11.1 Формирование экологической культуры
Когда мы говорим об экологической культуре, то имеем в виду отношения человека и общества не только к природе: воде, почве, атмосфере, но и к самому себе, животному и растительному миру, ко всему окружающему. Достигается такая культура человека, прежде всего, через морально-этическое воспитание детей в семье, в школе, вузе, через общественные и государственные организации, все атрибуты власти и управления [15,21,22].
В экологическом воспитании на первый план выдвигается формирование у людей экологической культуры: гуманистической, духовно-нравственной.
Гуманизм – мировоззрение, проникнутое любовью к человеку, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей.
Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.
Экологическая этика состоит в утверждении того, что природа – наш общий дом, достояние всего человечества. Поддержание ее в благоприятном для жизнедеятельности состоянии – обязанности всех людей вместе и каждого в отдельности. Исходным понятием экологической этики является утверждение того, что всякая жизнь уникальна, неповторима и самоценна.
Основа нравственного поведения человека – благоговение перед жизнью. Этичные отношения между людьми – необходимая предпосылка гуманного отношения к природе. Природопреобразующая деятельность каждого человека должна исходить из следующих принципов:
относись к природе так, как хочешь, чтобы относились к тебе;
разрушая природу, причиняешь ущерб себе и своим потомкам.
Человечество несет нравственную ответственность перед потомками за сохранение многообразия и богатства природного мира как основы сбалансированных процессов в биосфере. Человек обязан соблюдать этические правила, охраняющие как свою жизнь, так и любую другую. Наслаждение убийством, даже в форме игры, должно осуждаться обществом как тяжкое моральное преступление. Те люди, которые проводят эксперименты на животных или как-то иначе причиняют животным страдания, никогда не должны успокаивать себя тем, что их жестокие действия преследуют благородные цели.
Свобода природопользования ограничивается нравственными и правовыми нормами и естественными законами развития жизни на Земле. Игнорирование их ведет к деградации природы и человека, нарастанию социально-экономических трудностей, а в конечном счете – к гибели человечества и живой природы.
Человек всегда хочет быть лучше, чем он есть. Сознавая абсолютный идеал своей жизни, он возвышается тем самым над своей эмпирической природой, и это возвышение есть самое подлинное проявление человеческого бытия в мире. Настоящий человек стремится воевать со злом,организовывать нашу жизнь по-новому, делать добро, но в который раз забывает, что для этого нужны, прежде всего, силы добра, умение их взращивать и копить в своей душе. Подлинный смысл жизни в утверждении в ней вечного и непреходящего. Глубоко правы те, которые проповедуют: спасение человечества в духовном развитии и культуре, целевые и моральные установки которой направлены на защиту всего живого и интересов природы в целом.
Жизнедеятельность – сложный динамический процесс развития отношений человека с окружающей его социальной и природной средой, сопровождающийся обоюдными изменениями взаимодействующих компонентов. Постоянно изменяющаяся среда служит по отношению к человеку источником факторов, непрерывно формирующих его субъективную сферу, его личностные качества. Она же непосредственно и опосредованно определяет его деятельность, так как предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как определенные побуждения к действию, мотивы. Однако это не означает, что внешний мир – единственный фактор, определяющий человеческую активность. Чтобы понять причины поведения человека, необходимо разобраться в содержании его внутреннего духовного мира как своеобразного приемника внешних воздействий и как источника непосредственных мотивов, побуждающих личность к определенным действиям.
Для того чтобы изучить психологический облик личности, необходимо ответить на три основных вопроса:
Что хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать,что представляет собой тот или иной человек. Это вопрос о его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах, идеалах.
Что может человек? Естественно, второй вопрос встает вслед за вопросом о том, чего хочет человек. Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности.
Что есть человек, что из его тенденций и установок закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности? Способности – это сперва только возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно еще дать ответ на третий вопрос. Это вопрос о характере человека.
Чтобы сберечь природу, общество в целом необходимо иметь определенный уровень культуры, нравственности. Нравственность в отрыве от конкретных условий человеческого общества не существует - это совокупность абстрактных философских понятий. Нравственность, мораль всегда составляют основу образа жизни, т.е. конкретных действий, поведенческих актов. Врождённая (биологическая) мораль у человека низкая (см. главу 7.1), поэтому так необходимо формировать высокий уровень общечеловеческой морали. Обеспечение условий для здоровой жизни человека, сохранение всего многообразия растений и животных, восстановление природных, в том числе уникальных, ландшафтов, защита культурных и исторических ценностей от негативных антропогенных воздействий, т.е. обеспечение условий, в которых могла бы формироваться гармонично развитая личность, – трудный процесс формирования общества высокой нравственности. В этой связи, специалистов, руководителей производств, преследующих только ведомственные интересы, но не проникшихся необходимостью экологически грамотно организовать свою деятельность, следует с полным основанием обвинить в безнравственности.
Реальный гуманизм, понимание уникальности, неповторимости как природы, так и «рода человеческого» во многом зависят от глубины проникновения экологического знания в самые различные пласты человеческой культуры.
Экологическая культура имеет свои историю и традиции.
Экологическая культура – это совокупность элементов культурного наследия, передающаяся от поколения к поколению и сохраняющаяся в определенных социальных слоях общества в течение длительного времени. В этом уникальном пласте концентрируется историческая память народа. Традициям народной культуры придают жизненную силу общечеловеческие ценности, значимость которых не меркнет в любые человеческие эпохи.
Основа экологической культуры, заложенная славянскими племенами дохристианской эпохи, до сих пор служит мощным фундаментом коллективного подсознания русского народа, отражаясь в его тяготении к языческому мироощущению и персонификации сил природы.
Особая роль в духовной жизни России принадлежит православной крестьянской культуре, которая возникла в недрах народной жизни и впитала в себя весь многовековой дохристианский опыт общения с природой и совместной жизнедеятельности людей в сочетании с религиозной культурой христианства. Культура села являет собой не только отражение диалога с природой, но и с его историей. Трудовая связь с землей всегда требовала творческого напряжения, будила интуицию, воспитывала эстетически и духовно. Сельская культура, закрепленная в сознании людей, овеществлялась предметами крестьянского быта и выражалась в системе человеческих взаимоотношений, преданиях, ритуалах. Массовое творчество имело устно-фольклорные формы. Наличие положительных черт в культурном крестьянском наследии признают многие исследователи, видя в нем наличие таких ценностей, как преданность земле, единение человека с природой, активные формы творчества и досуга.
Экологическая культура претерпела два кардинальных перелома: первый – в эпоху крещения Руси, второй – в период индустриализации. Разрушение цельности культуры взаимодействия с природой в результате вытеснения из жизни общества традиционных норм, обычаев перерос в глобальную проблему «экологии культуры».
Экология культуры – это создание наиболее благоприятных условий для развития всех форм культуры, соответствующего общественного климата, который давал бы возможность творческих потенций любому одаренному члену общества. Это понятие впервые было введено в культурологии академиком Д.С. Лихачевым.
Для жизни человека важна среда, созданная культурой ее предков и им самим. Ещё более важно создание условий для формирования более высокого уровня экологической культуры человека.
- Д.И. Грицкевич экология
- Введение
- 1. Развитие экологических представлений
- Контрольные вопросы
- 2. Система экологических наук
- 2.1 Определение экологии, система экологических наук
- 2.2 Методы экологии
- Всеобщие методы
- Общенаучные методы
- Частнонаучные методы
- 2.3 Понятие и свойства живого, классификация живых организмов
- Контрольные вопросы
- 3. Организм и факторы среды
- 3.1. Понятие экологических факторов
- 3.2 Температура
- 3.3 Свет
- 3.4. Влажность
- Контрольные вопросы
- 4. Популяционная экология
- 4.1 Соотношение Основных понятий популяционной экологии
- 4.2 Статические показатели популяции
- 4.3. Динамические показатели популяций
- Контрольные вопросы
- 5. Биоценология
- 5.1. Понятие и структура биоценозов
- Трофическая структура биоценоза (трофос – пища):
- Видовая структура биоценоза:
- Пространственная структура биоценоза:
- Экологическая структура биоценоза:
- 5.2 Важнейшие экосистемы
- Экосистемы океана:
- Экосистемы пресных вод:
- Наземные экосистемы:
- Контрольные вопросы
- 6. Биосфера
- 6.1. Структура биосферы
- 6.1.1 Литосфера
- 6.1.2Атмосфера
- 6.1.3Гидросфера
- 6.1.4Обмен веществ в биосфере
- 6.2 Круговорот биогенных элементов в биосфере
- Круговорот углерода
- Круговорот кислорода
- Круговорот азота
- Круговорот серы
- Круговорот фосфора
- Круговорот микроэлементов в биосфере
- 6.3 Учение в.И. Вернадского о биосфере
- 6.4 Идея ноосферы в современном мире
- Контрольные вопросы
- 7. Взаимоотношения человека и окружающей среды на современном этапе
- 7.1. Человек как биологический вид
- 7.2 Человек как природопользователь
- 7.2.1 Понятие природопользования
- 7.2.2 Классификация природных ресурсов
- 7.3 Естественные и антропогенные факторы, воздействующие на биосферу
- 7.3.1 Загрязнение атмосферы
- 7.3.2 Классификация и нормирование вредных веществ
- 7.3.3 Антропогенные проблемы, возникающие при загрязнении атмосферы.
- 7.3.4 Загрязнение земель
- 7.3.5 Энергетическое загрязнение техносферы
- 7.3.6 Загрязнение водоемов и качество питьевой воды
- Контрольные вопросы
- 8. Аспекты социальной экологии
- Контрольные вопросы
- 9 Правовые и социальные аспекты взаимодействия человека с природой
- 9.1 Понятие, объекты и источники экологического права
- 9.2 Государственное экологическое управление
- 9.2.1 Наиболее важные функции государственного экологического управления
- 7. Разрешение споров о праве природопользования; применение ответственности за экологические правонарушения.
- 9.2.2 Экологический мониторинг и контроль
- 6. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.
- Контрольные вопросы
- 10. Основные задачи экологической безопасности
- 10.1 Цель и задачи экологической безопасности
- 10.2 Социально-экологические проблемы как политический фактор
- Контрольные вопросы
- 11 Экологическая культура
- 11.1 Формирование экологической культуры
- 11.2 Экологическое воспитание и образование
- 11.3 Структура экологического образования в россии
- 11.4 Экологическая идеология как средство повышения гражданской активности населения
- Контрольные вопросы
- 12. МеждународнОе сотрудничество в области экологии
- 12.1. Международная конференция по окружающей среде в стокгольме
- 12.2 Международная экологическая конференция в рио-де-жанейро
- Контрольные вопросы
- 13 Экология дальневосточного региона
- 13.1 История приамурья
- 13.1.1 Археологические сведения о заселении бассейна Амура
- 13.1.2 Открытие и присоединение к России хабаровского Охотоморья и Приамурья
- 13.1.3 Заселение края
- 13.2 Общая физико–географическая характеристика приамурья
- 13.2.1 Климат Приамурья
- 13.2.2 Рельеф, почвы, ландшафты
- 13.2.3 Водные ресурсы Приамурья
- Амурский бассейн:
- Бассейн Охотского моря:
- Бассейн Северного Ледовитого океана:
- Бассейн Японского моря:
- 13.2.4 Земельные ресурсы Приамурья Луговые ландшафты:
- Леса Приамурья:
- 13.2.5 Минерально-сырьевые ресурсы Приамурья
- 13.3 Особо охраняемые природные территории хабаровского края
- Правовая основа создания и функционирования оопт:
- Оопт Хабаровского края:
- Государственный природный заповедник «Буреинский».
- Государственный природный заповедник «Ботчинский».
- Государственный природный заповедник «Болоньский».
- Национальный парк «Анюйский».
- Государственные природные заказники.
- Природные парки.
- Экологические коридоры.
- Памятники природы.
- Дендрологические парки и ботанические сады.
- Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
- Водно-болотные угодья.
- Оопт местного значения.
- Кадастр особо охраняемых природных территорий.
- Ведение Красной книги Хабаровского края
- 13.4 Памятник природы «силинский лес»
- Физико-географическая характеристика дендрария.
- Контрольные вопросы
- Контрольное задание
- 1. Напишите определения следующих понятий:
- 3. Выполните тест:
- Вопросы к экзамену
- Приложение законы, правила и принципы экологии, рационального природопользования и охраны природы [12]
- ЛитератуРа
- Содержание