Круговорот кислорода
Круговорот кислорода – планетарный процесс, связывающий атмосферу, гидро- и литосферу через совокупную деятельность живых организмов.
Основные этапы круговорота:
производство кислорода при фотосинтезе фотоавтотрофами суши и океана;
производство кислорода при диссоциации Н2О и О3 в верхних слоях атмосферы под действием ионизирующего и ультрофиолетового излучения (незначительное количество);
потребление О2 при дыхании живых организмов;
потребление кислорода при почвенном дыхании (окислении органики почвенными микроорганизмами);
потребление О2 при горении и других формах окисления (извержение вулканов);
потребление кислорода на производство О3 в стратосфере;
участие в океанических преобразованиях гидрокарбонатов в составе СО2 и Н2О:
Весь О2 полностью проходит через живые организмы за 2 000 лет. Ежегодное производство кислорода фотосинтетиками Земли примерно 240 млрд. т. В океане кислорода в растворенном виде так же, как и СО2 гораздо больше, чем в атмосфере (от 2 до 8 г/л). Часть органического вещества захороняется, поэтому часть кислорода выводится из цикла.
Биосферных проблем, связанных с циркуляцией кислорода в атмосфере, несколько:
при сжигании ископаемого топлива тратится огромное количество кислорода. Совокупное годовое потребление на Земле кислорода 230 млрд. т, из низ на дыхание растений и животных идет 2,6 млрд. т, почвенное окисление – 50 млрд. т, остальное – процессы горения. С учетом быстрого сведения лесов на планете и возрастающими темпами индустриализации закономерно: в будущем дальнейшее возрастание потребления и снижение производство О2.
в результате человеческой деятельности в атмосферу попадают сотни веществ, многие из которых являются парниковыми газами и разрушителями озонового слоя стратосферы, Например, озоновый слой разрушается при попадании в атмосферу хлора и азота.
В стратосфере под действием жесткого ионизирующего излучения (менее 242 нм) молекулы О2 распадаются на атомы, которые соединяются с молекулами О2 и образуют озон (О3). В результате, образуется слой, непроницаемый для ультрафиолета А (< 280 нм), В (280 < <315 нм) и задерживающий большую часть ультрафиолета С (315 < 400 нм). При поглощении озоном квантов УФ-излучения выделяется тепловая энергия, за счет которой и разогревается стратосфера.
Толщина озонового слоя измеряется в единицах Добсона (100 Д.е = 0,1 см при нормальном атмосферном давлении). У полюсов озона больше (301,6 Д.е.), чем у экватора, зато толщина тропосферы больше у экватора. Концентрация озона и продолжительность его жизни различна на разных высотах, меняется от времени суток, сезона. На каждой высоте имеются свои источники озона и свои стоки, обмен озоновыми массами идет также между различными широтами. В целом оценка содержания циркуляции озона в атмосфере – очень трудоемкий процесс с примерными фактическими результатами.
Причины разрушения озонового слоя:
гидроксил-ион (ОН-), образующийся при распаде воды, является мощным катализатором при разрушении озона;
закись азота (N2О), которая образуется при работе сверхзвуковых двигателей, в атмосфере, превращается в NО – разрушитель озона;
Н2, поступающий с вулканическими газами может быть инициатором снижения количества озона;
возможно разрушение озона на поверхности капелек серной кислоты и сульфатов в атмосфере, которые образуются при выбросах в атмосферу оксидов серы (SО2 и SО3);
соединения хлора и брома в инертном виде поступают в стратосферу. Кванты УФ-излучения активизируют атомы хлора, которые очень активно, самостоятельно или в составе ClO, ClONO2 разрушают озон. Фреоны (хлорфторуглероды) – инертные, плохо растворимые в воде газы, используются в качестве хладоагентов в холодильниках и распылителях в аэрозольных баллонах. Это очень стойкие соединения, разрушаются только в стратосфере под действием ионизирующего излучения, при этом выделяется хлор.
На международном уровне принята система мер по сокращению производства фреонов (Монреальский протокол 1987 года). Однако, как и в случае с парниковым эффектом, наблюдается сведение сложного многофакторного процесса к поиску единственного регулируемого параметра. Реакций преобразования озона сотни, динамика разложения фреонов в тропосфере изучена недостаточно, рост Антарктической озоновой «дыры» коррелирует с изменением солнечной активности, на содержание газов в стратосфере влияет вулканическая активность и т.д.
По прогнозам при сокращении стратосферного озона на 5 % поток ультрафиолетового излучения увеличится на 10 %, а количество заболеваний разными видами рака кожи – на 20 – 30 %. Самый опасный вид рака кожи – меланома. Начиная с 1935 года количество больных меланомой удваивается каждые 10 лет. Катаракта – помутнение кристаллика глаза – также инициируется ультрафиолетовым излучением. За последние 50 лет наблюдается уверенный рост заболеваемости катарактой.
Восполнение стратосферного озона происходит двумя путями: половину производит Солнце, другую – разряды молний. В тропосфере озон является активным ядом, подавляющим клеточный синтез и относящийся к 1 классу опасности. Поэтому грамотные решения в глобальном масштабе можно принимать лишь на основе глубокого изучения всех тонкостей происходящих в биосфере процессов.
- Д.И. Грицкевич экология
- Введение
- 1. Развитие экологических представлений
- Контрольные вопросы
- 2. Система экологических наук
- 2.1 Определение экологии, система экологических наук
- 2.2 Методы экологии
- Всеобщие методы
- Общенаучные методы
- Частнонаучные методы
- 2.3 Понятие и свойства живого, классификация живых организмов
- Контрольные вопросы
- 3. Организм и факторы среды
- 3.1. Понятие экологических факторов
- 3.2 Температура
- 3.3 Свет
- 3.4. Влажность
- Контрольные вопросы
- 4. Популяционная экология
- 4.1 Соотношение Основных понятий популяционной экологии
- 4.2 Статические показатели популяции
- 4.3. Динамические показатели популяций
- Контрольные вопросы
- 5. Биоценология
- 5.1. Понятие и структура биоценозов
- Трофическая структура биоценоза (трофос – пища):
- Видовая структура биоценоза:
- Пространственная структура биоценоза:
- Экологическая структура биоценоза:
- 5.2 Важнейшие экосистемы
- Экосистемы океана:
- Экосистемы пресных вод:
- Наземные экосистемы:
- Контрольные вопросы
- 6. Биосфера
- 6.1. Структура биосферы
- 6.1.1 Литосфера
- 6.1.2Атмосфера
- 6.1.3Гидросфера
- 6.1.4Обмен веществ в биосфере
- 6.2 Круговорот биогенных элементов в биосфере
- Круговорот углерода
- Круговорот кислорода
- Круговорот азота
- Круговорот серы
- Круговорот фосфора
- Круговорот микроэлементов в биосфере
- 6.3 Учение в.И. Вернадского о биосфере
- 6.4 Идея ноосферы в современном мире
- Контрольные вопросы
- 7. Взаимоотношения человека и окружающей среды на современном этапе
- 7.1. Человек как биологический вид
- 7.2 Человек как природопользователь
- 7.2.1 Понятие природопользования
- 7.2.2 Классификация природных ресурсов
- 7.3 Естественные и антропогенные факторы, воздействующие на биосферу
- 7.3.1 Загрязнение атмосферы
- 7.3.2 Классификация и нормирование вредных веществ
- 7.3.3 Антропогенные проблемы, возникающие при загрязнении атмосферы.
- 7.3.4 Загрязнение земель
- 7.3.5 Энергетическое загрязнение техносферы
- 7.3.6 Загрязнение водоемов и качество питьевой воды
- Контрольные вопросы
- 8. Аспекты социальной экологии
- Контрольные вопросы
- 9 Правовые и социальные аспекты взаимодействия человека с природой
- 9.1 Понятие, объекты и источники экологического права
- 9.2 Государственное экологическое управление
- 9.2.1 Наиболее важные функции государственного экологического управления
- 7. Разрешение споров о праве природопользования; применение ответственности за экологические правонарушения.
- 9.2.2 Экологический мониторинг и контроль
- 6. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.
- Контрольные вопросы
- 10. Основные задачи экологической безопасности
- 10.1 Цель и задачи экологической безопасности
- 10.2 Социально-экологические проблемы как политический фактор
- Контрольные вопросы
- 11 Экологическая культура
- 11.1 Формирование экологической культуры
- 11.2 Экологическое воспитание и образование
- 11.3 Структура экологического образования в россии
- 11.4 Экологическая идеология как средство повышения гражданской активности населения
- Контрольные вопросы
- 12. МеждународнОе сотрудничество в области экологии
- 12.1. Международная конференция по окружающей среде в стокгольме
- 12.2 Международная экологическая конференция в рио-де-жанейро
- Контрольные вопросы
- 13 Экология дальневосточного региона
- 13.1 История приамурья
- 13.1.1 Археологические сведения о заселении бассейна Амура
- 13.1.2 Открытие и присоединение к России хабаровского Охотоморья и Приамурья
- 13.1.3 Заселение края
- 13.2 Общая физико–географическая характеристика приамурья
- 13.2.1 Климат Приамурья
- 13.2.2 Рельеф, почвы, ландшафты
- 13.2.3 Водные ресурсы Приамурья
- Амурский бассейн:
- Бассейн Охотского моря:
- Бассейн Северного Ледовитого океана:
- Бассейн Японского моря:
- 13.2.4 Земельные ресурсы Приамурья Луговые ландшафты:
- Леса Приамурья:
- 13.2.5 Минерально-сырьевые ресурсы Приамурья
- 13.3 Особо охраняемые природные территории хабаровского края
- Правовая основа создания и функционирования оопт:
- Оопт Хабаровского края:
- Государственный природный заповедник «Буреинский».
- Государственный природный заповедник «Ботчинский».
- Государственный природный заповедник «Болоньский».
- Национальный парк «Анюйский».
- Государственные природные заказники.
- Природные парки.
- Экологические коридоры.
- Памятники природы.
- Дендрологические парки и ботанические сады.
- Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
- Водно-болотные угодья.
- Оопт местного значения.
- Кадастр особо охраняемых природных территорий.
- Ведение Красной книги Хабаровского края
- 13.4 Памятник природы «силинский лес»
- Физико-географическая характеристика дендрария.
- Контрольные вопросы
- Контрольное задание
- 1. Напишите определения следующих понятий:
- 3. Выполните тест:
- Вопросы к экзамену
- Приложение законы, правила и принципы экологии, рационального природопользования и охраны природы [12]
- ЛитератуРа
- Содержание