9.2.1 Наиболее важные функции государственного экологического управления
1. Учет и ведение кадастров природных ресурсов.Учет и регистрация природных ресурсов - необходимая предпосылка реализации всех остальных функций государственного экологического управления, поскольку она возможна лишь при наличии соответствующей информации о природных ресурсах. Учет природных ресурсов осуществляется по административно-территориальным единицам (районам, областям и т. д.), конкретным природопользователям или собственникам природных ресурсов. Данные о количественном и качественном состоянии природных ресурсов обобщаются в едином государственном документе - кадастре.
Государственный земельный кадастрсодержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земель, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земель. В нем содержатся сведения о размерах и сравнительной оценке сельскохозяйственных угодий (бонитировка почв), экономические показатели урожайности, доходности, окупаемости и др. (экономическая оценка земель).
Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, при их изъятии и предоставлении, при определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель.
Государственный водный кадастрпредставляет собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Он ведется по единой системе и основывается на данных государственного учета вод (ст. 79 Водного кодекса РФ). Его осуществляют специально уполномоченные органы по управлению водным хозяйством - Министерство природных ресурсов РФ и Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Государственный лесной кадастрсодержит сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда РФ, которые используются при государственном управлении лесным хозяйством, переводе лесных земель в нелесные, изъятии земель лесного фонда, определении размеров платежей за пользование лесным фондом, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей т. д. Ведение лесного кадастра возложено на Федеральную службу лесного хозяйства России и ее территориальные органы (ст. 68 Лесного кодекса РФ).
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемыхвключает сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрологические, экологические и другие условия разработки месторождений, содержащие геолого-экономическую оценку каждого месторождения и сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых. Кадастр ведется федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, предоставляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, а также разведку и добычу полезных ископаемых (ст. 30 Закона РФ «О недрах»).
Государственный кадастр объектов животного мирасодержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие данные, необходимые в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания (ст. 14 Федерального Закона «О животном мире»).
Ведение кадастра возлагается на различные специально уполномоченные государственные органы в зависимости от вида объектов животного мира, подлежащих учету: по охотничьим животным - на Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ; рыбным запасам - на Государственный комитет РФ по рыболовству; другим животным и животным, занесенным в Красную книгу - Государственный комитет РФ по охране окружающей среды; по объектам животного мира, занесенным в специальные перечни вредителей леса или опасных для человека - соответственно на Федеральную службу лесного хозяйства России и Министерство здравоохранения РФ.
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает сведения о статусе этих территорий, их географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности и ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов (ст. 4 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях»).
Своеобразным кадастром можно считать и Красную книгу РФ, так как она представляет собой официальный свод сведений о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений с целью их охраны и воспроизводства.
2. Определение и проведение единой экологической политики, разработка и принятие планов и программ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды. В рамках указанной функции осуществляется разработка экологических концепций государственного развития РФ, федеральных целевых программ, ежегодных планов Правительства по вопросам рационального использования природных ресурсов и охране окружающей природной среды и других документов в сфере экологии.
На основе рекомендаций и принципов, изложенных в документах, принятых на Конференции ООН по охране окружающей среда и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), в Концепции определяются задачи, направления и условия перехода России «к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей настоящих и будущих поколений людей».
В соответствии с ним был принят документ, который должен иметь основополагающее значение при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития, подготовке нормативных актов, принятии хозяйственных и иных решений - Концепция перехода РФ к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента РФ от 1 апреля 1994 г. № 440.
Одним из важнейших актов, принятых за последние годы, стал Указ Президента РФ «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. № 236, положения которого определяют основные направления развития экономики России в условиях рыночных отношений в неразрывной связи с осуществлением мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов.
3. Финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ и мероприятий. Всоответствии с законодательством финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды производится за счет:
- федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов;
- средств предприятий, организаций и учреждений;
- экологических фондов;
- фондов экологического страхования;
- кредитов банков;
- добровольных взносов юридических лиц и граждан;
- других источников (Закон РФ «Об охране окружающей природной среды»).
Финансирование экологических программ и мероприятий в федеральных, республиканских и других бюджетах выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами.
В настоящее время наблюдается значительное сокращение объема средств, выделяемых на осуществление мероприятий по охране окружающей среды из федерального и местных бюджетов. В связи с этим важным источником финансирования становятся экологические фонды.
Экологические фондыпредставляют собой единую внебюджетную систему государственных фондов, объединяющую федеральный, республиканские и местные фонды, которые образуются из средств, поступающих от предприятий, организаций, учреждений, граждан.
Экологические фонды расходуются на решение неотложных природоохранительных задач, воспроизводство природных ресурсов, научные исследования, внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, восстановление потерь в окружающей природной среде, компенсацию вреда здоровью граждан, причиненного загрязнением окружающей среды, развитие экологического воспитания и образования и др.
Помимо рассмотренных фондов могут создаваться также фонды экологического страхованияс целью добровольного и обязательного страхования юридических лиц и граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического вреда. Их средства используются на прогнозирование, предотвращение и ликвидацию последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф.
4. Установление правил и норм по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; стандартизация в сфере экологии. Органы государственного экологического управления принимают нормативные акты по рациональному использованию, воспроизводству и охране земель, лесов, вод, недр, животного мира и других природных ресурсов. Эти акты являются важнейшей составной частью экологического законодательства.
Большую роль в регулировании охраны окружающей природной среды играет стандартизация (нормирование),то есть создание научно обоснованных показателей и нормативов качества природной среды, ее охраны и улучшения, а также деятельности по использованию природных ресурсов, созданию приборов контроля за состоянием природной среды и т. д.
Нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых нормвоздействия на нее, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.
Указанные нормативы разрабатываются и утверждаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды – МПР, Госстандартом России, Государственной саритарно-эпидемиологической службой РФ, Ростехнадзором России, Росатомнадзором России, Росгидрометом России и др.
Нормативы предельно допустимого вредного воздействия имеют юридическое значение, так как закрепляются в нормативно-правовых актах и являются обязательными для исполнения. Они выступают критериями правомерности поведения субъектов экологических отношений, и за их нарушение установлена юридическая ответственность.
Эти нормативы в отличие от предыдущих являются индивидуальными для каждого источника загрязнения (вредного физического воздействия) и фиксируются в разрешениях (лицензиях), выдаваемых компетентными государственными органами;
5. Распределение и перераспределение природных ресурсов; лицензирование и лимитирование природопользования и охраны окружающей природной среды.Деятельность по распределению и перераспределению природных ресурсов проводится в рамках государственной системы лицензирования и лимитирования использования природных ресурсов, то есть путем выдачи или аннулирования соответствующих лицензий на право пользования природными ресурсами, а также определения предельных объемов такого использования (изъятия природных ресурсов или загрязнения окружающей природной среды) -лимитов.
6. Пространственно-территориальное устройство природных ресурсов. Это система мероприятий, направленных на обеспечение реальной возможности использования природного объекта, предоставленного в пользование. Она предполагает осуществление взаимосвязанных действий по обоснованию и определению границ выделяемого природного объекта, установлению их на местности, разработке планов и схем их использования, отводу соответствующих участков земель, лесов, вод, недр и т. д., составлению проектов внутрихозяйственной организации их территорий. Эта деятельность осуществляется на основе топографо-геодезических, картографических работ, инвентаризации, обследования, надзора за проведением устроительных проектов и т. д.
- Д.И. Грицкевич экология
- Введение
- 1. Развитие экологических представлений
- Контрольные вопросы
- 2. Система экологических наук
- 2.1 Определение экологии, система экологических наук
- 2.2 Методы экологии
- Всеобщие методы
- Общенаучные методы
- Частнонаучные методы
- 2.3 Понятие и свойства живого, классификация живых организмов
- Контрольные вопросы
- 3. Организм и факторы среды
- 3.1. Понятие экологических факторов
- 3.2 Температура
- 3.3 Свет
- 3.4. Влажность
- Контрольные вопросы
- 4. Популяционная экология
- 4.1 Соотношение Основных понятий популяционной экологии
- 4.2 Статические показатели популяции
- 4.3. Динамические показатели популяций
- Контрольные вопросы
- 5. Биоценология
- 5.1. Понятие и структура биоценозов
- Трофическая структура биоценоза (трофос – пища):
- Видовая структура биоценоза:
- Пространственная структура биоценоза:
- Экологическая структура биоценоза:
- 5.2 Важнейшие экосистемы
- Экосистемы океана:
- Экосистемы пресных вод:
- Наземные экосистемы:
- Контрольные вопросы
- 6. Биосфера
- 6.1. Структура биосферы
- 6.1.1 Литосфера
- 6.1.2Атмосфера
- 6.1.3Гидросфера
- 6.1.4Обмен веществ в биосфере
- 6.2 Круговорот биогенных элементов в биосфере
- Круговорот углерода
- Круговорот кислорода
- Круговорот азота
- Круговорот серы
- Круговорот фосфора
- Круговорот микроэлементов в биосфере
- 6.3 Учение в.И. Вернадского о биосфере
- 6.4 Идея ноосферы в современном мире
- Контрольные вопросы
- 7. Взаимоотношения человека и окружающей среды на современном этапе
- 7.1. Человек как биологический вид
- 7.2 Человек как природопользователь
- 7.2.1 Понятие природопользования
- 7.2.2 Классификация природных ресурсов
- 7.3 Естественные и антропогенные факторы, воздействующие на биосферу
- 7.3.1 Загрязнение атмосферы
- 7.3.2 Классификация и нормирование вредных веществ
- 7.3.3 Антропогенные проблемы, возникающие при загрязнении атмосферы.
- 7.3.4 Загрязнение земель
- 7.3.5 Энергетическое загрязнение техносферы
- 7.3.6 Загрязнение водоемов и качество питьевой воды
- Контрольные вопросы
- 8. Аспекты социальной экологии
- Контрольные вопросы
- 9 Правовые и социальные аспекты взаимодействия человека с природой
- 9.1 Понятие, объекты и источники экологического права
- 9.2 Государственное экологическое управление
- 9.2.1 Наиболее важные функции государственного экологического управления
- 7. Разрешение споров о праве природопользования; применение ответственности за экологические правонарушения.
- 9.2.2 Экологический мониторинг и контроль
- 6. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.
- Контрольные вопросы
- 10. Основные задачи экологической безопасности
- 10.1 Цель и задачи экологической безопасности
- 10.2 Социально-экологические проблемы как политический фактор
- Контрольные вопросы
- 11 Экологическая культура
- 11.1 Формирование экологической культуры
- 11.2 Экологическое воспитание и образование
- 11.3 Структура экологического образования в россии
- 11.4 Экологическая идеология как средство повышения гражданской активности населения
- Контрольные вопросы
- 12. МеждународнОе сотрудничество в области экологии
- 12.1. Международная конференция по окружающей среде в стокгольме
- 12.2 Международная экологическая конференция в рио-де-жанейро
- Контрольные вопросы
- 13 Экология дальневосточного региона
- 13.1 История приамурья
- 13.1.1 Археологические сведения о заселении бассейна Амура
- 13.1.2 Открытие и присоединение к России хабаровского Охотоморья и Приамурья
- 13.1.3 Заселение края
- 13.2 Общая физико–географическая характеристика приамурья
- 13.2.1 Климат Приамурья
- 13.2.2 Рельеф, почвы, ландшафты
- 13.2.3 Водные ресурсы Приамурья
- Амурский бассейн:
- Бассейн Охотского моря:
- Бассейн Северного Ледовитого океана:
- Бассейн Японского моря:
- 13.2.4 Земельные ресурсы Приамурья Луговые ландшафты:
- Леса Приамурья:
- 13.2.5 Минерально-сырьевые ресурсы Приамурья
- 13.3 Особо охраняемые природные территории хабаровского края
- Правовая основа создания и функционирования оопт:
- Оопт Хабаровского края:
- Государственный природный заповедник «Буреинский».
- Государственный природный заповедник «Ботчинский».
- Государственный природный заповедник «Болоньский».
- Национальный парк «Анюйский».
- Государственные природные заказники.
- Природные парки.
- Экологические коридоры.
- Памятники природы.
- Дендрологические парки и ботанические сады.
- Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
- Водно-болотные угодья.
- Оопт местного значения.
- Кадастр особо охраняемых природных территорий.
- Ведение Красной книги Хабаровского края
- 13.4 Памятник природы «силинский лес»
- Физико-географическая характеристика дендрария.
- Контрольные вопросы
- Контрольное задание
- 1. Напишите определения следующих понятий:
- 3. Выполните тест:
- Вопросы к экзамену
- Приложение законы, правила и принципы экологии, рационального природопользования и охраны природы [12]
- ЛитератуРа
- Содержание