6.2 Круговорот биогенных элементов в биосфере
Живые организмы построены из большого количества химических элементов (рис. 11). Круговорот веществ – многократное участие веществ в процессах, протекающих в атмосфере, гидро- и литосфере. В зависимости от движущей силы условно выделяют круговороты: геологический (большой) круговорот веществ, биологический (геохимический или малый) круговорот веществ и антропогенный круговорот (обмен) веществ [19,28,30].
Геологический (большой) круговорот веществ – процессы образования и разрушения различных форм рельефа в результате геологических процессов при участии энергии Солнца (горообразование, выветривание горных пород, подъем новых материков). Геологический круговорот протекает без участия живых организмов и охватывает обширные области за пределами биосферы.
Биологический (геохимический или малый) круговорот веществ совершается в пределах биосферы. Его движущей силой является деятельность живых организмов, а главным источником энергии круговорота является солнечная радиация. Интенсивность биологического круговорота, в первую очередь, определяется температурой окружающей среды и количеством воды (в тропиках скорость круговорота выше, чем в тундре).
Движущей силой антропогенного круговорота (обмена) веществ является человеческая деятельность. Хозяйственная деятельность человека приводит к истощению природных ресурсов и загрязнению природной среды, что обусловливает незамкнутость антропогенного круговорота (обмена) веществ.
Живое вещество стремится так преобразовать среду обитания, чтобы необходимые жизни элементы (биогенные = жизнеродные) всегда были в доступной (растворимой) форме в нужном месте и нужном количестве. Эти элементы должны как можно дольше циркулировать в экосистемных циклах, не возвращаясь в исходное геохимическое состояние. При этом живое вещество постоянно накапливает, перемещает и видоизменяет различные химические вещества в огромных масштабах. Из всех химических элементов наиболее важными для организмов являются (табл. 4): C, O, H, N, S, P.
Рис. 11. Средний состав живого вещества, % от сырой массы [12]
Таблица 4. Биогенные элементы и их роль для живых организмов [12]
Элемент | Символ | Роль в клетке |
Углерод | С | Входит в состав органических веществ |
Водород | Н | Входят в состав воды и органических веществ |
Кислород | О | Входят в состав воды и органических веществ |
Азот | N | Входят в состав белков и нуклеиновых кислот |
Фтор | F | Входит в состав эмали зубов |
Фосфор | Р | Входит в состав липидов, АТФ, нуклеиновых кислот |
Сера | S | Входит в состав белков и многих других биологически активных веществ |
Натрий | Na | Главный внеклеточный положительный ион |
Магний | Mg | Активизирует работу многих ферментов; входит в состав хлорофилла |
Хлор | Cl | Cl- – преобладающий отрицательный ион в организме |
Бор | В | Необходим некоторым растениям |
Калий | К | Преобладающий внутриклеточный положительный ион |
Кальций | Са | Основной компонент костей; активизирует сокращение мышечных волокон, проведение импульса и т.д. |
Йод | I | Входит в состав гормонов щитовидной железы |
Железо | Fe | Входит в состав многих органических веществ (гемоглобин, цитохромы) |
Кобальт | Со | Входит в состав витамина B-I2 |
Медь | Сu | Входит в состав некоторых ферментов |
Цинк | Zn | Входит в состав некоторых ферментов |
Марганец | Мn | Входит в состав некоторых ферментов |
- Д.И. Грицкевич экология
- Введение
- 1. Развитие экологических представлений
- Контрольные вопросы
- 2. Система экологических наук
- 2.1 Определение экологии, система экологических наук
- 2.2 Методы экологии
- Всеобщие методы
- Общенаучные методы
- Частнонаучные методы
- 2.3 Понятие и свойства живого, классификация живых организмов
- Контрольные вопросы
- 3. Организм и факторы среды
- 3.1. Понятие экологических факторов
- 3.2 Температура
- 3.3 Свет
- 3.4. Влажность
- Контрольные вопросы
- 4. Популяционная экология
- 4.1 Соотношение Основных понятий популяционной экологии
- 4.2 Статические показатели популяции
- 4.3. Динамические показатели популяций
- Контрольные вопросы
- 5. Биоценология
- 5.1. Понятие и структура биоценозов
- Трофическая структура биоценоза (трофос – пища):
- Видовая структура биоценоза:
- Пространственная структура биоценоза:
- Экологическая структура биоценоза:
- 5.2 Важнейшие экосистемы
- Экосистемы океана:
- Экосистемы пресных вод:
- Наземные экосистемы:
- Контрольные вопросы
- 6. Биосфера
- 6.1. Структура биосферы
- 6.1.1 Литосфера
- 6.1.2Атмосфера
- 6.1.3Гидросфера
- 6.1.4Обмен веществ в биосфере
- 6.2 Круговорот биогенных элементов в биосфере
- Круговорот углерода
- Круговорот кислорода
- Круговорот азота
- Круговорот серы
- Круговорот фосфора
- Круговорот микроэлементов в биосфере
- 6.3 Учение в.И. Вернадского о биосфере
- 6.4 Идея ноосферы в современном мире
- Контрольные вопросы
- 7. Взаимоотношения человека и окружающей среды на современном этапе
- 7.1. Человек как биологический вид
- 7.2 Человек как природопользователь
- 7.2.1 Понятие природопользования
- 7.2.2 Классификация природных ресурсов
- 7.3 Естественные и антропогенные факторы, воздействующие на биосферу
- 7.3.1 Загрязнение атмосферы
- 7.3.2 Классификация и нормирование вредных веществ
- 7.3.3 Антропогенные проблемы, возникающие при загрязнении атмосферы.
- 7.3.4 Загрязнение земель
- 7.3.5 Энергетическое загрязнение техносферы
- 7.3.6 Загрязнение водоемов и качество питьевой воды
- Контрольные вопросы
- 8. Аспекты социальной экологии
- Контрольные вопросы
- 9 Правовые и социальные аспекты взаимодействия человека с природой
- 9.1 Понятие, объекты и источники экологического права
- 9.2 Государственное экологическое управление
- 9.2.1 Наиболее важные функции государственного экологического управления
- 7. Разрешение споров о праве природопользования; применение ответственности за экологические правонарушения.
- 9.2.2 Экологический мониторинг и контроль
- 6. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.
- Контрольные вопросы
- 10. Основные задачи экологической безопасности
- 10.1 Цель и задачи экологической безопасности
- 10.2 Социально-экологические проблемы как политический фактор
- Контрольные вопросы
- 11 Экологическая культура
- 11.1 Формирование экологической культуры
- 11.2 Экологическое воспитание и образование
- 11.3 Структура экологического образования в россии
- 11.4 Экологическая идеология как средство повышения гражданской активности населения
- Контрольные вопросы
- 12. МеждународнОе сотрудничество в области экологии
- 12.1. Международная конференция по окружающей среде в стокгольме
- 12.2 Международная экологическая конференция в рио-де-жанейро
- Контрольные вопросы
- 13 Экология дальневосточного региона
- 13.1 История приамурья
- 13.1.1 Археологические сведения о заселении бассейна Амура
- 13.1.2 Открытие и присоединение к России хабаровского Охотоморья и Приамурья
- 13.1.3 Заселение края
- 13.2 Общая физико–географическая характеристика приамурья
- 13.2.1 Климат Приамурья
- 13.2.2 Рельеф, почвы, ландшафты
- 13.2.3 Водные ресурсы Приамурья
- Амурский бассейн:
- Бассейн Охотского моря:
- Бассейн Северного Ледовитого океана:
- Бассейн Японского моря:
- 13.2.4 Земельные ресурсы Приамурья Луговые ландшафты:
- Леса Приамурья:
- 13.2.5 Минерально-сырьевые ресурсы Приамурья
- 13.3 Особо охраняемые природные территории хабаровского края
- Правовая основа создания и функционирования оопт:
- Оопт Хабаровского края:
- Государственный природный заповедник «Буреинский».
- Государственный природный заповедник «Ботчинский».
- Государственный природный заповедник «Болоньский».
- Национальный парк «Анюйский».
- Государственные природные заказники.
- Природные парки.
- Экологические коридоры.
- Памятники природы.
- Дендрологические парки и ботанические сады.
- Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
- Водно-болотные угодья.
- Оопт местного значения.
- Кадастр особо охраняемых природных территорий.
- Ведение Красной книги Хабаровского края
- 13.4 Памятник природы «силинский лес»
- Физико-географическая характеристика дендрария.
- Контрольные вопросы
- Контрольное задание
- 1. Напишите определения следующих понятий:
- 3. Выполните тест:
- Вопросы к экзамену
- Приложение законы, правила и принципы экологии, рационального природопользования и охраны природы [12]
- ЛитератуРа
- Содержание