logo
Конык О

6.3. Проведение экоаудита

Установление первоначального контакта с аудируемой организацией.

При проведении внешнего аудита первоначальный контакт с организацией устанавливает руководитель аудиторской группы в процессе вводного(вступительного) совещания с руководством организации.

Вводное совещание проводит руководитель экоаудиторской группы.

Цель вводного (вступительного) совещания:

а) организационно-методический подход аудитора к проведению аудита; обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемой организации;

б) выбор или изменение руководством аудируемой организации технологических операций, состава оборудования и т.д., которые могут оказать существенное влияние на соответствие деятельности организации законодательству;

в) возможное влияние на документацию и отчетность аудируемой организации каких-либо значимых рисков и внешних факторов, (например, судебных разбирательств);

г) существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемой организации обеспечить соответствие деятельности требованиям законодательства;

д) разногласия аудитора с руководством аудируемых подразделений по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать пояснения важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;

е) предполагаемые модификации аудиторского заключения:

Анализ документации, представляемой аудируемой организацией.

Цель анализа: подтвердить наличие документации, необходимой для проведения аудита, оценить ее полноту, достоверность и правильность оформления.

Анализ документации проводится в соответствии с учетом вида и масштаба деятельности организации (подразделения), целей и области аудита, отчетов по предыдущим аудитам.

Результаты анализа документации могут быть представлены в виде раздела отчета.

Если документация признана неадекватной требованиям по ее содержанию и оформлению, то руководитель аудиторской группы информирует об этом представителя высшего руководства организации.

Принимается решение о продолжении экоаудита или о приостановлении его до устранения выявленных отклонений (несоответствий).

Подготовка к проведению аудита «на месте» (в структурном подразделении).

Подготовка состоит:

Проведение аудита «на месте» (экспертиза документации).

Основные элементы аудита:

Документирование и поддержание записей по программе экоаудита.

В целях обоснованности результатов экоаудита аудитор обязан иметь достаточно представительные свидетельства экоаудита - ссылки на информацию, содержащуюся в документации организации, характеризующую ее деятельность в перечисленных выше областях и имеющую отношение к критериям аудита.

Аудитор должен документально оформлять записи, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверж­дающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами)аудиторской деятельности и корпоративным стандартом.

Под документацией понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора, получаемые и хранимые аудитором на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.

Документация экоаудиторской группы должна содержать:

Рабочие записи используются аудитором:

Аудитор должен составлять рабочую документацию в форме и объеме, необходимых и достаточных для по­нимания выполненных им аудиторских процедур, их результатов и сделанных выводов.

В случаях, когда ауди­тор оценивал сложные принципиально важные вопросы деятельности или высказывал по ним профессиональное суждение, в рабочую документацию следует включать факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необхо­димую аргументацию.

Аудитор вправе определять состав и объем документации, руководствуясь своим профессиональ­ным мнением. Вместе с тем объем документации должен быть таков, чтобы в случае пере­дачи работы другому аудитору он смог бы исключительно на основе данной докумен­тации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с пре­жним аудитором) понять результаты проделанной работы и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.

Допускается использо­вать графики, аналитическую и иную документацию, подготовленные аудируемой организацией. В этих случаях аудитор обязан убе­диться в том, что такие материалы оформлены надлежащим образом.

Рабочие документы обычно содержат:

Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы соответствовать целям аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведе­ния. Рекомендуется использовать разработанные аудиторской организацией типовые формы документации (например, стандартную структуру ауди­торского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, ти­повые письма и обращения, отчета, заключения, протоколов, совещаний и т.д.).

В случае проведения аудиторских проверок в течение ряда лет некоторые файлы рабочих документов (папки) могут быть отнесены к категории постоянных, обновляемых по мере поступления новой инфор­мации.

Рабочие документы являются собственностью аудитора.

Они могут быть предоставлены ауди­руемой организации по усмотрению аудитора, но не должны служить заменой каких-либо записей и документации аудируемой организации.

После подготовки экоаудиторского отчета и экоаудиторского заключения (завершения экоаудита) и при отсутствии каких-либо разногласий по форме принятого экоаудиторского заключения рабочие документы передаются экоаудиторской организации для проведения технического контроля (при необходимости) и уничтожения в надлежащем порядке.

Формирование выводов экоаудита.

Выводы экоаудита - это результаты анализа собранных свидетельств аудита в целях формирования заключения экоаудита о соответствии деятельности аудируемой организации законодательству, положениям, стандартам в области аудита.

Выводы аудита:

а) указывают на соответствие (или несоответствие) критериям аудита;

б) должны определять направления улучшения деятельности проверяемой организации.

Разработка предложений по улучшению деятельности организации

Предложения формируются с учетом выявленных отклонений и потенциала для улучшения деятельности.

В процессе аудита возможны следующие ситуации:

а) отклонений не выявлено;

б) отклонений не выявлено, но имеется потенциал для улучшения экологически ориентированной деятельности организации (подразделения);

в) выявлено отклонение, классифицируемое как несущественное (которое может быть устранено в ходе аудита);

г) выявлено отклонение, классифицируемое как существенное.

Отклонения, требующие для их устранения дополнительных ресурсов, могут рассматриваться как основа для разработки мероприятий, включаемых персоналом аудируемой организации в плановые документы (по модернизации основных технических средств, внедрению новейших технологий, разработки очистных сооружений и т.д.).

В целях выполнения мероприятий может быть рекомендовано включение в краткосрочные планы, предусматривающие необходимое финансирование работ.

В качестве направления улучшения деятельности организации может быть рекомендовано оказание сопутствующих экоаудиту услуг. Однако хозяйственное решение по реализации выданных рекомендаций принимает руководство аудируемой организации.

Заявления и разъяснения руководства аудируемой организации

До завершения аудита по вопросам, существенным для аудиторских выводов (в случае невозможности получения достаточных аудиторских доказательств другим путем), аудитор должен получить надлежащие заявления и разъяснения:

Аудитор должен:

а) получить аудиторские доказательства, подтверждающие данные заявления и разъяснения руководства, используя внутренние или внешние по отношению к аудируемой организации источники информации;

б) оценить, являются ли заявления и разъяснения руководства достаточными и соответствуют ли они остальным аудиторским доказательствам, в том числе заявлениям и разъяснениям руководства по аналогичным вопросам;

в) определить компетентность и степень информированности лиц, предоставивших заявления и разъяснения.

Заявления и разъяснения руководства, как правило, не могут заменить другие аудиторские доказательства, доступные аудитору. Если аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства по существенному вопросу, помимо таких доказательств, как заявления и разъяснения руководства, и можно ожидать, что такие доказательства существуют, то данную ситуацию надлежит рассматривать как ограничение области аудита.

В определенных случаях заявления и разъяснения руководства могут оказаться единственными существующими аудиторскими доказательствами (например, касающиеся не оформленных документально планов и намерений руководства).

Если заявления и разъяснения руководства противоречат другим аудиторским доказательствам, аудитор должен исследовать причины расхождений и в случае необходимости критически оценить надежность заявлений и разъяснений руководства по аналогичным или другим вопросам.

Документальное оформление заявлений и разъяснений руководства аудируемой организации.

Аудитор, как правило, включает в свои рабочие документы доказательства, подтверждающие факт получения им заявлений и разъяснений от руководства, в форме:

Запрашивая у руководства письмо-представление, аудитор должен потребовать, чтобы оно было адресовано аудитору, датировано, подписано теми руководителями, которые несут ответственность за деятельность организации (в частности, генеральным директором, главным инженером или техническим директором, руководителем проверяемого подразделения).

Отказ руководства представить заявления и разъяснения, которые аудитор считает необходимыми, считается ограничением области аудита. В указанном случае аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения, критически оценить надежность и достоверность других заявлений и разъяснений руководства в ходе аудита, а также проанализировать, может ли отказ в представлении заявлений и разъяснений оказать влияние на аудиторское заключение.

Проведение заключительного совещания

Целью заключительного совещания является представление предварительных выводов и экоаудиторского заключения, направлений улучшения деятельности организации таким образом, чтобы они были однозначно поняты участниками совещания, а также фиксация выполнения экоаудита в полном соответствии с программой.

Участниками совещания являются представители высшего руководства организации, руководители подразделений, экоаудиторская группа и другие стороны (наблюдатели, аудиторы-стажеры, технические эксперты).

Председателем совещания является руководитель экоаудиторской группы, что подчеркивает независимость аудиторов.

Совещание должно оформляться протоколом, содержащим список присутствующих с указанием их должностей.

Подготовка отчета по экоаудиту.

Отчет об аудите составляет руководитель экоаудиторской группы (с участием аудиторов), который несет ответственность за полноту, достоверность и доступность для понимания отчета.

Отчет должен быть подписан всеми аудиторами и утвержден руководителем экоаудиторской организации.

Срок подготовки отчета определяется в зависимости от объема аудита заказчиком и руководителем аудиторской организации.

Экоаудиторское заключение

Экоаудиторское заключение - официальный документ, разрабатываемый по результатам экоаудиторской проверки, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение экоаудиторской организации или индивидуального аудитора-эколога о соответствии деятельности проверяемой организации в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, техногенной, энергетической и экологической безопасности, защиты от ЧС природного и техногенного характера требованиям законодательства, правилам, инструкциям и стандартам, а также о достоверности ее государственной статистической отчетности в указанных областях деятельности.

Экоаудиторское заключение имеет следующую структуру:

а) название: «Экоудиторское заключение о деятельности организации»;

б) сведения об аудируемой организации и адресате (собственник аудируемой организации, акционеры, совет директоров и т.д.);

в) сведения об экоаудиторской организации (индивидуальном аудиторе) с указанием членства в профессиональном объединении аудиторов-экологов;

г) введение;

д) область и объем аудита;

е) мнение аудиторов, представленное в одной из установленных федеральными правилами (стандартами) форм - положительное; модифицированное; отрицательное;

ж) дата аудиторского заключения;

з) подписи аудиторов.

Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления.

Экоаудиторское заключение должно:

Для выражения аудиторского мнения используются слова: «По нашему мнению, документация и отчетность организации отражают достоверно ее деятельность в области природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения техногенной, энергетической и экологической безопасности, защиты от ЧС».

Аудитор должен датировать аудиторское заключение числом, когда был выполнен план аудита. Данное обстоятельство предоставляет пользователю основания полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на документацию, отчетность и экоаудиторское заключение события и операции, известные аудитору, и возникшие до этой даты.

Аудиторское заключение должно быть утверждено руководителем экоаудиторской организации или уполномоченным им лицом. Подписи должны быть скреплены печатью. В случае если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором, аудиторское заключение должно быть подписано только аудитором.

Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном экоаудиторской организацией (аудитором) и аудируемой организацией, но и экоаудиторская организация и аудируемая организация должны получить не меньше чем по одному экземпляру аудиторского заключения.

В соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности мнения аудиторов о соответствии деятельности аудируемой организации, ее документации и отчетности законодательству представляется в одной из следующих форм:

Аудиторское заключение может быть модифицировано посредством включения части, привлекающей внимание к ситуации, влияющей на документированную отчетность, но рассмотренной в пояснениях к отчетности.

Часть, не влияющая на аудиторское мнение, обычно включается после части с выражением мнения и содержит указание на то, что данная ситуация не является основанием для включения оговорки в аудиторское мнение.

Аудитор не в праве выразить безоговорочно положительное мнение, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

а) ограничен объем работы аудитора;

б) имеется разногласие с руководством относительно:

Обстоятельства, указанные в подпункте «а», могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отказу от выражения мнения.

Обстоятельства, указанные в подпункте «б», могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отрицательному мнению.

Мнение с оговоркой должно быть выражено, если аудитор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий с руководством или ограничение объема аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Мнение с оговоркой должно содержать формулировку: «за исключением влияния обстоятельств...» (указать обстоятельства, к которым относится оговорка).

Отказ от выражения мнения имеет место, когда ограничение области и объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности документации и отчетности.

Отрицательное мнение следует выражать только тогда, когда наличие какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для документации и отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер документации и отчетности.

Если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно положительного, он должен четко описать все причины этого в аудиторском заключении. Как правило, эта информация излагается в отдельной части, предшествую­щей части с выражением мнения или с отказом от выражения мнения, и может включать ссылку на более подробную информацию (при ее наличии) в пояснениях к документации или отчетности.

Завершение экоаудита

Аудит завершается рассылкой отчета и экоаудиторского заключения и представлением информации, полученной по результатам экоаудита, руководству аудируемой организации и представителям ее собственника.

Информация представляет собой сведения, ко­торые, по мнению аудитора, являются одновременно важными для руководства и представителей собственника аудируемой организации.

Руководством аудируемого организации являются лица, отвечающие за повседневное руководство ею, а также осуществление производственно-хозяйственных операций, ведение госстатотчетности (например, генеральный директор, технический директор, главный инженер и т.д.).

Представителями собственника являются лица или коллегиальные органы, которые осуществляют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемой организации, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность ее руководства, в том числе назначать или освобождать от должности соответствующих лиц из состава руководства.

Организационная структура и принципы корпоративного управления могут быть различными для проверяемых организаций. Это усложняет задачу по универсальному определению круга лиц, которым аудитор сообщает информацию, представляющую интерес для управления аудируемой организацией. Аудитор основывается на собственном профессиональном суждении для определения тех лиц, которым должна сообщаться информация, принимая во внимание управленческую структуру аудируемой организации, обстоятельства аудиторского задания и особенности законодательства, учитывая права и обязанности соответствующих лиц.

В договоре о проведении экоаудита (оказании сопутствующих услуг) может быть разъяснено, что аудитор будет сообщать информацию, представляющую интерес для управления, на которую он обратит внимание в результате аудита, и что он не обязан разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемой организацией, а также могут быть указаны форма, в которой будет сообщаться информация, надлежащие получатели информации, другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области производственного экологического контроля, вопросы, касающиеся порядочности руководства аудируемой организации, а также случаи недобросовестных действий руководства).

Взаимоотношения между аудитором и руководством организации или представителями собственника аудируемой организации должны основываться на требованиях профессиональной этики, независимости и объективности аудиторов.

Аудитор может сообщать надлежащим получателям информацию в устной или письменной форме.

Если информация сообщается в устной форме, аудитору следует документально отразить ее в рабочих документах.

Если аудитор считает, что необходимо модифицировать аудиторское заключение, то любая иная письменная информация, направляемая аудитором руководству или представителям собственника аудируемой организации, не может рассматриваться в качестве надлежащей замены модифицированного аудиторского заключения.

Аудитор должен проанализировать, может ли какая-либо информация, полученная по результатам предыдущего аудита, иметь значение для достоверности документации и отчетности текущего года. Если аудитор приходит к выводу, что такая информация представляет интерес для управления аудируемой организацией, он может принять решение повторно сообщить ее представителям собственника аудируемой организации.