.1 Соотношение Основных понятий популяционной экологии
- 4.2 Статические показатели популяции
- 4.3. Динамические показатели популяций
- Контрольные вопросы
- 5. Биоценология
- 5.1. Понятие и структура биоценозов
- Трофическая структура биоценоза (трофос – пища):
- Видовая структура биоценоза:
- Пространственная структура биоценоза:
- Экологическая структура биоценоза:
- 5.2 Важнейшие экосистемы
- Экосистемы океана:
- Экосистемы пресных вод:
- Наземные экосистемы:
- Контрольные вопросы
- 6. Биосфера
- 6.1. Структура биосферы
- 6.1.1 Литосфера
- 6.1.2Атмосфера
- 6.1.3Гидросфера
- 6.1.4Обмен веществ в биосфере
- 6.2 Круговорот биогенных элементов в биосфере
- Круговорот углерода
- Круговорот кислорода
- Круговорот азота
- Круговорот серы
- Круговорот фосфора
- Круговорот микроэлементов в биосфере
- 6.3 Учение в.И. Вернадского о биосфере
- 6.4 Идея ноосферы в современном мире
- Контрольные вопросы
- 7. Взаимоотношения человека и окружающей среды на современном этапе
- 7.1. Человек как биологический вид
- 7.2 Человек как природопользователь
- 7.2.1 Понятие природопользования
- 7.2.2 Классификация природных ресурсов
- 7.3 Естественные и антропогенные факторы, воздействующие на биосферу
- 7.3.1 Загрязнение атмосферы
- 7.3.2 Классификация и нормирование вредных веществ
- 7.3.3 Антропогенные проблемы, возникающие при загрязнении атмосферы.
- 7.3.4 Загрязнение земель
- 7.3.5 Энергетическое загрязнение техносферы
- 7.3.6 Загрязнение водоемов и качество питьевой воды
- Контрольные вопросы
- 8. Аспекты социальной экологии
- Контрольные вопросы
- 9 Правовые и социальные аспекты взаимодействия человека с природой
- 9.1 Понятие, объекты и источники экологического права
- 9.2 Государственное экологическое управление
- 9.2.1 Наиболее важные функции государственного экологического управления
- 7. Разрешение споров о праве природопользования; применение ответственности за экологические правонарушения.
- 9.2.2 Экологический мониторинг и контроль
- 6. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.
- Контрольные вопросы
- 10. Основные задачи экологической безопасности
- 10.1 Цель и задачи экологической безопасности
- 10.2 Социально-экологические проблемы как политический фактор
- Контрольные вопросы
- 11 Экологическая культура
- 11.1 Формирование экологической культуры
- 11.2 Экологическое воспитание и образование
- 11.3 Структура экологического образования в россии
- 11.4 Экологическая идеология как средство повышения гражданской активности населения
- Контрольные вопросы
- 12. МеждународнОе сотрудничество в области экологии
- 12.1. Международная конференция по окружающей среде в стокгольме
- 12.2 Международная экологическая конференция в рио-де-жанейро
- Контрольные вопросы
- 13 Экология дальневосточного региона
- 13.1 История приамурья
- 13.1.1 Археологические сведения о заселении бассейна Амура
- 13.1.2 Открытие и присоединение к России хабаровского Охотоморья и Приамурья
- 13.1.3 Заселение края
- 13.2 Общая физико–географическая характеристика приамурья
- 13.2.1 Климат Приамурья
- 13.2.2 Рельеф, почвы, ландшафты
- 13.2.3 Водные ресурсы Приамурья
- Амурский бассейн:
- Бассейн Охотского моря:
- Бассейн Северного Ледовитого океана:
- Бассейн Японского моря:
- 13.2.4 Земельные ресурсы Приамурья Луговые ландшафты:
- Леса Приамурья:
- 13.2.5 Минерально-сырьевые ресурсы Приамурья
- 13.3 Особо охраняемые природные территории хабаровского края
- Правовая основа создания и функционирования оопт:
- Оопт Хабаровского края:
- Государственный природный заповедник «Буреинский».
- Государственный природный заповедник «Ботчинский».
- Государственный природный заповедник «Болоньский».
- Национальный парк «Анюйский».
- Государственные природные заказники.
- Природные парки.
- Экологические коридоры.
- Памятники природы.
- Дендрологические парки и ботанические сады.
- Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
- Водно-болотные угодья.
- Оопт местного значения.
- Кадастр особо охраняемых природных территорий.
- Ведение Красной книги Хабаровского края
- 13.4 Памятник природы «силинский лес»
- Физико-географическая характеристика дендрария.
- Контрольные вопросы
- Контрольное задание
- 1. Напишите определения следующих понятий:
- 3. Выполните тест:
- Вопросы к экзамену
- Приложение законы, правила и принципы экологии, рационального природопользования и охраны природы [12]
- ЛитератуРа
- Содержание