logo search
Конык О

Классификация видов мониторинга

№ п/п

Классификационные признаки

Виды экологического мониторинга

1.

По уровням

Глобальный (фоновый), национальный, бассейновый, региональный, импактный (мониторинг локальных антропогенных воздействий)

2.

По критериям

Биосферный, геофизический, геоэкологический, биологический, санитарно-гигиенический и др.

3.

По объектам

Экосистемный (комплексный), компонентный (по элементам природной среды)

4.

По используемым методам

Непосредственный ( биоиндикация, инструментальные методы), дистанционный (аэрокосмический)

Все виды мониторинга тесно взаимосвязаны, но их цели и степень детализации измерений существенно различаются. Наибо­лее детально параметры качества окружающей среды могут быть определены на локальном уровне с использованием инструментальных методов, где целью мониторинга является обес­печение такой стратегии хозяйственной деятельности, которая не выводит определенные антропогенные воздействия за допустимый диапазон. На предприятии мониторинг может служить в качестве системы раннего оповещения об ухудшении экологической ситуа­ции и необходимости принятия соответствующих мер.

В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры проведения регулярно­го мониторинга и измерения основных характеристик своих опера­ций и видов деятельности, которые могут оказывать существен­ное, связанное с высокой степенью риска воздействие на окру­жающую среду. Эта документация должна содержать данные для оценки взаимодействия деятельности организации с окружающей средой, управления операциями и проверки на соответствие сис­тем целевым и плановым экологическим показателям.

Для каждого вида деятельности предусматривается:

На предприятии следует различать мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду (в первую оче­редь выбросов и сбросов загрязняющих веществ) и собственно ка­чества элементов окружающей среды (прежде всего атмосферного воздуха) на территории предприятия (на промплощадке), в поме­щениях и на участках, где осуществляется производственная дея­тельность (в так называемой «рабочей зоне»), а также за пределами границ предприятия в радиусе его воздействия на окружающую среду прилегающих территорий (в санитарно-защитной зоне).

Важное значение имеет метрологическое обеспечение монито­ринга. При мониторинге следует использовать эталоны. Оборудова­ние для мониторинга, как правило, подлежит государственной по­верке, выполняемой каким-либо аккредитованным органом, а при государственной поверке - должно быть калиб­ровано и поддерживаться, в рабочем состоянии. Данные мониторин­га должны сохраняться в соответствии с процедурами, принятыми организацией. Измерительные и другие средства, используемые для мониторинга, должны подвергаться специальному контролю по критериям, учитывающим применяемые в системе охраны окружа­ющей среды средства, включая выбор средств мониторинга, обес­печивающих точные измерения, входной контроль этих средств, процедуру сравнения с эталонами, регистрацию сравнения с этало­ном, правильное обращение со средствами измерений и их пра­вильное хранение, а также программное и методическое обеспече­ние. Для обеспечения сопоставимости данных мониторинга на предприятии с данными других систем мониторинга необходимо использовать методики измерений, утвержденные соответствующими специально уполномоченными органами.

Метрологическое обеспечение мониторинга особенно важно для достижения достоверности получения результатов при возник­новении инцидентов и спорных ситуаций по поводу интенсивнос­ти воздействия предприятия на окружающую среду прилегающих территорий. Например, нередки случаи, когда население, его ини­циативные представители или представители общественных орга­низаций и средств массовой информации, выступающих вырази­телями интересов населения, в силу своих экологических представлений связывают ухудшение здоровья людей или угнетение и гибель зеленых насаждений в определенной местности с де­ятельностью конкретного предприятия, причем иногда необосно­ванно. В этих случаях предоставление результатов экологического мониторинга на предприятии может предотвратить серьезные кон­фликты, если эти результаты достоверны и подтверждаются при независимой проверке. В связи с указанными обстоятельствами особо следует отметить, что экологический мониторинг и измере­ния на территории предприятия и в его санитарно-защитной зоне могут осуществлять в пределах своей компетенции службы различ­ных государственных специально уполномоченных органов, в час­тности, Министерства природных ресурсов России, Росгидромета, Ростехнадзора, Росземкадастра, Роспотребнадзора.

Помимо осуществления экологического мониторинга и изме­рений организация в рамках системы экологического менеджмента должна устанавливать, поддерживать в рабочем состоянии и пери­одически проводить документированную процедуру оценки соот­ветствия своей деятельности законодательным и нормативным требованиям по охране окружающей среды.

2.4.2. Проведение корректирующих и предупреждающих действий в системе управления охраной окружающей среды

В случае выявления несоответствий экологической политике, це­лям или стандартам по охране окружающей среды в организации необ­ходимо проведение корректирующих и предупреждающих действий.

Корректирующие и предупреждающие действия являются важ­нейшим элементом системы управления охраной окружающей сре­ды, поскольку именно эти действия непосредственно направлены на реализацию ее главного принципа - постоянное улучшение.

В качестве самостоятельного элемента системы управления корректирующие и предупреждающие действия были впервые вы­делены в системах качества, создаваемых в соответствии с требова­ниями стандартов ИСО серии 9000. В этих стандартах были успешно отработаны основные аспекты и процедуры корректирующих и пре­дупреждающих действий, включая:

- эффективное рассмотрение со­общений о несоответствии продукции;

- использование соответству­ющих источников информации;

- изучение причин несоответствий, относящихся к продукции, процессу и системе качества, и регист­рация результатов такого изучения;

- определение корректирующих действий, необходимых для устранения причины несоответствий;

- определение мер, необходимых для решения любых проблем, тре­бующих проведения предупреждающих действий;

- инициирование предупреждающих действий и применениесредств управления для их эффективности;

- применение средств управления, гарантирую­щих, что корректирующие действия предприняты и являются эффективными;

- представление соответствующей информации о предпринятых действиях для анализа со стороны руководства.

В системе управления охраной окружающей среды элемент «корректирующие и предупреждающие действия» в значительной степени идентичен соответствующему элементу систем управле­ния качеством. Однако в системах качества корректирующие и пре­дупреждающие действия направлены прежде всего на устранение причин экономических рисков, связанных с ухудшением качества и касающихся в основном самого предприятия. В системах управле­ния охраной окружающей среды задачи корректирующих и предупреждающих действий существенно шире и ответственнее, поскольку они связаны с предотвращением или уменьшением угрозы экологической безопасности населения и экосистем за пределами предприятий, что обусловливает выраженную специфику этих действий в системе управления охраной окружающей среды.

В общем виде корректирующие и предупреждающие действия в сфере охраны окружающей среды служат реагированием на выявляе­мые несоответствия деятельности организации законодательным и другим нормативным требованиям природоохранного, санитарного и иного характера, а также требованиям самой системы управления охраной окружающей среды на предприятии, и предполагают принятие ответственных решений (в том числе высшим руководством предприятия) по своевременной разработке и реализации необходимых и достаточных мер для устранения выявленных несоответствий.

Корректирующие действия должны предприниматься сразу после обнаружения проблем, ведущих к нежелательным воздей­ствиям на окружающую среду. Они призваны блокировать или ис­ключить нежелательные факторы и тем самым положить начало устранению нежелательных последствий.

Согласно стандарту ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управ­ления охраной окружающей средой. Требования и руководство по применению» организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры по определению ответственности и полномочий относительно выявления и изучения несоответствия, принятия мер для смягчения любых причиненных воздействий, а также по инициированию и совершению корректирующих и пре­дупреждающих действий. Любое корректирующее и предупрежда­ющее действие, предпринятое для устранения причин действительного и потенциального несоответствия, должно быть соразмерно важности проблем и выявленному воздействию на окружающую среду. Организация должна провести и зарегистриро­вать любые изменения в документированных процедурах в резуль­тате корректирующих и предупреждающих действий.

Основой для разработки и реализации корректирующих и пре­дупреждающих действий служат четко отлаженные процедуры вы­явления несоответствий и их документального оформления (в том числе с привлечением внешних организаций), установления их причин, значимости (с определением по возможности количе­ственных показателей, характеризующих эти несоответствия), кото­рые должны обеспечивать возможность разработки процедур выбора наиболее эффективных мер по относительно типичным несоответ­ствиям и новых мер по неординарным несоответствиям.

В соответствии с руководящими указаниями по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования (ГОСТ Р ИСО 14004-98) выводы, заключения и рекомендации, сделанные в результате измерений, контроля, аудитов и других видов анализа системы экологического менеджмента, должны быть документаль­но оформлены, а необходимые корректирующие и предупреждаю­щие действия идентифицированы. Руководство должно обеспечить выполнение этих корректирующих и предупреждающих действий и систематический контроль сроков исполнения с тем, чтобы гаран­тировать эффективность этих действий.

При разработке и поддержании в рабочем состоянии проце­дур изучения и корректирования несоответствия организация дол­жна учесть следующие основные элементы:

а) идентификация причины несоответствия;

б) идентификация и выполнение необходимого корректиру­ющего действия;

в) выполнение или совершенствование мер контроля, необ­ходимых для избежания повторения несоответствия;

г) регистрация любых изменений в письменных процедурах в результате корректирующего действия.

В зависимости от ситуации корректирующее действие можно выполнить быстро, с минимальным формальным планированием или же оно может потребовать более сложной и длительной работы.

Связанная с этим документация должна соответствовать уровню корректирующего действия.

Особое значение имеют процедуры выполнения корректиру­ющих действий при возникновении экологических инцидентов и аварийных ситуаций. Поэтому элемент системы «Корректирующие и предупреждающие действия» тесно связан с элементом «Подго­товленность к аварийным ситуациям и реагирование на них», который имеется только в стандартах ИСО серии 14000 и отсутствует в стандартах ИСО серии 9000 по системам качества.

Исходя из требований стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 в организации должен быть четко определен круг лиц, имеющих полномочия для работы по устранению несоответствий и несущих за это ответственность, чтобы обеспечить своевременное принятие решения после обнаружения несоответствия.

В зависимости от значимости и причин возникших ситуаций корректирующие действия могут включать:

Каждое принятое решение должно быть зарегистрировано. При устранении последствий отклонения необходимо различать устранение дефектов (погрешностей) и корректирующие дей­ствия.

В целом, устанавливая и поддерживая в рабочем состоянии процедуры выявления несоответствий и корректирующих дей­ствий, организация должна предусматривать следующие основные элементы:

- описание ситуации;

- анализ ситуации руководством или специалистами;

- анализ причин несоответствия,

- введение в действие корректирующих действий и перепроверка их результа­тивности.

При этом в случае констатации результативности кор­ректирующих действий может быть определена необходимость проведения предупреждающих действий.

Учитывая многообразие возможных несоответствий и условий их возникновения и выявления, корректирующие действия весьма неоднородны по своему содержанию, направленности, причинам и срокам реализации, а также необходимым затратам.

По срокам реализации могут быть выделены оперативные, краткосрочные и долгосрочные корректирующие действия, что определяет требования к степени их обоснованности и детальности документального оформления.

По причинам разработки и реализации корректирующие дей­ствия могут квалифицироваться как ситуационные, инициативные и программные. Кроме того, могут быть выделены корректирую­щие действия, которые выполняются по предписанию.

К ситуационным могут быть отнесены, например, корректи­рующие действия, предназначенные для устранения установленно­го и задокументированного несоответствия, для которого недоста­точно проведения мер по устранению дефектов или разовой меры, а также в ситуации, при которой промедление опасно. По существу ситуационными выступают корректирующие действия по результа­там анализа имевшего место несоответствия, например, аварийной или иной нештатной ситуации, когда выявляются ошибки, привед­шие к несоответствиям.

В инициативные включаются корректирующие действия, ини­циируемые руководством или специалистами организации на осно­вании периодических отчетов по охране окружающей среды, резуль­татов внутренних и внешних проверок или личных бесед руководства.

К программным могут быть отнесены планируемые корректиру­ющие действия, рассматриваемые как долгосрочные мероприятия, так как может возникнуть необходимость, например, изменить про­изводственный процесс или включить производственные испытания.

Во многих случаях различные корректирующие действия обус­ловлены предписаниями специально уполномоченных государ­ственных органов в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной безопасности и т.п. Кроме того, несоответствия могут быть выявлены при экологичес­ком аудите, в том числе для целей сертификации систем управле­ния охраной окружающей среды. В этом случае корректирующие действия являются обязательными, поскольку без них невозможна успешная повторная сертификационная проверка и последующая сертификация системы (если имелись значительные несоответст­вия) либо уже полученный сертификат будет приостановлен или аннулирован (если не устраняются малозначительные несоответ­ствия, выявленные при сертификационной проверке). Поэтому та­кие корректирующие действия также могут рассматриваться как выполняемые по предписанию.

По содержанию и направленности корректирующие действия могут быть разделены на следующие группы:

Организационные корректирующие действия связаны в пер­вую очередь с решениями по корректировке деятельности персо­нала, повышению его ответственности, возможному изменению организационной структуры управления и т.п.

Технологические корректирующие действия являются наибо­лее перспективными с точки зрения экологизации собственно тех­нологического процесса и предполагают изменение технологии производства в зависимости от состояния окружающей среды. Та­кие действия связаны в первую очередь с заменой используемых сырья, энергоносителей, основных и вспомогательных материалов на менее токсичные и опасные с экологической точки зрения, с соответствующим сокращением выбросов и сбросов в окружаю­щую среду. Например, возможна замена кислотного травления по­ковок в кузнечном производстве на дробестройную обработку с предотвращением сброса кислоты, замена цианистого кадмирования при производстве металлопокрытий на бесцианистое с пре­кращением сброса цианидов и т.п. Наиболее очевидным примером может быть замена (по возможности) низкокалорийных зольных и сернистых углей на экологически чистый природный газ.

Корректирующие действия режимно-конструктивного харак­тера связаны с реализацией технических решений по изменению параметров технологических процессов. Наиболее наглядным при­мером такого рода действий является подавление образования окис­лов азота. Как известно, выбросы основной массы окислов азота обусловлены сжиганием органического топлива на многочисленных энергетических установках, где в отличие от других продуктов сго­рания топлива улавливание окислов азота сопряжено с большими технологическими трудностями, вызванными, в частности, значи­тельно более низкой концентрацией окислов азота в дымовых га­зах, и обходится чрезвычайно дорого. В этих условиях особое значе­ние для снижения выбросов окислов азота в атмосферу имеют режимно-конструктивные мероприятия при сжигании топлива.

Наиболее дорогостоящим и требующим длительных сроков реализации является устранение несоответствий требованиям при­родоохранного законодательства и другим нормативным требова­ниям путем строительства сооружений и устройств природоохран­ного назначения. Очевидно, что эти действия реализуются в той мере, в которой позволяют финансовые возможности, конъюнк­тура рынка и т.д. Стандарты ИСО серии 14000 не требуют безуслов­ного осуществления таких действия в кратчайшие сроки, но долж­ны быть разработаны программные мероприятия, включающие, в частности, и строительство необходимых очистных сооружений и пылегазоулавливающих установок для устранения существующих несоответствий требованиям экологических нормативов.

Предупреждающие действия применяются исходя из предпо­ложения о возможности возникновения проблемной ситуации. По существу, это действия, которые успешно были использованы как корректирующие, а теперь в другой сфере применяются как пре­дупреждающие. Информация, постоянно поступающая в ходе про­изводственного процесса, также может стать основой для разра­ботки предупреждающих действий. Другие причины их появления могут возникнуть в результате анализа документов системы управ­ления охраной окружающей среды. Предупреждающие действия также проводятся, если в процессе эксплуатации обнаружен де­фект продукции, выпускаемой предприятием, или существует возможность его возникновения. Вероятность возникновения про­блемной ситуации выявляется также при экологическом аудите, в том числе при сертификационных проверках, по результатам кото­рых организации предлагается перечень уведомлений о таких ситу­ациях, предполагающих осуществление предупреждающих дей­ствий.

По содержанию, направленности и срокам реализации пре­дупреждающие действия практически не отличаются от корректи­рующих действий, но имеют иные причины реализации.

В общем виде могут быть выделены следующие группы дей­ствий по причинам реализации:

- предупреждающие действия, основой которых послужило предположение руководства или специалистов организации о возмож­ности возникновения проблемной ситуации (в процессе или системе);

- предупреждающие действия, основанные на эффективно проведенном корректирующем действии. Эффективность действия как корректирующего дает основание для его применения как пре­дупреждающего в другой сфере, где возникли предположения о возможности возникновения проблем (имеющих отношение к процессу или системе);

- предупреждающие действия на основе информации, по­лученной по результатам экологического аудита.

Для предупреждающих действий основными процедурами являются:

- описание ситуации,

- анализ причин возникших по­грешностей,

- проведение предупреждающего действия,

- проверка его эффективности.

Предупреждающие действия ни при каких обстоятельствах не являются обязательными, но их разработка и реализация рекомен­дуется стандартами ИСО серии 14000 в целях повышения степени управляемости процессов воздействия на окружающую среду и обеспечения уверенности в предотвращении экологических инци­дентов в перспективе.

2.5. Анализ системы управления ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ со стороны руководства

Особое значение для поддержания эффективности и постоянного улучшения системы экологического менеджмента имеют контроль, оценка и анализ этой системы со стороны руководства организации.

Данный элемент системы экологического менеджмента в практически неизменном виде заимствован из систем управления качеством (ГОСТ Р ИСО 9001-96), где этот элемент совместно с политикой в области качества был включен в блок «Ответствен­ность руководства» и сохранен в этом блоке по новому стандарту в области менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО 9001-2001). Это под­черкивает необходимость самого активного участия высшего руко­водства организации в обеспечении успешного функционирова­ния системы.

В системе экологического менеджмента в большей степени, чем в системе качества, демонстрирующей цикличность процесса усовершенствования управления, анализ со стороны руководства выделен в самостоятельный блок, который является завершающим в модели управления охраной окружающей среды.

Согласно требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 выс­шее руководство организации должно анализировать систему управ­ления охраной окружающей среды через установленные им проме­жутки времени с тем, чтобы обеспечить ее постоянную пригод­ность, адекватность и эффективность. Процесс анализа со стороны руководства должен обеспечивать сбор информации, необходимой руководству для проведения оценки системы. Конечной целью ана­лиза системы экологического менеджмента является реализация концепции постоянного улучшения (рис. 4).

В соответствии с руководящими указаниями стандарта ГОСТ Р ИСО 14004-98 это достигается с помощью постоянного оценивания экологической эффективности системы управления окружающей средой исходя из экологической политики, целевых и плановых экологических показателей организации с целью выявления возможностей для улучшения.

В процессе постоянного улучшения следует:

- идентифицировать области, где возможно улучшение системы управления окружающей средой, которое ведет к повышению экологической эффективности;

- установить коренную причину или причины несоответствий или недостатков;

- разработать и внедрить план(ы) корректирующих и предупреждающих действий, касающихся коренной причины;

- проверить эффективность корректирующих и предупреждающих действий;

- документально оформить любые изменения в процедурах, являющиеся результатом процесса улучшения;

- провести сравнения с целевыми и плановыми экологическими показателями.

Объем анализа политики, целей и процедур зависит от уровня руководства, принявшего решение о его проведении. В любом случае анализ должен обязательно предусматривать рассмотрение результатов проверок, проверку степени выполнения целей и задач в области охраны окружающей среды. На уровне высшего руководства организации анализ системы управления окружающей средой должен быть достаточно широким, чтобы учесть степень влияния на окружающую среду всех видов деятельности, продукции или услуг данной организации, включая их воздействие на финансовую сторону деятельности и возможную конкурентоспособную позицию.

Анализ системы управления окружающей средой в соответствии с руководящими указаниями стандарта ГОСТ Р ИСО 14004-98 должен включать в себя:

- рассмотрение целевых и плановых экологических показателей и экологической эффективности;

- оценку ее эффективности;

- оценку пригодности экологической политики и необходимости изменений в ней в свете:

* изменений в законодательстве;

* изменений в ожиданиях и требованиях заинтересованных сторон;

* изменений в продукции или в деятельности организации;

* уроков, извлеченных из экологических аварийных ситуаций;

* предпочтений рынка;

* отчетов и сообщений.

Замечания, выводы и рекомендации, полученные при анализе системы со стороны руководства, должны быть документально оформлены для осуществления необходимых действий исходя из результатов проверок системы управления охраной окружающей среды, ожиданий и требований третьих сторон, вида продукции и возможных модификаций в будущем, достижений в области науки и техники, результатов внедрения системы управления охраной окружающей среды, маркетинговых требований в отношении данной продукции, отчетов о связях с общественностью и т.п.

Результатом анализа системы со стороны руководства может быть изменение экологической политики, целевых и плановых экологических показателей организации как следствие изменившихся обстоятельств и обязательств по постоянному улучшению системы управления охраной окружающей среды.

Таким образом, реализация требований и принципов экологического менеджмента может существенно улучшить показатели состояния окружающей среды, хотя следует помнить, что система управления окружающей средой является только инструментом, который позволяет организации достигать установленных ею показателей и систематически их контролировать. Поэтому разработка и внедрение системы не обязательно приведут к немедленному снижению отрицательных воздействий на окружающую среду. Вместе с тем, интеграция вопросов охраны окружающей среды в систему административного управления организации может способствовать более эффективному управлению охраной окружающей среды и улучшению экономических показателей.