Классификация видов мониторинга
№ п/п
| Классификационные признаки
| Виды экологического мониторинга
|
1.
| По уровням
| Глобальный (фоновый), национальный, бассейновый, региональный, импактный (мониторинг локальных антропогенных воздействий)
|
2.
| По критериям
| Биосферный, геофизический, геоэкологический, биологический, санитарно-гигиенический и др.
|
3.
| По объектам
| Экосистемный (комплексный), компонентный (по элементам природной среды)
|
4.
| По используемым методам
| Непосредственный ( биоиндикация, инструментальные методы), дистанционный (аэрокосмический)
|
Все виды мониторинга тесно взаимосвязаны, но их цели и степень детализации измерений существенно различаются. Наиболее детально параметры качества окружающей среды могут быть определены на локальном уровне с использованием инструментальных методов, где целью мониторинга является обеспечение такой стратегии хозяйственной деятельности, которая не выводит определенные антропогенные воздействия за допустимый диапазон. На предприятии мониторинг может служить в качестве системы раннего оповещения об ухудшении экологической ситуации и необходимости принятия соответствующих мер.
В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры проведения регулярного мониторинга и измерения основных характеристик своих операций и видов деятельности, которые могут оказывать существенное, связанное с высокой степенью риска воздействие на окружающую среду. Эта документация должна содержать данные для оценки взаимодействия деятельности организации с окружающей средой, управления операциями и проверки на соответствие систем целевым и плановым экологическим показателям.
Для каждого вида деятельности предусматривается:
идентификация и документирование информации, которую необходимо получить в процессе мониторинга;
определение и документирование процедур мониторинга;
установление и документирование удовлетворительных критериев и действий, которые должны быть предприняты в случае, если результаты неудовлетворительны;
документирование процедуры подтверждения информации предыдущего мониторинга в случаях отказа системы мониторинга.
На предприятии следует различать мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду (в первую очередь выбросов и сбросов загрязняющих веществ) и собственно качества элементов окружающей среды (прежде всего атмосферного воздуха) на территории предприятия (на промплощадке), в помещениях и на участках, где осуществляется производственная деятельность (в так называемой «рабочей зоне»), а также за пределами границ предприятия в радиусе его воздействия на окружающую среду прилегающих территорий (в санитарно-защитной зоне).
Важное значение имеет метрологическое обеспечение мониторинга. При мониторинге следует использовать эталоны. Оборудование для мониторинга, как правило, подлежит государственной поверке, выполняемой каким-либо аккредитованным органом, а при государственной поверке - должно быть калибровано и поддерживаться, в рабочем состоянии. Данные мониторинга должны сохраняться в соответствии с процедурами, принятыми организацией. Измерительные и другие средства, используемые для мониторинга, должны подвергаться специальному контролю по критериям, учитывающим применяемые в системе охраны окружающей среды средства, включая выбор средств мониторинга, обеспечивающих точные измерения, входной контроль этих средств, процедуру сравнения с эталонами, регистрацию сравнения с эталоном, правильное обращение со средствами измерений и их правильное хранение, а также программное и методическое обеспечение. Для обеспечения сопоставимости данных мониторинга на предприятии с данными других систем мониторинга необходимо использовать методики измерений, утвержденные соответствующими специально уполномоченными органами.
Метрологическое обеспечение мониторинга особенно важно для достижения достоверности получения результатов при возникновении инцидентов и спорных ситуаций по поводу интенсивности воздействия предприятия на окружающую среду прилегающих территорий. Например, нередки случаи, когда население, его инициативные представители или представители общественных организаций и средств массовой информации, выступающих выразителями интересов населения, в силу своих экологических представлений связывают ухудшение здоровья людей или угнетение и гибель зеленых насаждений в определенной местности с деятельностью конкретного предприятия, причем иногда необоснованно. В этих случаях предоставление результатов экологического мониторинга на предприятии может предотвратить серьезные конфликты, если эти результаты достоверны и подтверждаются при независимой проверке. В связи с указанными обстоятельствами особо следует отметить, что экологический мониторинг и измерения на территории предприятия и в его санитарно-защитной зоне могут осуществлять в пределах своей компетенции службы различных государственных специально уполномоченных органов, в частности, Министерства природных ресурсов России, Росгидромета, Ростехнадзора, Росземкадастра, Роспотребнадзора.
Помимо осуществления экологического мониторинга и измерений организация в рамках системы экологического менеджмента должна устанавливать, поддерживать в рабочем состоянии и периодически проводить документированную процедуру оценки соответствия своей деятельности законодательным и нормативным требованиям по охране окружающей среды.
2.4.2. Проведение корректирующих и предупреждающих действий в системе управления охраной окружающей среды
В случае выявления несоответствий экологической политике, целям или стандартам по охране окружающей среды в организации необходимо проведение корректирующих и предупреждающих действий.
Корректирующие и предупреждающие действия являются важнейшим элементом системы управления охраной окружающей среды, поскольку именно эти действия непосредственно направлены на реализацию ее главного принципа - постоянное улучшение.
В качестве самостоятельного элемента системы управления корректирующие и предупреждающие действия были впервые выделены в системах качества, создаваемых в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000. В этих стандартах были успешно отработаны основные аспекты и процедуры корректирующих и предупреждающих действий, включая:
- эффективное рассмотрение сообщений о несоответствии продукции;
- использование соответствующих источников информации;
- изучение причин несоответствий, относящихся к продукции, процессу и системе качества, и регистрация результатов такого изучения;
- определение корректирующих действий, необходимых для устранения причины несоответствий;
- определение мер, необходимых для решения любых проблем, требующих проведения предупреждающих действий;
- инициирование предупреждающих действий и применениесредств управления для их эффективности;
- применение средств управления, гарантирующих, что корректирующие действия предприняты и являются эффективными;
- представление соответствующей информации о предпринятых действиях для анализа со стороны руководства.
В системе управления охраной окружающей среды элемент «корректирующие и предупреждающие действия» в значительной степени идентичен соответствующему элементу систем управления качеством. Однако в системах качества корректирующие и предупреждающие действия направлены прежде всего на устранение причин экономических рисков, связанных с ухудшением качества и касающихся в основном самого предприятия. В системах управления охраной окружающей среды задачи корректирующих и предупреждающих действий существенно шире и ответственнее, поскольку они связаны с предотвращением или уменьшением угрозы экологической безопасности населения и экосистем за пределами предприятий, что обусловливает выраженную специфику этих действий в системе управления охраной окружающей среды.
В общем виде корректирующие и предупреждающие действия в сфере охраны окружающей среды служат реагированием на выявляемые несоответствия деятельности организации законодательным и другим нормативным требованиям природоохранного, санитарного и иного характера, а также требованиям самой системы управления охраной окружающей среды на предприятии, и предполагают принятие ответственных решений (в том числе высшим руководством предприятия) по своевременной разработке и реализации необходимых и достаточных мер для устранения выявленных несоответствий.
Корректирующие действия должны предприниматься сразу после обнаружения проблем, ведущих к нежелательным воздействиям на окружающую среду. Они призваны блокировать или исключить нежелательные факторы и тем самым положить начало устранению нежелательных последствий.
Согласно стандарту ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управления охраной окружающей средой. Требования и руководство по применению» организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры по определению ответственности и полномочий относительно выявления и изучения несоответствия, принятия мер для смягчения любых причиненных воздействий, а также по инициированию и совершению корректирующих и предупреждающих действий. Любое корректирующее и предупреждающее действие, предпринятое для устранения причин действительного и потенциального несоответствия, должно быть соразмерно важности проблем и выявленному воздействию на окружающую среду. Организация должна провести и зарегистрировать любые изменения в документированных процедурах в результате корректирующих и предупреждающих действий.
Основой для разработки и реализации корректирующих и предупреждающих действий служат четко отлаженные процедуры выявления несоответствий и их документального оформления (в том числе с привлечением внешних организаций), установления их причин, значимости (с определением по возможности количественных показателей, характеризующих эти несоответствия), которые должны обеспечивать возможность разработки процедур выбора наиболее эффективных мер по относительно типичным несоответствиям и новых мер по неординарным несоответствиям.
В соответствии с руководящими указаниями по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования (ГОСТ Р ИСО 14004-98) выводы, заключения и рекомендации, сделанные в результате измерений, контроля, аудитов и других видов анализа системы экологического менеджмента, должны быть документально оформлены, а необходимые корректирующие и предупреждающие действия идентифицированы. Руководство должно обеспечить выполнение этих корректирующих и предупреждающих действий и систематический контроль сроков исполнения с тем, чтобы гарантировать эффективность этих действий.
При разработке и поддержании в рабочем состоянии процедур изучения и корректирования несоответствия организация должна учесть следующие основные элементы:
а) идентификация причины несоответствия;
б) идентификация и выполнение необходимого корректирующего действия;
в) выполнение или совершенствование мер контроля, необходимых для избежания повторения несоответствия;
г) регистрация любых изменений в письменных процедурах в результате корректирующего действия.
В зависимости от ситуации корректирующее действие можно выполнить быстро, с минимальным формальным планированием или же оно может потребовать более сложной и длительной работы.
Связанная с этим документация должна соответствовать уровню корректирующего действия.
Особое значение имеют процедуры выполнения корректирующих действий при возникновении экологических инцидентов и аварийных ситуаций. Поэтому элемент системы «Корректирующие и предупреждающие действия» тесно связан с элементом «Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них», который имеется только в стандартах ИСО серии 14000 и отсутствует в стандартах ИСО серии 9000 по системам качества.
Исходя из требований стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 в организации должен быть четко определен круг лиц, имеющих полномочия для работы по устранению несоответствий и несущих за это ответственность, чтобы обеспечить своевременное принятие решения после обнаружения несоответствия.
В зависимости от значимости и причин возникших ситуаций корректирующие действия могут включать:
остановку производственного процесса;
технические действия по устранению несоответствия (ремонт, переналадка и т.д.);
получение особых разрешений (например, на использование резервных мощностей, запасов и т.д.);
оповещение местных властей (при аварийной ситуации);
введение в действие аварийного плана.
Каждое принятое решение должно быть зарегистрировано. При устранении последствий отклонения необходимо различать устранение дефектов (погрешностей) и корректирующие действия.
В целом, устанавливая и поддерживая в рабочем состоянии процедуры выявления несоответствий и корректирующих действий, организация должна предусматривать следующие основные элементы:
- описание ситуации;
- анализ ситуации руководством или специалистами;
- анализ причин несоответствия,
- введение в действие корректирующих действий и перепроверка их результативности.
При этом в случае констатации результативности корректирующих действий может быть определена необходимость проведения предупреждающих действий.
Учитывая многообразие возможных несоответствий и условий их возникновения и выявления, корректирующие действия весьма неоднородны по своему содержанию, направленности, причинам и срокам реализации, а также необходимым затратам.
По срокам реализации могут быть выделены оперативные, краткосрочные и долгосрочные корректирующие действия, что определяет требования к степени их обоснованности и детальности документального оформления.
По причинам разработки и реализации корректирующие действия могут квалифицироваться как ситуационные, инициативные и программные. Кроме того, могут быть выделены корректирующие действия, которые выполняются по предписанию.
К ситуационным могут быть отнесены, например, корректирующие действия, предназначенные для устранения установленного и задокументированного несоответствия, для которого недостаточно проведения мер по устранению дефектов или разовой меры, а также в ситуации, при которой промедление опасно. По существу ситуационными выступают корректирующие действия по результатам анализа имевшего место несоответствия, например, аварийной или иной нештатной ситуации, когда выявляются ошибки, приведшие к несоответствиям.
В инициативные включаются корректирующие действия, инициируемые руководством или специалистами организации на основании периодических отчетов по охране окружающей среды, результатов внутренних и внешних проверок или личных бесед руководства.
К программным могут быть отнесены планируемые корректирующие действия, рассматриваемые как долгосрочные мероприятия, так как может возникнуть необходимость, например, изменить производственный процесс или включить производственные испытания.
Во многих случаях различные корректирующие действия обусловлены предписаниями специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной безопасности и т.п. Кроме того, несоответствия могут быть выявлены при экологическом аудите, в том числе для целей сертификации систем управления охраной окружающей среды. В этом случае корректирующие действия являются обязательными, поскольку без них невозможна успешная повторная сертификационная проверка и последующая сертификация системы (если имелись значительные несоответствия) либо уже полученный сертификат будет приостановлен или аннулирован (если не устраняются малозначительные несоответствия, выявленные при сертификационной проверке). Поэтому такие корректирующие действия также могут рассматриваться как выполняемые по предписанию.
По содержанию и направленности корректирующие действия могут быть разделены на следующие группы:
организационно-административные;
технологические;
режимно-конструктивные;
создание и эксплуатация мощностей по предотвращению загрязнения окружающей среды.
Организационные корректирующие действия связаны в первую очередь с решениями по корректировке деятельности персонала, повышению его ответственности, возможному изменению организационной структуры управления и т.п.
Технологические корректирующие действия являются наиболее перспективными с точки зрения экологизации собственно технологического процесса и предполагают изменение технологии производства в зависимости от состояния окружающей среды. Такие действия связаны в первую очередь с заменой используемых сырья, энергоносителей, основных и вспомогательных материалов на менее токсичные и опасные с экологической точки зрения, с соответствующим сокращением выбросов и сбросов в окружающую среду. Например, возможна замена кислотного травления поковок в кузнечном производстве на дробестройную обработку с предотвращением сброса кислоты, замена цианистого кадмирования при производстве металлопокрытий на бесцианистое с прекращением сброса цианидов и т.п. Наиболее очевидным примером может быть замена (по возможности) низкокалорийных зольных и сернистых углей на экологически чистый природный газ.
Корректирующие действия режимно-конструктивного характера связаны с реализацией технических решений по изменению параметров технологических процессов. Наиболее наглядным примером такого рода действий является подавление образования окислов азота. Как известно, выбросы основной массы окислов азота обусловлены сжиганием органического топлива на многочисленных энергетических установках, где в отличие от других продуктов сгорания топлива улавливание окислов азота сопряжено с большими технологическими трудностями, вызванными, в частности, значительно более низкой концентрацией окислов азота в дымовых газах, и обходится чрезвычайно дорого. В этих условиях особое значение для снижения выбросов окислов азота в атмосферу имеют режимно-конструктивные мероприятия при сжигании топлива.
Наиболее дорогостоящим и требующим длительных сроков реализации является устранение несоответствий требованиям природоохранного законодательства и другим нормативным требованиям путем строительства сооружений и устройств природоохранного назначения. Очевидно, что эти действия реализуются в той мере, в которой позволяют финансовые возможности, конъюнктура рынка и т.д. Стандарты ИСО серии 14000 не требуют безусловного осуществления таких действия в кратчайшие сроки, но должны быть разработаны программные мероприятия, включающие, в частности, и строительство необходимых очистных сооружений и пылегазоулавливающих установок для устранения существующих несоответствий требованиям экологических нормативов.
Предупреждающие действия применяются исходя из предположения о возможности возникновения проблемной ситуации. По существу, это действия, которые успешно были использованы как корректирующие, а теперь в другой сфере применяются как предупреждающие. Информация, постоянно поступающая в ходе производственного процесса, также может стать основой для разработки предупреждающих действий. Другие причины их появления могут возникнуть в результате анализа документов системы управления охраной окружающей среды. Предупреждающие действия также проводятся, если в процессе эксплуатации обнаружен дефект продукции, выпускаемой предприятием, или существует возможность его возникновения. Вероятность возникновения проблемной ситуации выявляется также при экологическом аудите, в том числе при сертификационных проверках, по результатам которых организации предлагается перечень уведомлений о таких ситуациях, предполагающих осуществление предупреждающих действий.
По содержанию, направленности и срокам реализации предупреждающие действия практически не отличаются от корректирующих действий, но имеют иные причины реализации.
В общем виде могут быть выделены следующие группы действий по причинам реализации:
- предупреждающие действия, основой которых послужило предположение руководства или специалистов организации о возможности возникновения проблемной ситуации (в процессе или системе);
- предупреждающие действия, основанные на эффективно проведенном корректирующем действии. Эффективность действия как корректирующего дает основание для его применения как предупреждающего в другой сфере, где возникли предположения о возможности возникновения проблем (имеющих отношение к процессу или системе);
- предупреждающие действия на основе информации, полученной по результатам экологического аудита.
Для предупреждающих действий основными процедурами являются:
- описание ситуации,
- анализ причин возникших погрешностей,
- проведение предупреждающего действия,
- проверка его эффективности.
Предупреждающие действия ни при каких обстоятельствах не являются обязательными, но их разработка и реализация рекомендуется стандартами ИСО серии 14000 в целях повышения степени управляемости процессов воздействия на окружающую среду и обеспечения уверенности в предотвращении экологических инцидентов в перспективе.
2.5. Анализ системы управления ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ со стороны руководства
Особое значение для поддержания эффективности и постоянного улучшения системы экологического менеджмента имеют контроль, оценка и анализ этой системы со стороны руководства организации.
Данный элемент системы экологического менеджмента в практически неизменном виде заимствован из систем управления качеством (ГОСТ Р ИСО 9001-96), где этот элемент совместно с политикой в области качества был включен в блок «Ответственность руководства» и сохранен в этом блоке по новому стандарту в области менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО 9001-2001). Это подчеркивает необходимость самого активного участия высшего руководства организации в обеспечении успешного функционирования системы.
В системе экологического менеджмента в большей степени, чем в системе качества, демонстрирующей цикличность процесса усовершенствования управления, анализ со стороны руководства выделен в самостоятельный блок, который является завершающим в модели управления охраной окружающей среды.
Согласно требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 высшее руководство организации должно анализировать систему управления охраной окружающей среды через установленные им промежутки времени с тем, чтобы обеспечить ее постоянную пригодность, адекватность и эффективность. Процесс анализа со стороны руководства должен обеспечивать сбор информации, необходимой руководству для проведения оценки системы. Конечной целью анализа системы экологического менеджмента является реализация концепции постоянного улучшения (рис. 4).
В соответствии с руководящими указаниями стандарта ГОСТ Р ИСО 14004-98 это достигается с помощью постоянного оценивания экологической эффективности системы управления окружающей средой исходя из экологической политики, целевых и плановых экологических показателей организации с целью выявления возможностей для улучшения.
В процессе постоянного улучшения следует:
- идентифицировать области, где возможно улучшение системы управления окружающей средой, которое ведет к повышению экологической эффективности;
- установить коренную причину или причины несоответствий или недостатков;
- разработать и внедрить план(ы) корректирующих и предупреждающих действий, касающихся коренной причины;
- проверить эффективность корректирующих и предупреждающих действий;
- документально оформить любые изменения в процедурах, являющиеся результатом процесса улучшения;
- провести сравнения с целевыми и плановыми экологическими показателями.
Объем анализа политики, целей и процедур зависит от уровня руководства, принявшего решение о его проведении. В любом случае анализ должен обязательно предусматривать рассмотрение результатов проверок, проверку степени выполнения целей и задач в области охраны окружающей среды. На уровне высшего руководства организации анализ системы управления окружающей средой должен быть достаточно широким, чтобы учесть степень влияния на окружающую среду всех видов деятельности, продукции или услуг данной организации, включая их воздействие на финансовую сторону деятельности и возможную конкурентоспособную позицию.
Анализ системы управления окружающей средой в соответствии с руководящими указаниями стандарта ГОСТ Р ИСО 14004-98 должен включать в себя:
- рассмотрение целевых и плановых экологических показателей и экологической эффективности;
- оценку ее эффективности;
- оценку пригодности экологической политики и необходимости изменений в ней в свете:
* изменений в законодательстве;
* изменений в ожиданиях и требованиях заинтересованных сторон;
* изменений в продукции или в деятельности организации;
* уроков, извлеченных из экологических аварийных ситуаций;
* предпочтений рынка;
* отчетов и сообщений.
Замечания, выводы и рекомендации, полученные при анализе системы со стороны руководства, должны быть документально оформлены для осуществления необходимых действий исходя из результатов проверок системы управления охраной окружающей среды, ожиданий и требований третьих сторон, вида продукции и возможных модификаций в будущем, достижений в области науки и техники, результатов внедрения системы управления охраной окружающей среды, маркетинговых требований в отношении данной продукции, отчетов о связях с общественностью и т.п.
Результатом анализа системы со стороны руководства может быть изменение экологической политики, целевых и плановых экологических показателей организации как следствие изменившихся обстоятельств и обязательств по постоянному улучшению системы управления охраной окружающей среды.
Таким образом, реализация требований и принципов экологического менеджмента может существенно улучшить показатели состояния окружающей среды, хотя следует помнить, что система управления окружающей средой является только инструментом, который позволяет организации достигать установленных ею показателей и систематически их контролировать. Поэтому разработка и внедрение системы не обязательно приведут к немедленному снижению отрицательных воздействий на окружающую среду. Вместе с тем, интеграция вопросов охраны окружающей среды в систему административного управления организации может способствовать более эффективному управлению охраной окружающей среды и улучшению экономических показателей.
- Сыктывкарский лесной институт
- Введение
- Глава 1. Концептуальные и нормативно-методические основы экологического менеджмента
- Этапы становления экологического менеджмента
- Стандарты iso серии 14000 и основные термины экологического менеджмента
- Глава 2. Основные элементы системы экологического менеджмента
- 2.1. Разработка и оформление экологической политики предприятия
- 2.2.3. Целевые и плановые экологические показатели
- 2.3.1. Организационная структура и ответственность
- 2.3.2. Обучение, осведомленность и компетентность персонала
- 2.3.3. Установление внутренних и внешних связей
- 2.3.4. Управление операциями при внедрении и функционировании системы экологического менеджмента
- 2.3.5. Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них
- 2.4.1. Организация мониторинга и измерений
- Классификация видов мониторинга
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Теоретические основы формирования и развития экологического аудита
- 3.1. Этапы становления и развития системы экоЛогического аудита в России и за рубежом
- 3.2. Понятие, содержание, сущность и задачи экологического аудирования
- Глава 4. Нормативно-правовое и методическое обеспечение проведения экологического аудита
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Нормативно-правовые документы по регулированию деятельности в области экологического аудита
- 4.3. Региональное законодательство в области экоаудита
- Москва и Московская область:
- Томская область:
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Информационное и кадровое обеспечение экологического аудита (участники экоаудиторской деятельности: права, обязанности, ответственность)
- 5.1. Правовая основа информационного обеспечения экологического аудита
- 5.1.1. Виды и источники экологической информации
- 5.2. Участники экоаудиторских правоотношений: права, обязанности и ответственность
- 5.2.1. Участники экоаудиторских правоотношений
- Аудитор-эколог
- Экоаудиторская организация
- 4.2.2. Независимость аудиторов-экологов
- 5.2.3. Права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов
- 5.2.4. Ответственность за нарушение законодательства при осуществлении аудиторской деятельности
- 4.2.5. Права и обязанности аудируемых организаций и (или) организаций, заключивших договор выполнения аудита (сопутствующих ему услуг)
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Порядок, процедуры и этапы и методы экологического аудита
- 6.1. Планирование экоаудита
- 6.2. Программа экоаудита
- 6.3. Проведение экоаудита
- 6.4. Методы, используемые в практике экологического аудирования
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Экологический аудит документов учета и отчетности на предприятии
- Библиографический список