10.1 Цель и задачи экологической безопасности
В решении экологических проблем социальная политика адекватна экологической политике. Главные целисоциально-экологической политики, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека [22,23,30]:
охрана и оздоровление окружающей природной среды.
рациональное использование природных ресурсов.
сохранение и развитие социосферы.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Обеспечение определенного уровня равновесия в природе и социальной жизни.
предотвращение последствий природной стихии, голода, болезней, природных и техногенных катастроф, демографического «взрыва».
перераспределение материальных средств и организационных усилий, направленных на обеспечение определенного, достигнутого страной уровня жизни и изменение его качества в направлении, снижающем социальную напряженность.
регулирование образа жизни, условий труда и быта в сочетании с репрессивными средствами, например, борьба с наркобизнесом, алкоголизмом как социальным злом.
Таким образом, первостепенной задачей социальной политики является охрана здоровья людей, которому нарушенный базис окружающей среды грозит серьезными последствиями. Защита человека, экологический императив его выживания, вобравший в себя множество забот и проблем, в том числе социальные, экономические и политические, составляет суть социально-экологической политики.
Социальная политика связана с экологизацией образования и воспитания, формированием экологического мышления и грамотности. Необходима подготовка профессионального эколога во всех сферах образовательной и воспитательной деятельности: семье, школе, вузе. Вся система исповедуемых в обществе идеалов и ценностей должна участвовать в формировании экологической нравственности, придании ей гуманистической направленности, т.е. прямого выхода на конкретные потребности массы населения в пище, одежде, жилище, в обеспечении безопасности, в удовлетворении культурных потребностей.
Гуманизм социальной политики означает:
стремление к реализации интересов каждого отдельного человека, обеспечению его конституционных прав на труд, бесплатное лечение и образование;
перевод экономики на производство товаров народного потребления, сокращение военного производства, демонополизацию институтов власти;
распределение товаров массового спроса, закупленных за счет местного бюджета, среди остронуждающегося населения, а также открытие для них столовых, больниц, домов для престарелых и инвалидов;
решение проблем социальной защиты населения.
Преступность является социально опасной для населения, ее рост в стране может иметь серьезные последствия. Наиболее сильный рост преступности связан с хищением государственного и общественного имущества, личной собственности граждан (кражи, грабежи, разбои), умышленными убийствами, преступлениями, связанными с наркотиками, хулиганством.
Особенно возросла численность несовершеннолетних, осужденных за отдельные преступления, в том числе за кражи личного имущества, государственного и общественного имущества, грабеж, разбой, изнасилование. В то же время значительно возросла смертность населения от убийств и самоубийств. Опасность накопления девиантного потенциала в обществе стала общенациональной проблемой. Социальные последствия дальнейшего игнорирования этой проблемы могут серьезно повлиять на социально-политическую и экологическую ситуацию.
Одним из решений задач экологической и социально-политической безопасности является борьба с преступностью, какие бы формы она ни имела. Без решительной борьбы с преступностью человечеству экологически не выжить. Слишком сильно влияние преступности на экономическую ситуацию в стране: демографическую и природоохранную. Нередко она усиливает и социально-политические процессы. Поэтому проблемы борьбы с преступностью должны решать все: органов правоведения, образования, культуры, средств массовой информации, не говоря уже об органах правопорядка. Разумеется, задача общеобразовательного и правового воспитания является решающей. Общеобразовательное воспитание – неотъемлемая часть процесса правового воспитания.
- Д.И. Грицкевич экология
- Введение
- 1. Развитие экологических представлений
- Контрольные вопросы
- 2. Система экологических наук
- 2.1 Определение экологии, система экологических наук
- 2.2 Методы экологии
- Всеобщие методы
- Общенаучные методы
- Частнонаучные методы
- 2.3 Понятие и свойства живого, классификация живых организмов
- Контрольные вопросы
- 3. Организм и факторы среды
- 3.1. Понятие экологических факторов
- 3.2 Температура
- 3.3 Свет
- 3.4. Влажность
- Контрольные вопросы
- 4. Популяционная экология
- 4.1 Соотношение Основных понятий популяционной экологии
- 4.2 Статические показатели популяции
- 4.3. Динамические показатели популяций
- Контрольные вопросы
- 5. Биоценология
- 5.1. Понятие и структура биоценозов
- Трофическая структура биоценоза (трофос – пища):
- Видовая структура биоценоза:
- Пространственная структура биоценоза:
- Экологическая структура биоценоза:
- 5.2 Важнейшие экосистемы
- Экосистемы океана:
- Экосистемы пресных вод:
- Наземные экосистемы:
- Контрольные вопросы
- 6. Биосфера
- 6.1. Структура биосферы
- 6.1.1 Литосфера
- 6.1.2Атмосфера
- 6.1.3Гидросфера
- 6.1.4Обмен веществ в биосфере
- 6.2 Круговорот биогенных элементов в биосфере
- Круговорот углерода
- Круговорот кислорода
- Круговорот азота
- Круговорот серы
- Круговорот фосфора
- Круговорот микроэлементов в биосфере
- 6.3 Учение в.И. Вернадского о биосфере
- 6.4 Идея ноосферы в современном мире
- Контрольные вопросы
- 7. Взаимоотношения человека и окружающей среды на современном этапе
- 7.1. Человек как биологический вид
- 7.2 Человек как природопользователь
- 7.2.1 Понятие природопользования
- 7.2.2 Классификация природных ресурсов
- 7.3 Естественные и антропогенные факторы, воздействующие на биосферу
- 7.3.1 Загрязнение атмосферы
- 7.3.2 Классификация и нормирование вредных веществ
- 7.3.3 Антропогенные проблемы, возникающие при загрязнении атмосферы.
- 7.3.4 Загрязнение земель
- 7.3.5 Энергетическое загрязнение техносферы
- 7.3.6 Загрязнение водоемов и качество питьевой воды
- Контрольные вопросы
- 8. Аспекты социальной экологии
- Контрольные вопросы
- 9 Правовые и социальные аспекты взаимодействия человека с природой
- 9.1 Понятие, объекты и источники экологического права
- 9.2 Государственное экологическое управление
- 9.2.1 Наиболее важные функции государственного экологического управления
- 7. Разрешение споров о праве природопользования; применение ответственности за экологические правонарушения.
- 9.2.2 Экологический мониторинг и контроль
- 6. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.
- Контрольные вопросы
- 10. Основные задачи экологической безопасности
- 10.1 Цель и задачи экологической безопасности
- 10.2 Социально-экологические проблемы как политический фактор
- Контрольные вопросы
- 11 Экологическая культура
- 11.1 Формирование экологической культуры
- 11.2 Экологическое воспитание и образование
- 11.3 Структура экологического образования в россии
- 11.4 Экологическая идеология как средство повышения гражданской активности населения
- Контрольные вопросы
- 12. МеждународнОе сотрудничество в области экологии
- 12.1. Международная конференция по окружающей среде в стокгольме
- 12.2 Международная экологическая конференция в рио-де-жанейро
- Контрольные вопросы
- 13 Экология дальневосточного региона
- 13.1 История приамурья
- 13.1.1 Археологические сведения о заселении бассейна Амура
- 13.1.2 Открытие и присоединение к России хабаровского Охотоморья и Приамурья
- 13.1.3 Заселение края
- 13.2 Общая физико–географическая характеристика приамурья
- 13.2.1 Климат Приамурья
- 13.2.2 Рельеф, почвы, ландшафты
- 13.2.3 Водные ресурсы Приамурья
- Амурский бассейн:
- Бассейн Охотского моря:
- Бассейн Северного Ледовитого океана:
- Бассейн Японского моря:
- 13.2.4 Земельные ресурсы Приамурья Луговые ландшафты:
- Леса Приамурья:
- 13.2.5 Минерально-сырьевые ресурсы Приамурья
- 13.3 Особо охраняемые природные территории хабаровского края
- Правовая основа создания и функционирования оопт:
- Оопт Хабаровского края:
- Государственный природный заповедник «Буреинский».
- Государственный природный заповедник «Ботчинский».
- Государственный природный заповедник «Болоньский».
- Национальный парк «Анюйский».
- Государственные природные заказники.
- Природные парки.
- Экологические коридоры.
- Памятники природы.
- Дендрологические парки и ботанические сады.
- Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
- Водно-болотные угодья.
- Оопт местного значения.
- Кадастр особо охраняемых природных территорий.
- Ведение Красной книги Хабаровского края
- 13.4 Памятник природы «силинский лес»
- Физико-географическая характеристика дендрария.
- Контрольные вопросы
- Контрольное задание
- 1. Напишите определения следующих понятий:
- 3. Выполните тест:
- Вопросы к экзамену
- Приложение законы, правила и принципы экологии, рационального природопользования и охраны природы [12]
- ЛитератуРа
- Содержание