2.1. Разработка и оформление экологической политики предприятия
Первостепенное значение для внедрения всех элементов системы экологического менеджмента на предприятии имеет разработкаэкологической политики организации (рис.5).
Рис.5. Этапы внедрения и функционирования системы экологического менеджмента нам предприятии
В соответствии с определением, установленным стандартом ГОСТ Р ИСО 14050-99 «Управление окружающей средой. Словарь» [10],
экологическая политика — это заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для деятельности и установления целевых и плановых экологических показателей.
Необходимость разработки экологической политики закреплена в ГОСТ Р ИСО 14001-98 (п. 4.2).
Экологическая политикапредприятия
направляет и стимулирует внедрение и совершенствование системы управления охраной окружающей среды с целью улучшения ее функционирования и обеспечения возможности оптимизации показателей состояния окружающей среды;
формирует базу, на основе которой организация определяет свои цели и задачи в области охраны окружающей среды.
Экологическая политика должна быть достаточно ясной для ее восприятия внутренними и внешними заинтересованными сторонами, область ее применения должна легко определяться. При этом должны быть предусмотрены периодический анализ и пересмотр политики в целях отражения в ней изменившихся условий и новой информации.
В соответствии с руководящими указаниями по принципам и средствам обеспечения функционирования систем экологического менеджмента (ГОСТ Р ИСО 14004-98) при разработке экологической политики организации следует начать с выделения тех аспектов в деятельности, которые принесут очевидную пользу [6], например, с акцентирования внимания на соответствии регламентам, с ограничения первопричин, приводящих к ответственности за экологические нарушения, или с более эффективного использования сырья и материалов. По мере того, как организация будет приобретать опыт, могут быть разработаны пути дальнейшего повышения экологической эффективности.
Чтобы гарантировать успех, высшее руководство организацииуже на самой ранней стадии разработки системы управления охраной окружающей среды должно принять на себяобязательство по улучшению управления деятельностью организациис точки зрения воздействия на окружающую среду. Неукоснительное соблюдение этих обязательств и ведущая роль высшего руководства при внедрении систем экологического менеджмента являются решающими факторами их успеха. Поэтому разработка и своевременный пересмотр экологической политики организации должны осуществляться на самом высшем уровне руководства, под которым подразумевается отдельное лицо или группа лиц, несущих ответственность за деятельность организации.
Если организация является частью более крупного объединения (например, корпорации), руководство высшего звена должно согласовывать, документально оформлять и проводить политику в области охраны окружающей среды в рамках политики корпорациив целом при соответствующей поддержке последней.
Поскольку каждая организация вправе самостоятельно определять степень охвата своих подразделений системой экологического менеджмента, это должно быть отражено в ее экологической политике. Руководство может применять стандарт ИСО 14001 [5] ко всей организации, к отдельным ее подразделениям или к определенным видам деятельности. В случаях, когда стандарт ГОСТ Р ИСО 14001-98 распространяется на отдельное подразделение или конкретную сферу деятельности, политика и процедуры, установленные в других подразделениях организации, могут быть согласованы с его требованиями при условии, если это правомерно.
Уровень детализации и сложности системы управления охраной окружающей среды, объем документации и используемые ресурсы зависят от размера организации и характера ее деятельности, особенно это относится к малым и средним предприятиям. В связи с этим руководство высшего звена, определяя экологическую политику организации, должно учитывать ряд требований, которые позволят обеспечить соответствие экологической политики масштабу деятельности организации, характеру ее продукции или услуг, уровню их воздействия на окружающую среду.
Требования, которые необходимо учесть при разработке экологиче6ской политики предприятия (организации):
отражение руководящих принципов организации и направленность на установление целевых и плановых экологических показателей;
обязательность выполнения законодательных и нормативных актов в области охраны окружающей среды;
учет ожиданий заинтересованных сторон;
наличие обязательства в отношении постоянного улучшения экологической ситуации, связанной с деятельностью организации, и предотвращения загрязнения окружающей среды;
координация с другими аспектами политики организации (например, качество, гигиена труда и безопасность);
создание специальной структуры для определения и пересмотра целей и задач в области охраны окружающей среды;
обязательное документирование экологической политики и поддержание ее в рабочем состоянии, обеспечивающем доступность текста для персонала и в соответствующем виде - для общественности.
В рамках экологической политики должны учитываться следующие факторы:
* региональные и местные условия деятельности;
* оценка и снижение любых отрицательных воздействий соответствующей деятельности на различные аспекты окружающей среды (включая землю, воду, атмосферный воздух, флору и фауну и т.д.);
* управление энергией, ресурсосбережением и выбор энергоносителей;
* управление использованием сырья, оптимизация выбора его вида и условий транспортировки;
* управление использованием и охраной водных ресурсов;
* сокращение образования отходов, их вторичное использование, транспортировка и утилизация отходов;
*оценка и снижение интенсивности вредных физических воздействий на территории предприятия и за его пределами;
* выбор новых производственных процессов и изменения в существующих производственных процессах;
* планирование продукции (проектирование, производство, упаковка, транспортировка, использование и утилизация отходов) с позиций охраны окружающей среды;
* определение влияния практической деятельности подрядчиков, субподрядчиков и поставщиков на показатели ухудшения состояния окружающей среды;
* предупреждение и ограничение нештатных ситуаций;
* экологическое обучение и подготовка кадров по проблемам охраны окружающей среды;
* внешняя информация по проблемам охраны окружающей среды.
Разработанная экологическая политика должна быть официально утверждена высшим руководством организации и надлежащим образом оформлена для представления ее содержания всем заинтересованным сторонам (в виде листовок, буклетов и т.п.) и обеспечения постоянного доступа к ее тексту персонала организации (например, в виде настенных плакатов, стендов или памяток) (рис. 6-8).
Рис.6. Экологическая политика REPGroup
Рис.7. Экологическая политика ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» и ООО «Газпромбурение»
Рис.8. Экологическая политика ОАО «Магнитогорский метизно-калибровочный завод «ММК-МЕТТИЗ»
Охрана окружающей среды должна быть для всего персонала неотъемлемой частью общей политики. Тем самым предоставляется возможность соотносить свои действия с требованиями экологической политики, чтобы их всегда можно было проконтролировать и соответствующим образом оценить. С установления в экологической политике ценностей и приоритетов организации в области охраны окружающей среды, по существу, начинается развитие общей экологической культуры производства.
2.2. Планирование системы экологического менеджмента НА ПРЕДПРЯТИИ
Планирование системы экологического менеджмента является важнейшим условием ее успешного функционирования. В нашей стране планирование как функция управления (в том числе и охраной окружающей среды) имеет давние традиции и устоявшуюся практику. Каждое крупное предприятие, оказывающее вредное воздействие на природную среду, несмотря на устранение системы директивного планирования, осуществляет разработку экологических программ и планирует их поэтапную реализацию исходя из своих финансовых возможностей, а также выполняет процедуры их одобрения государственными природоохранными органами. Поэтому внедрение процедур планирования системы экологического менеджмента предполагает прежде всего адаптацию существующей практики планирования охраны окружающей среды на предприятиях к требованиям стандартов ИСО серии 14000.
В соответствии с этими требованиями планирование системы экологического менеджмента в организации должно включать определение экологических аспектов ее деятельности, установление соответствия деятельности организации законодательным другим требованиям в области охраны окружающей среды, формирование целевых и плановых экологических показателей организации, а также разработку программ управления охраной окружающей среды.
2.2.1. Определение экологических аспектов
Согласно требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 [5] организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации экологических аспектовсвоей деятельности, продукции или услуг, на которые она предположительно может влиять и которые оказывают или могут оказывать значительное воздействие на окружающую среду. Организация должна гарантировать, что аспекты, связанные со значительными воздействиями, приняты во внимание при определении целевых экологических показателей.
В соответствии с руководящими указаниями по принципам и средствам обеспечения функционирования систем управления окружающей средой к числу основных вопросов, подлежащих рассмотрению при идентификации экологических аспектов, относят определение значительности отрицательного воздействия деятельности, продукции или услуг организации на окружающую среду; выяснение наличия процедур оценки воздействия новых проектов на окружающую среду, установление необходимости особого экологического рассмотрения в связи с местонахождением организации в экологически ценном или особо уязвимом с экологической позиций районе, оценка значительности и серьезности потенциальных воздействий в случаях нарушения технологических процессов возможной частоты таких воздействий, а также определение выявленных воздействий (локальные, региональные, глобальные).
При этом, учитывая многообразие и неоднозначность методических подходов к идентификации экологических аспектов, принципиально важны проверка обоснованности критериев оценки степени воздействия деятельности организации на окружающую среду в зависимости от его масштаба, характера (серьезности) и продолжительности и расчет денежной оценки такого воздействия. Изучение и оценка воздействий на окружающую среду результатов деятельности предприятия и ведение реестра воздействий, которые рассматриваются как значительные, включают рассмотрение контролируемых и неконтролируемых выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод в водные объекты и коллекторы, размещения и утилизации твердых отходов, загрязнения недр и почвы, использования природных ресурсов (минерального сырья, земли, воды, топлива, лесных и других ресурсов), расходов тепловой и электроэнергии; наличия шумов, различных специфических воздействий.
Процесс определения экологических аспектов деятельности организации, имеющих важные последствия для окружающей среды и считающихся в рамках системы управления окружающей средой первоочередными, должен учитывать стоимость и сроки выполнения анализа, обеспечивать наличие надежных данных. Возможно использование информации, применяемой для разработки нормативных требований или в других целях.
Круг вопросов, рассматриваемых при идентификации экологических аспектов на предприятии, очень широкий. Например, наряду с выявлением различных аспектов ресурсопотребления и факторов химического загрязнения окружающей среды, необходимо установление источников вредного физического воздействия (шум, вибрации, ионизирующие и неионизирующие излучения), что особенно важно в связи с интенсивным развитием современных технических средств (контроля качества продукции — с использованием рентгеновских аппаратов, связи с использованием мощных источников электромагнитного излучения радиочастотного диапазона и т.п.). На предприятиях некоторых отраслей весьма актуально выявление источников опасного биологического воздействия. При этом предприятию на основании входных и выходных данных следует установить экологические аспекты, связанные не только с осуществляемой в настоящий момент, но и с осуществлявшейся ранее деятельностью.
Процесс определения экологических аспектов, имеющих важные последствия, должен охватывать различные условия их изменения от нижнего до верхнего предела, включая обычные условия производства, условия производства при осуществлении ремонта, пуска или наладки, а также потенциальные условия нештатных ситуаций, происшествий и аварийных ситуаций.
Организации, не имеющие действующей системы управления охраной окружающей среды, в качестве первого шага должны определять путем анализа свою позицию в отношении окружающей среды. Такой анализ должен охватывать четыре ключевых аспекта:
* рассмотрение законодательных и нормативных требований,
* идентификацию экологических аспектов, имеющих важные последствия,
* изучение существующих процедур управления охраной окружающей среды,
* оценка данных «обратной связи» о ранее произошедших нештатных ситуациях.
Приемлемый анализ может быть выполнен путем опросов, непосредственного контроля и измерений, рассмотрения результатов ранее проведенных проверок или с помощью других видов контроля в зависимости от характера деятельности организации.
Процесс идентификации экологических аспектов со значительными последствиями воздействий на окружающую среду не требует детализированной оценки деятельности организации, ее продукции или услуг по всему жизненному циклу. Организации вправе не проводить оценку всей продукции, компонентов или сырья. Они могут выбирать виды деятельности, последствия, воздействия которых рассматриваются как значительные.
Управление продукцией и ее воздействием на экологические аспекты может существенно изменяться в зависимости от положения организации на рынке. У подрядчика или поставщика управление может быть сравнительно слабым, в то время как организация, ответственная за проектирование продукции, может значительно влиять на окружающую среду, например, изменив один из входящих в продукцию материалов. В большинстве случаев организации имеют ограниченные возможности контроля в сфере распределения и использования продукции, тем не менее, когда это практически возможно, следует применять соответствующие механизмы.
Инструментарий,применяемый на практике для определения экологических аспектов, обычновключает проведение внутренней и внешней проверки процесса производства, а также представление выводов об экологических последствиях производства описательным методом или путем количественной экспертной оценки, когда данные проверки представляются в виде чисел, обозначающих баллы загрязнения.
Проверки должны содержатьследующие элементы:
- выполнение требований, вытекающих из законодательства в области охраны окружающей среды;
- определение важных аспектов в политике охраны окружающей среды;
- контроль мероприятий, проводимых в данной сфере, и производственного процесса;
- оценку ранее имевших место аварийных ситуаций.
2.2.2. Установление соответствия деятельности организации требованиям нормативно-законодательных актов в области охраны окружающей среды
В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации требований законодательных актови других требований и получения доступа к тем требованиям, которые применимы к экологическим аспектам деятельности организации, выпуску продукции или оказанию услуг. Для этогонеобходимо ведение реестра законодательных и других требований, что предполагает наличие процедуры регистрации данных требований.
Основными специальными законодательными актами, отражающими важнейшие аспекты экологического права и обязательными для выполнения при планировании и функционировании системы экологического менеджмента, в нашей стране в настоящее время являются федеральные законы Российской Федерации «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления», «О радиационной безопасности населения», «Об экологической экспертизе». К основным законодательным актам, регламентирующим использование природных ресурсов, относятся Закон РФ «О недрах», Земельный, Водный и Лесной кодексы.
Наряду с законодательными требованиями при планировании и функционировании системы экологического менеджмента необходимо учитывать также обязательные для выполнения требования национальных стандартов (ГОСТов), санитарных правил и норм (СанПиН), строительных норм и правил (СНиП), а также ведомственных нормативных актов. При этом первостепенное значение имеет соблюдение законодательных и других требований в области экологического нормирования.
Действующие в России нормативы можно подразделить на несколько групп.
Первая группа включает показатели, характеризующие качество окружающей среды: нормы предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе, воде, почве.
Вторая группа включает показатели, устанавливающие требования к источнику вредного воздействия: нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу и предельно допустимых сбросов (ПДС) в водные объекты, предельно допустимые уровни вредных физических воздействий (шума, электромагнитного излучения, радиационного воздействия и др.), разрешения на вывоз и захоронение твердых отходов и некоторые другие.
Третья группа содержит нормы и правила, направленные на обеспечение единства и унификации деятельности организационных, правовых и производственных структур. К ним могут быть отнесены нормативы санитарно-защитных зон, строительные и градостроительные правила, предельно допустимые нагрузки (ПДН) на окружающую природную среду, регламентирование рационального использования природных ресурсов, экологические требования к продукции, лицензирование экологической деятельности, разрешения на землепользование, недроиспользование, водопользование и лесопользование, установление квот вылова рыбы и отстрела диких животных и т.п.
Применительно к деятельности по определению, экологических аспектов в рамках планирования систем экологического менеджмента особое значение имеет учет требований Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ (ст. 32) в отношении оценки воздействия на окружающую среду [11].
В общем виде оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) представляет собой процедуру учета экологических требований законодательства Российской Федерации при подготовке и принятии хозяйственных решений. ОВОС организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.
Результатом проведения ОВОС является вывод заказчика о допустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду. Проектные и иные решения, содержащиеся в обосновывающей документации, должны быть разработаны с учетом возможных последствий ее реализации. Информация о состоянии окружающей среды, используемая при проведении ОВОС, подготавливается с помощью методов и средств измерений, удовлетворяющих требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных документов по обеспечению единства измерений. Результаты ОВОС представляются заказчиком на государственную экологическую экспертизу в случаях ее проведения в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (глава 6) и Федеральным законом «Об экологической экспертизе».
ОВОС организуется и проводится при подготовке:
- программ и планов социально-экономического развития;
- схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;
- документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;
- предпроектных обоснований инвестиций в строительство;
- технико-экономических обоснований и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйственных и иных объектов и комплексов.
При подготовке хозяйственных решений, включающей разработку нескольких видов обосновывающей документации, ОВОС проводится поэтапно с учетом детализации видов, источников и уровней воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.
Для выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных негативных последствий в процессе ОВОС разработчиком обосновывающей документации должны быть рассмотрены цели реализации замысла или предполагаемого проекта, разумные альтернативы намечаемой деятельности, характеристика проектных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной территории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии, возможные последствия реализации намечаемой деятельности и альтернатив, меры по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений, а также предложения по разработке программы мониторинга реализации поддерживаемых решений и плана после проектного экологического анализа.
В соответствии с положениями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 предприятие может взять на себя, наряду с соблюдением обязательных требований национальных нормативно-правовых актов, и выполнение других требований, например, кодексов сложившейся производственной практики, различных соглашений или руководств, не являющихся обязательными для применения.
Особо следует отметить требования законодательных актов, подлежащих обязательному выполнению, которые регламентируют финансово-экономические отношения по поводу природопользования, и прежде всего взимание платежей за природные ресурсы и загрязнение окружающей природной среды.
- Сыктывкарский лесной институт
- Введение
- Глава 1. Концептуальные и нормативно-методические основы экологического менеджмента
- Этапы становления экологического менеджмента
- Стандарты iso серии 14000 и основные термины экологического менеджмента
- Глава 2. Основные элементы системы экологического менеджмента
- 2.1. Разработка и оформление экологической политики предприятия
- 2.2.3. Целевые и плановые экологические показатели
- 2.3.1. Организационная структура и ответственность
- 2.3.2. Обучение, осведомленность и компетентность персонала
- 2.3.3. Установление внутренних и внешних связей
- 2.3.4. Управление операциями при внедрении и функционировании системы экологического менеджмента
- 2.3.5. Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них
- 2.4.1. Организация мониторинга и измерений
- Классификация видов мониторинга
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Теоретические основы формирования и развития экологического аудита
- 3.1. Этапы становления и развития системы экоЛогического аудита в России и за рубежом
- 3.2. Понятие, содержание, сущность и задачи экологического аудирования
- Глава 4. Нормативно-правовое и методическое обеспечение проведения экологического аудита
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Нормативно-правовые документы по регулированию деятельности в области экологического аудита
- 4.3. Региональное законодательство в области экоаудита
- Москва и Московская область:
- Томская область:
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Информационное и кадровое обеспечение экологического аудита (участники экоаудиторской деятельности: права, обязанности, ответственность)
- 5.1. Правовая основа информационного обеспечения экологического аудита
- 5.1.1. Виды и источники экологической информации
- 5.2. Участники экоаудиторских правоотношений: права, обязанности и ответственность
- 5.2.1. Участники экоаудиторских правоотношений
- Аудитор-эколог
- Экоаудиторская организация
- 4.2.2. Независимость аудиторов-экологов
- 5.2.3. Права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов
- 5.2.4. Ответственность за нарушение законодательства при осуществлении аудиторской деятельности
- 4.2.5. Права и обязанности аудируемых организаций и (или) организаций, заключивших договор выполнения аудита (сопутствующих ему услуг)
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Порядок, процедуры и этапы и методы экологического аудита
- 6.1. Планирование экоаудита
- 6.2. Программа экоаудита
- 6.3. Проведение экоаудита
- 6.4. Методы, используемые в практике экологического аудирования
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Экологический аудит документов учета и отчетности на предприятии
- Библиографический список