Экосистемы океана:
Биологическая продукция в экосистемах лимитируется недостатком некоторых жизненно важных биогенных химических элементов, а именно – азота и фосфора. В зоне фотосинтетически активной радиации (эвфотическая зона, примерно 200 м, здесь фотосинтез энергетически выгоден) биогенные элементы связываются живым веществом и непрерывным дождем останков животных и водорослей оседают на дно. Редуценты минерализуют донный детрит, и биогенные элементы накапливаются в придонных водах.
Если подъем глубинных вод не происходит, то цикл обращения биогенных элементов нарушается, что ведет за собой образование океанических пустынь с ничтожно малой концентрацией живого вещества (примерно ¾ поверхности океана). Процветание органической жизни происходит там, где происходит подъем глубинных вод. Это происходит при перемешивании вод на мелководье сезонными штормами, турбулентными завихрениями вблизи океанических течений и вертикальными течениями, запускаемыми сгонными ветрами с континентов
Чтобы грамотно описать экосистемы океана, необходимо соблюсти соответствующую терминологию в обозначении зон мирового океана. Бенталь – дно океана, его населяют донные организмы – бентос. Пелагиаль – толща воды, ее населяет планктон – парящие в воде организмы (фитопланктон – одноклеточные водоросли и зоопланктон – в основном веслоногие рачки и те рачки, которые ими питаются) и нектон – организмы, свободно перемещающиеся в толще воды (киты, рыбы, кальмары). Детритные цепи замыкает бактериопланктон.
Рассмотрим, какие участки включает в себя дно океана (рис. 9).
Литораль включает в себя приливно-отливную зону и простирается до глубины примерно 200 м. Граница литорали там, где свет перестает доходить до дна.
Шельф – подводное продолжение материка, включающее в себя литораль и сублитораль. Толща воды над ним называется неретической зоной. Шельф продолжается до свала глубин (батиаль) – крутого склона, ведущего к абиссали – океаническому дну. Впадины в океаническом дне называются ультраабиссаль (максимальная глубина 11 022 м). Толща воды соответственно участкам дна делится на эпипелагиаль, батипелагиаль и абиссопелагиаль.
Около 80 % биологической продукции океана сосредоточено в неретической зоне за счет доступности биогенных элементов и фотосинтеза. Однако самыми рыбопродуктивными зонами океана являются апвеллинги (рис. 10). В мировом океане четыре крупные зоны апвеллинга – перуанская, калифорнийская, африканская (от Марокко до Гвинеи), южно-африканская. Все эти и множество мелких зон апвеллинга расположены у западного побережья материков, это связано с направлением вращения Земли. Цепь питания апвеллинга: «диатомовые водоросли – веслоногие рачки – анчоус (и другие рыбы планктофаги) – хищные рыбы».
Рис. 9. Экологические зоны мирового океана [28].
Ни с чем не сравнимы по видовому богатству и разнообразию жизни экосистемы коралловых рифов. Эти сообщества функционируют за счет сложных и совершенных пищевых связей. Биогенные элементы в пределах рифа не успевают сноситься в океан и после выедания животными и минерализации бактериями тут же снова поглощаются организмами.
Отдельного рассмотрения требуют экосистемы некоторых морей.
Черное море уникально за счет того, что в глубинных слоях анаэробные серобактерии, окисляя органику, выделяют сероводород (Н2S), который отравляет слой тяжелых соленых вод. Над этим слоем сероводородной воды находится в два раза более пресный слой воды. Границы сероводородной зоны в настоящее время менее 50 м, и постоянно сокращаются в связи с загрязнением поверхностных вод органикой. Рыбы Черного моря представлены тремя группировками: планктофаги, тяготеющие к более пресному мелководью (хамса, тюлька); весенние хищники – мигранты из Мраморного моря (тунец, ставрида, скумбрия); обитатели границы сероводородной зоны (мерланг, шпрот).
Человек забрал воды речного стока на орошение, что привело к изменению гидрологического режима Черного моря. Сероводород стал появляться даже на мелководье, ухудшились условия жизни планктофагов. Бентофаги стали гибнуть от заморов (весенний паводок с холодной водой приносил в придонные слои кислород, теперь паводок происходит летом – осенью, когда вода теплая и, соответственно, не несет кислорода). Хищники-мигранты перестали заходить в северные воды, вспышки численности медуз и гребневиков подорвали кормовую базу рыб.
Рис. 10. Схема апвеллинга [28].
Балтийское море – относительно мелководное, почти замкнутое и более пресное, чем океан. Окружено индустриально развитыми странами, поэтому считается одним из самых грязных морей в мире. Со стоком рек в море попадает огромное количество не только пестицидов и тяжелых металлов, но и, главным образом, биогенных веществ. Бактерии, разлагая органику, тратят О2 воды, что неизбежно ведет за собой замор донной фауны на тысячи квадратных километров дна. От токсинов и тяжелых металлов страдают, прежде всего, животные высших трофических уровней (под угрозой вымирания находится балтийский тюлень). Несмотря на интенсивное международное сотрудничество в области сохранения Балтийского моря, серьезного улучшения экологической обстановки на Балтике не наблюдается.
- Д.И. Грицкевич экология
- Введение
- 1. Развитие экологических представлений
- Контрольные вопросы
- 2. Система экологических наук
- 2.1 Определение экологии, система экологических наук
- 2.2 Методы экологии
- Всеобщие методы
- Общенаучные методы
- Частнонаучные методы
- 2.3 Понятие и свойства живого, классификация живых организмов
- Контрольные вопросы
- 3. Организм и факторы среды
- 3.1. Понятие экологических факторов
- 3.2 Температура
- 3.3 Свет
- 3.4. Влажность
- Контрольные вопросы
- 4. Популяционная экология
- 4.1 Соотношение Основных понятий популяционной экологии
- 4.2 Статические показатели популяции
- 4.3. Динамические показатели популяций
- Контрольные вопросы
- 5. Биоценология
- 5.1. Понятие и структура биоценозов
- Трофическая структура биоценоза (трофос – пища):
- Видовая структура биоценоза:
- Пространственная структура биоценоза:
- Экологическая структура биоценоза:
- 5.2 Важнейшие экосистемы
- Экосистемы океана:
- Экосистемы пресных вод:
- Наземные экосистемы:
- Контрольные вопросы
- 6. Биосфера
- 6.1. Структура биосферы
- 6.1.1 Литосфера
- 6.1.2Атмосфера
- 6.1.3Гидросфера
- 6.1.4Обмен веществ в биосфере
- 6.2 Круговорот биогенных элементов в биосфере
- Круговорот углерода
- Круговорот кислорода
- Круговорот азота
- Круговорот серы
- Круговорот фосфора
- Круговорот микроэлементов в биосфере
- 6.3 Учение в.И. Вернадского о биосфере
- 6.4 Идея ноосферы в современном мире
- Контрольные вопросы
- 7. Взаимоотношения человека и окружающей среды на современном этапе
- 7.1. Человек как биологический вид
- 7.2 Человек как природопользователь
- 7.2.1 Понятие природопользования
- 7.2.2 Классификация природных ресурсов
- 7.3 Естественные и антропогенные факторы, воздействующие на биосферу
- 7.3.1 Загрязнение атмосферы
- 7.3.2 Классификация и нормирование вредных веществ
- 7.3.3 Антропогенные проблемы, возникающие при загрязнении атмосферы.
- 7.3.4 Загрязнение земель
- 7.3.5 Энергетическое загрязнение техносферы
- 7.3.6 Загрязнение водоемов и качество питьевой воды
- Контрольные вопросы
- 8. Аспекты социальной экологии
- Контрольные вопросы
- 9 Правовые и социальные аспекты взаимодействия человека с природой
- 9.1 Понятие, объекты и источники экологического права
- 9.2 Государственное экологическое управление
- 9.2.1 Наиболее важные функции государственного экологического управления
- 7. Разрешение споров о праве природопользования; применение ответственности за экологические правонарушения.
- 9.2.2 Экологический мониторинг и контроль
- 6. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.
- Контрольные вопросы
- 10. Основные задачи экологической безопасности
- 10.1 Цель и задачи экологической безопасности
- 10.2 Социально-экологические проблемы как политический фактор
- Контрольные вопросы
- 11 Экологическая культура
- 11.1 Формирование экологической культуры
- 11.2 Экологическое воспитание и образование
- 11.3 Структура экологического образования в россии
- 11.4 Экологическая идеология как средство повышения гражданской активности населения
- Контрольные вопросы
- 12. МеждународнОе сотрудничество в области экологии
- 12.1. Международная конференция по окружающей среде в стокгольме
- 12.2 Международная экологическая конференция в рио-де-жанейро
- Контрольные вопросы
- 13 Экология дальневосточного региона
- 13.1 История приамурья
- 13.1.1 Археологические сведения о заселении бассейна Амура
- 13.1.2 Открытие и присоединение к России хабаровского Охотоморья и Приамурья
- 13.1.3 Заселение края
- 13.2 Общая физико–географическая характеристика приамурья
- 13.2.1 Климат Приамурья
- 13.2.2 Рельеф, почвы, ландшафты
- 13.2.3 Водные ресурсы Приамурья
- Амурский бассейн:
- Бассейн Охотского моря:
- Бассейн Северного Ледовитого океана:
- Бассейн Японского моря:
- 13.2.4 Земельные ресурсы Приамурья Луговые ландшафты:
- Леса Приамурья:
- 13.2.5 Минерально-сырьевые ресурсы Приамурья
- 13.3 Особо охраняемые природные территории хабаровского края
- Правовая основа создания и функционирования оопт:
- Оопт Хабаровского края:
- Государственный природный заповедник «Буреинский».
- Государственный природный заповедник «Ботчинский».
- Государственный природный заповедник «Болоньский».
- Национальный парк «Анюйский».
- Государственные природные заказники.
- Природные парки.
- Экологические коридоры.
- Памятники природы.
- Дендрологические парки и ботанические сады.
- Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
- Водно-болотные угодья.
- Оопт местного значения.
- Кадастр особо охраняемых природных территорий.
- Ведение Красной книги Хабаровского края
- 13.4 Памятник природы «силинский лес»
- Физико-географическая характеристика дендрария.
- Контрольные вопросы
- Контрольное задание
- 1. Напишите определения следующих понятий:
- 3. Выполните тест:
- Вопросы к экзамену
- Приложение законы, правила и принципы экологии, рационального природопользования и охраны природы [12]
- ЛитератуРа
- Содержание