logo
1

11.1 Формирование экологической культуры

Когда мы говорим об экологической культуре, то имеем в виду отношения человека и общества не только к природе: воде, почве, атмосфере, но и к самому себе, животному и растительному миру, ко всему окружающему. Достигается такая культура человека, прежде всего, через морально-этическое воспитание детей в семье, в школе, вузе, через общественные и государственные организации, все атрибуты власти и управления [15,21,22].

В экологическом воспитании на первый план выдвигается формирование у людей экологической культуры: гуманистической, духовно-нравственной.

Гуманизм – мировоззрение, проникнутое любовью к человеку, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей.

Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

Экологическая этика состоит в утверждении того, что природа – наш общий дом, достояние всего человечества. Поддержание ее в благоприятном для жизнедеятельности состоянии – обязанности всех людей вместе и каждого в отдельности. Исходным понятием экологической этики является утверждение того, что всякая жизнь уникальна, неповторима и самоценна.

Основа нравственного поведения человека – благоговение перед жизнью. Этичные отношения между людьми – необходимая предпосылка гуманного отношения к природе. Природопреобразующая деятельность каждого человека должна исходить из следующих принципов:

Человечество несет нравственную ответственность перед потомками за сохранение многообразия и богатства природного мира как основы сбалансированных процессов в биосфере. Человек обязан соблюдать этические правила, охраняющие как свою жизнь, так и любую другую. Наслаждение убийством, даже в форме игры, должно осуждаться обществом как тяжкое моральное преступление. Те люди, которые проводят эксперименты на животных или как-то иначе причиняют животным страдания, никогда не должны успокаивать себя тем, что их жестокие действия преследуют благородные цели.

Свобода природопользования ограничивается нравственными и правовыми нормами и естественными законами развития жизни на Земле. Игнорирование их ведет к деградации природы и человека, нарастанию социально-экономических трудностей, а в конечном счете – к гибели человечества и живой природы.

Человек всегда хочет быть лучше, чем он есть. Сознавая абсолютный идеал своей жизни, он возвышается тем самым над своей эмпирической природой, и это возвышение есть самое подлинное проявление человеческого бытия в мире. Настоящий человек стремится воевать со злом,организовывать нашу жизнь по-новому, делать добро, но в который раз забывает, что для этого нужны, прежде всего, силы добра, умение их взращивать и копить в своей душе. Подлинный смысл жизни в утверждении в ней вечного и непреходящего. Глубоко правы те, которые проповедуют: спасение человечества в духовном развитии и культуре, целевые и моральные установки которой направлены на защиту всего живого и интересов природы в целом.

Жизнедеятельность – сложный динамический процесс развития отношений человека с окружающей его социальной и природной средой, сопровождающийся обоюдными изменениями взаимодействующих компонентов. Постоянно изменяющаяся среда служит по отношению к человеку источником факторов, непрерывно формирующих его субъективную сферу, его личностные качества. Она же непосредственно и опосредованно определяет его деятельность, так как предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как определенные побуждения к действию, мотивы. Однако это не означает, что внешний мир – единственный фактор, определяющий человеческую активность. Чтобы понять причины поведения человека, необходимо разобраться в содержании его внутреннего духовного мира как своеобразного приемника внешних воздействий и как источника непосредственных мотивов, побуждающих личность к определенным действиям.

Для того чтобы изучить психологический облик личности, необходимо ответить на три основных вопроса:

  1. Что хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать,что представляет собой тот или иной человек. Это вопрос о его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах, идеалах.

  2. Что может человек? Естественно, второй вопрос встает вслед за вопросом о том, чего хочет человек. Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности.

  3. Что есть человек, что из его тенденций и установок закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности? Способности – это сперва только возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно еще дать ответ на третий вопрос. Это вопрос о характере человека.

Чтобы сберечь природу, общество в целом необходимо иметь определенный уровень культуры, нравственности. Нравственность в отрыве от конкретных условий человеческого общества не существует - это совокупность абстрактных философских понятий. Нравственность, мораль всегда составляют основу образа жизни, т.е. конкретных действий, поведенческих актов. Врождённая (биологическая) мораль у человека низкая (см. главу 7.1), поэтому так необходимо формировать высокий уровень общечеловеческой морали. Обеспечение условий для здоровой жизни человека, сохранение всего многообразия растений и животных, восстановление природных, в том числе уникальных, ландшафтов, защита культурных и исторических ценностей от негативных антропогенных воздействий, т.е. обеспечение условий, в которых могла бы формироваться гармонично развитая личность, – трудный процесс формирования общества высокой нравственности. В этой связи, специалистов, руководителей производств, преследующих только ведомственные интересы, но не проникшихся необходимостью экологически грамотно организовать свою деятельность, следует с полным основанием обвинить в безнравственности.

Реальный гуманизм, понимание уникальности, неповторимости как природы, так и «рода человеческого» во многом зависят от глубины проникновения экологического знания в самые различные пласты человеческой культуры.

Экологическая культура имеет свои историю и традиции.

Экологическая культура – это совокупность элементов культурного наследия, передающаяся от поколения к поколению и сохраняющаяся в определенных социальных слоях общества в течение длительного времени. В этом уникальном пласте концентрируется историческая память народа. Традициям народной культуры придают жизненную силу общечеловеческие ценности, значимость которых не меркнет в любые человеческие эпохи.

Основа экологической культуры, заложенная славянскими племенами дохристианской эпохи, до сих пор служит мощным фундаментом коллективного подсознания русского народа, отражаясь в его тяготении к языческому мироощущению и персонификации сил природы.

Особая роль в духовной жизни России принадлежит православной крестьянской культуре, которая возникла в недрах народной жизни и впитала в себя весь многовековой дохристианский опыт общения с природой и совместной жизнедеятельности людей в сочетании с религиозной культурой христианства. Культура села являет собой не только отражение диалога с природой, но и с его историей. Трудовая связь с землей всегда требовала творческого напряжения, будила интуицию, воспитывала эстетически и духовно. Сельская культура, закрепленная в сознании людей, овеществлялась предметами крестьянского быта и выражалась в системе человеческих взаимоотношений, преданиях, ритуалах. Массовое творчество имело устно-фольклорные формы. Наличие положительных черт в культурном крестьянском наследии признают многие исследователи, видя в нем наличие таких ценностей, как преданность земле, единение человека с природой, активные формы творчества и досуга.

Экологическая культура претерпела два кардинальных перелома: первый – в эпоху крещения Руси, второй – в период индустриализации. Разрушение цельности культуры взаимодействия с природой в результате вытеснения из жизни общества традиционных норм, обычаев перерос в глобальную проблему «экологии культуры».

Экология культуры – это создание наиболее благоприятных условий для развития всех форм культуры, соответствующего общественного климата, который давал бы возможность творческих потенций любому одаренному члену общества. Это понятие впервые было введено в культурологии академиком Д.С. Лихачевым.

Для жизни человека важна среда, созданная культурой ее предков и им самим. Ещё более важно создание условий для формирования более высокого уровня экологической культуры человека.