6.4 Идея ноосферы в современном мире
На современном этапе развития человечества в научном мире возникает насущная проблема целостности человека как феномена. Люди на протяжении многих столетий больше задумывались о природе, космосе, бытии, чем о самих себе. Теперь возникает необходимость рассмотрения взаимодействия человека, природы и общества в комплексе [6,11,13,15,21].
Чтобы решить экологические проблемы в частности, но в более широком смысле, чтобы преодолеть гуманитарный кризис современной цивилизации, нужна всеобъединяющая идея, которая могла бы интегрировать все слои общества, государства, политические партии, религиозные и общественные организации во имя сохранения жизни на Земле. Такой идеей может быть переход человечества на ноосферный путь развития как объективная необходимость его выживания.
Усиливающееся, обретающее геологическую мощь и планетарный характер воздействие человечества на биосферу не могло не подтолкнуть выдающихся мыслителей начала ХХ века к идее ноосферы– сферы взаимодействия природы и общества, в которой разумная деятельность людей становится главным фактором развития.
Понятие «ноосферы» (nois – разум) предложил французский ученый-математик Эдуард Ле Руа во время обсуждения в 1926 году в Париже доклада В.И. Вернадского о биосфере. По Вернадскому ноосфера – особый период в развитии планеты и окружающего космического пространства, когда развитие человечества и биосферы становится единым гармоничным процессом. Он предсказал неизбежность вхождения планеты Земля в ноосферу. В.И. Вернадский рассматривал человеческую деятельность как основной преобразующий фактор развития активной оболочки Земли. Отсюда вытекает необходимость совместного изучения общества и биосферы, подчинения их единой цели сохранения и развития человечества. Осуществить её можно лишь при условии, если основные процессы биосферы будут управляться Разумом. Такова концепция перехода на ноосферный путь развития.
Появление человеческого общества, под влиянием которого в современных условиях происходит дальнейшая эволюция биосферы, приводит к изменению качественного состава самой биосферы, к ее переходу в ноосферу.
Переход в эпоху ноосферы В.И. Вернадский рассматривал как один из актов «приспособления» человечества. Все живые организмы приспосабливаются, но человек включает в этот процесс разум.
В современную эпоху становление ноосферы тесно связано с овладением различными формами движения материи – сначала механической, потом тепловой, химической, атомно-ядерной. С этим связано и возникновение новых по качеству круговоротов веществ в биосфере.
В.И. Вернадский, оценивая роль человеческого разума и научной мысли, делает следующие выводы:
Ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу.
Это проявление изменения биосферы есть неизбежное явление, сопутствующее росту научной мысли.
Это проявление изменения биосферы происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс.
А так как среда жизни есть организованная оболочка планеты – биосфера, то вхождение в нее в ходе ее геологически длительного существования, нового фактора ее изменения – научной работы человечества – есть природный процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние – в ноосферу.
Закон ноосферы Вернадского: биосфера неизбежно превратится в ноосферу, т.е. в сферу, где разум человека будет играть преобладающую роль в развитии системы «человек-природа».
В ХХ столетии накопился огромный фактический материал по биосфере, по производственной деятельности человеческого общества. Зарождающаяся ноосфера в своих главных проявлениях характеризуется следующими признаками:
возрастающим количеством механически извлекаемого материала литосферы – ростом разработки месторождений полезных ископаемых.
Массовым потреблением продуктов фотосинтеза прошлых геологических эпох, главным образом в энергетических целях, что приведет к увеличению содержания СО2и уменьшению содержания О2.
В ноосфере создаются в массовом количестве вещества, которые ранее в биосфере отсутствовали; происходит металлизация биосферы.
Характерно для ноосферы появление новых химических элементов в связи с развитием ядерной технологии. Предвидится в недалеком будущем получение термоядерной энергии, что позволит полностью отказаться от горючих полезных ископаемых в качестве источника энергии.
Ноосфера выходит за пределы биосферы в связи с огромным прогрессом научно-технической революции. Возникла космонавтика, которая обеспечивает выход человека за пределы планеты Земля. Происходит освоение космического пространства с непредвиденными возможностями.
С образованием ноосферы планета Земля переходит в новое качественное состояние. Если биосфера – это сфера Земли, то ноосфера – это сфера Солнечной системы.
Учение о ноосфере получило развитие в работах русских ученых М.М. Камшилова (1979), В.П. Казначеева (1985) и др. Современные ученые рассматривают ноосферу как новую высшую стадию эволюции биосферы, связанную с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, создает техносферу и начинает оказывать определяющее влияние на ход биосферных и космических процессов. Ноосфера – это новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека при посредстве технически оснащенной деятельности становится решающим фактором в ее развитии.
Целый ряд ученых (В.Л. Барсуков, А.Л. Яшин, 1988, В.А. Кутырев, 1990 и др.) считают закон Вернадского религиозной и социальной утопией. Они считают, что развитие постантропогенной природы весьма трудно прогнозировать. Одно несомненно - управлять люди будут не природой, а прежде всего собой. И в этом смысл законов ноосферы В.И. Вернадского.
Создание сферы разумного сосуществования человека и природы или более гуманистический аспект ноосферы развил французский ученый Пьер Тейяр-де-Шарден (1881-1955). История человечества, по Тейяру-де-Шардену — завершающий этап космогенеза, её предпосылкой является "персонализация", возникновение личности и мысли и образование ноосферы (идеальной, духовной оболочки Земли). Дальнейшее совершенствование эволюции возможно только на коллективной основе. Технический прогресс и развитие экономики — необходимые условия этого процесса, но решающую роль должен сыграть духовный фактор. Религия, обосновывающая мораль, должна, объединившись с наукой, обновить толкование своих принципов и стать религией действия. В его изложении ноосфера – это коллективное сознание, которое будет контролировать направление будущей эволюции планеты и сольется с природой в идеальном сочетании, в некоей точке «омега». Он говорил, что мы беспрерывно прослеживали последовательные стадии одного и того же великого процесса, который, материализовавшись в первых клетках, продолжается в созидании нервных систем. Геогенез, сказали мы, переходит в биогенез, который, в конечном счете, не что иное, как психогенез. Психогенез привел нас к человеку. Теперь психогенез стушевывается, он сменяется и поглощается более высокой функцией – вначале зарождением, затем последующим развитием духа – ноогенезом.
Концепция ноосферной школы исходит из принципиального утверждения единства системы «человек – природа – общество», глобального подхода к локальным проблемам экологии, объединения усилий в поиске общих рамок жизни на земле, формирования определенного типа человека с ноосферным сознанием. Оно включает несколько аспектов:
научный, который определяет границы своей компетенции, готовность получать и верифицировать знания, правильно применять их в жизненной практике;
экологическое сознание, понимание органического единства мира;
гуманистическое сознание, т.е. понимание ценности каждой культуры, каждой личности и каждого природного организма, уважительное отношение к ним, стремление к солидарности с другими людьми, понимание того, что любые ценности (духовные, материальные, интеллектуальные) возникают при совместном труде;
вселенское сознание – понимание взаимосвязи любых местных и глобальных проблем, самоопределение одновременно как местного жителя и как жителя Земли.
Ноосферная концепция рассматривает формирование эколого-сообразной культуры постиндустриального общества как естественные действия мыслящего существа, стремящегося управлять ситуацией. Реализация ноосферы Вернадского – управление человеком природными процессами, возможна при сочетании определенных условий:
единства человечества;
равенства всех людей и мира на земле;
обеспечения всех систем полной информацией;
овладения новыми источниками энергии.
Но реализация ноосферы Тейяр-де-Шардена возможна, вдобавок к перечисленному, становлением так называемого Духовного Человека, то есть человека альтруистического, экстравертного, стремящегося к гармонии, равновесию, свету и любви. На современном этапе человек – «кризисное» существо, и его деятельность в целом разрушительна для биосферы. Роль сознательной деятельности человека, не раз подчеркнутая Вернадским, неоценима, и через эту сознательность в будущем возможна как реализация ноосферы, так и глобальная катастрофа. Разум - прекрасный инструмент управления, но направление сознательной эволюции формируется моралью, то есть системой ценностей, господствующих в обществе. В этой связи ноосфера представляется идеальным вариантом эволюции биосферы, и она неотрывна от смены приоритетов развития цивилизации с материальных на духовные.
- Д.И. Грицкевич экология
- Введение
- 1. Развитие экологических представлений
- Контрольные вопросы
- 2. Система экологических наук
- 2.1 Определение экологии, система экологических наук
- 2.2 Методы экологии
- Всеобщие методы
- Общенаучные методы
- Частнонаучные методы
- 2.3 Понятие и свойства живого, классификация живых организмов
- Контрольные вопросы
- 3. Организм и факторы среды
- 3.1. Понятие экологических факторов
- 3.2 Температура
- 3.3 Свет
- 3.4. Влажность
- Контрольные вопросы
- 4. Популяционная экология
- 4.1 Соотношение Основных понятий популяционной экологии
- 4.2 Статические показатели популяции
- 4.3. Динамические показатели популяций
- Контрольные вопросы
- 5. Биоценология
- 5.1. Понятие и структура биоценозов
- Трофическая структура биоценоза (трофос – пища):
- Видовая структура биоценоза:
- Пространственная структура биоценоза:
- Экологическая структура биоценоза:
- 5.2 Важнейшие экосистемы
- Экосистемы океана:
- Экосистемы пресных вод:
- Наземные экосистемы:
- Контрольные вопросы
- 6. Биосфера
- 6.1. Структура биосферы
- 6.1.1 Литосфера
- 6.1.2Атмосфера
- 6.1.3Гидросфера
- 6.1.4Обмен веществ в биосфере
- 6.2 Круговорот биогенных элементов в биосфере
- Круговорот углерода
- Круговорот кислорода
- Круговорот азота
- Круговорот серы
- Круговорот фосфора
- Круговорот микроэлементов в биосфере
- 6.3 Учение в.И. Вернадского о биосфере
- 6.4 Идея ноосферы в современном мире
- Контрольные вопросы
- 7. Взаимоотношения человека и окружающей среды на современном этапе
- 7.1. Человек как биологический вид
- 7.2 Человек как природопользователь
- 7.2.1 Понятие природопользования
- 7.2.2 Классификация природных ресурсов
- 7.3 Естественные и антропогенные факторы, воздействующие на биосферу
- 7.3.1 Загрязнение атмосферы
- 7.3.2 Классификация и нормирование вредных веществ
- 7.3.3 Антропогенные проблемы, возникающие при загрязнении атмосферы.
- 7.3.4 Загрязнение земель
- 7.3.5 Энергетическое загрязнение техносферы
- 7.3.6 Загрязнение водоемов и качество питьевой воды
- Контрольные вопросы
- 8. Аспекты социальной экологии
- Контрольные вопросы
- 9 Правовые и социальные аспекты взаимодействия человека с природой
- 9.1 Понятие, объекты и источники экологического права
- 9.2 Государственное экологическое управление
- 9.2.1 Наиболее важные функции государственного экологического управления
- 7. Разрешение споров о праве природопользования; применение ответственности за экологические правонарушения.
- 9.2.2 Экологический мониторинг и контроль
- 6. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.
- Контрольные вопросы
- 10. Основные задачи экологической безопасности
- 10.1 Цель и задачи экологической безопасности
- 10.2 Социально-экологические проблемы как политический фактор
- Контрольные вопросы
- 11 Экологическая культура
- 11.1 Формирование экологической культуры
- 11.2 Экологическое воспитание и образование
- 11.3 Структура экологического образования в россии
- 11.4 Экологическая идеология как средство повышения гражданской активности населения
- Контрольные вопросы
- 12. МеждународнОе сотрудничество в области экологии
- 12.1. Международная конференция по окружающей среде в стокгольме
- 12.2 Международная экологическая конференция в рио-де-жанейро
- Контрольные вопросы
- 13 Экология дальневосточного региона
- 13.1 История приамурья
- 13.1.1 Археологические сведения о заселении бассейна Амура
- 13.1.2 Открытие и присоединение к России хабаровского Охотоморья и Приамурья
- 13.1.3 Заселение края
- 13.2 Общая физико–географическая характеристика приамурья
- 13.2.1 Климат Приамурья
- 13.2.2 Рельеф, почвы, ландшафты
- 13.2.3 Водные ресурсы Приамурья
- Амурский бассейн:
- Бассейн Охотского моря:
- Бассейн Северного Ледовитого океана:
- Бассейн Японского моря:
- 13.2.4 Земельные ресурсы Приамурья Луговые ландшафты:
- Леса Приамурья:
- 13.2.5 Минерально-сырьевые ресурсы Приамурья
- 13.3 Особо охраняемые природные территории хабаровского края
- Правовая основа создания и функционирования оопт:
- Оопт Хабаровского края:
- Государственный природный заповедник «Буреинский».
- Государственный природный заповедник «Ботчинский».
- Государственный природный заповедник «Болоньский».
- Национальный парк «Анюйский».
- Государственные природные заказники.
- Природные парки.
- Экологические коридоры.
- Памятники природы.
- Дендрологические парки и ботанические сады.
- Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
- Водно-болотные угодья.
- Оопт местного значения.
- Кадастр особо охраняемых природных территорий.
- Ведение Красной книги Хабаровского края
- 13.4 Памятник природы «силинский лес»
- Физико-географическая характеристика дендрария.
- Контрольные вопросы
- Контрольное задание
- 1. Напишите определения следующих понятий:
- 3. Выполните тест:
- Вопросы к экзамену
- Приложение законы, правила и принципы экологии, рационального природопользования и охраны природы [12]
- ЛитератуРа
- Содержание