3.1. Этапы становления и развития системы экоЛогического аудита в России и за рубежом
В условиях роста антропогенной нагрузки на природную среду и разработки масштабных проектов преобразования современного производства, что находит свое проявление в ухудшении экологической обстановки, в нерациональном использовании природных ресурсов, одной из принципиально важных задач развития общества и экономики становится согласование целей экономической деятельности с экологическими требованиями и ограничениями. Эта задача, в локальном ее понимании, должна решаться не только на уровне общества и государства, но и на уровне предприятия - природопользователя, осуществляющего промышленно-хозяйственную или иную деятельность и являющегося, с одной стороны, источником угроз техногенного характера для окружающей среды, а с другой стороны - объектом защиты от угроз со стороны загрязненных природных объектов.
Руководителям предприятий законодательством вменена обязанность выполнять требования не только по обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды от негативного воздействия деятельности предприятия, но и по обеспечению защищенности предприятия от негативного воздействия загрязненных природных объектов и от нехватки природных ресурсов (по обеспечению его экобезопасности), по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Инвестиционная привлекательность и реальная стоимость предприятий начинают определяться не только стоимостью их основных средств, экономическими показателями их хозяйственной деятельности, но и в значительной мере их «экологичностью», соответствием деятельности предприятия нормам, правилам, стандартам, инструкциям и положениям, введенными компетентными органами власти.
Конкурентоспособность товаров промышленного назначения и потребительских товаров на национальном и мировом рынках стала определяться «экологическими параметрами» технологий производства, выпускаемых товаров, затратами на охрану окружающей среды, прямо влияющими на уровень общих издержек производства.
Возникает необходимость независимого объективного засвидетельствования соответствия деятельности предприятия по сбережению и рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, обеспечению его защищенности от угроз со стороны загрязненных природных объектов и от угроз, связанных с нехваткой природных ресурсов (сырья, материалов), а также достоверности его документации, отражающей результаты этой деятельности.
Одним из организационно-правовых механизмов, позволяющих осуществлять требуемое засвидетельствование (оценку) деятельности предприятия, является экологический аудит.
Анализ международного опыта свидетельствует о широком практическом применении государствами процедуры экологического аудирования в качестве средства получения и оценки экологической информации о предприятии или ином хозяйственном объекте с целью выработки необходимых корректирующих мер и принятия решений на различных уровнях управления охраной окружающей среды и природопользованием.
Развитие и распространение процедур экологического аудита за рубежом обусловлено главным образом ужесточением экологического законодательства, унификацией требований и стандартов в области торговли, выработкой общей кредитной и финансовой политики в связи с созданием единого экономического и экологического пространства. Невыполнение указанных требований может явиться причиной значительных финансовых и других потерь.
Экологический аудит, изначально введенный в экономически развитых государствах в 70-е годы как средство защиты интересов предпринимательских структур, направлен на снижение уровня риска для окружающей среды и здоровья людей, а также на содействие в регулировании мер в области охраны окружающей среды.
С середины 80-х годов Международная торговая палата рассматривает экологический аудит в качестве метода внутреннего административного управления, средства усиления контроля за производственной практикой, оценки соответствия стратегий деятельности компаний нормам экологического права.
К началу 90-х годов многие коммерческие банки стали использовать экологический аудит в целях предупреждения риска неплатежей по ссудам своих заемщиков и банкротства в связи с их деятельностью, связанной с воздействием на окружающую среду. Так, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития успешно используют экологический аудит для оценки деятельности финансируемых ими компаний и структур. Решение этих банков о выделении инвестиций принимается с учетом полученных заключений экологического аудита и выполнения соответствующих мероприятий в области охраны окружающей среды.
В ряде стран, начиная с 90-х годов, приняты национальные стандарты и специальные законодательные акты в области экологического аудирования. Основные принципы и положения экологического учета и аудита получили развитие в Руководстве (Правилах) Европейского Союза по экологическому менеджменту и экологическому аудиту [4], которое было принято 29 июня 1993 г. Данная программа, которая вступила в силу в апреле 1995 г., принята с целью совершенствования деятельности участвующих в ней промышленных компаний за счет использования систем управления окружающей средой, регулярного проведения экологического аудита и обнародования заявлений о воздействии на окружающую среду.
В 1996 году был принят комплекс из 6 международных стандартов ИСО серии 14000, охватывающий вопросы экологического аудирования и системы управления(менеджмента) окружающей средой. Это наиболее динамично развивающаяся система.
Экологическое аудирование и экологическая сертификация, уже реализованные в промышленно развитых странах, в Российской Федерации находятся на начальных этапах своего развития. Развитие экологического аудирования и формирование его нормативно-методического обеспечения начало осуществляться с 1995 года, прежде всего с принятием постановления Правительства РФ от 24.12.95 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данным документом экологический аудит в России официально отнесен к видам деятельности, осуществляемым по лицензии природоохранных органов.
Система экологического аудирования в РФ активно формировалась в рамках мероприятий проводимых Госкомэкологией России как специально уполномоченного органа Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Основополагающим документом, регулирующим это направление деятельности, являлся приказ Госкомэкологии России от 30.03.98 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России».
В основу системы экологического аудирования были положены следующие основные принципы:
предотвращение, снижение и, насколько это возможно, устранение загрязнения окружающей среды в регионе, в особенности в местах возникновения, и обеспечение эффективного управления природными ресурсами и объектами;
принимается во внимание, что юридические лица, занимающиеся хозяйственной деятельностью и, в особенности, предприятия в промышленном секторе, сталкиваются со все возрастающими и комплексными задачами и ответственностью, связанными с оценкой, управлением, предупреждением и снижением воздействий на окружающую среду от их деятельности;
принимается во внимание, что эти задачи и ответственность требуют от предприятий создания эффективных систем управления охраной окружающей среды;
учитывается, что использование техники аудирования окружающей среды особенно важно для систематической, регулярной и объективной оценки характеристик окружающей среды, воздействий на окружающую среду от хозяйственной деятельности и природопользования, и способствует их улучшению;
принимается во внимание, что общественность высказывает все растущий интерес к информации о характеристиках окружающей среды, связанных с хозяйственной деятельностью различных юридических лиц;
определяется, что аудирование окружающей среды в пределах соответствующей структуры может обеспечивать как эффективный инструмент для улучшения характеристик окружающей среды, связанных с деятельностью предприятия, так и надежное обоснование для политики предприятия в области охраны окружающей среды в части информирования и сотрудничества с общественностью;
принимается во внимание, что введение гибкой схемы экологического аудирования для оценки и улучшения характеристик окружающей среды от отдельных видов хозяйственной деятельности будет стимулировать дальнейшее развитие в таких областях как стандартизация и сертификация систем управления охраной окружающей среды предприятий.
Система обеспечивает выполнение следующих функций:
экологическое аудирование выбранных объектов;
подготовку и аттестацию экоаудиторов и экспертов системы;
аккредитацию организаций по экологическому аудированию;
повышение квалификации специалистов в области экологического аудирования;
обеспечение информационных и консультационно-методических услуг, необходимых для функционирования системы;
ведение Реестра системы.
Организация и порядок проведения работ по экологическому аудированию прослеживается в комплексе инструктивно-методических документов системы экологического аудирования, утвержденных Госкомэкологией РФ.
В связи с реструктуризацией государственных природоохранных органов, развитие системы экологического аудита на федеральном уровне приостановилось.
Прочную правовую основу деятельности по экологическому аудиту в Российской Федерации установил Госстандарт России издав в 1998 году пять основополагающих стандартов ИСО серии14000.
В ряде регионов России экологический аудит получил развитие на уровне субъекта федерации, были приняты собственные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в области экологического аудита.
Экоаудит достаточно активно внедряется в ряде отраслей промышленности. Так, РАО «Газпром» рассмотрело данный вопрос на коллегии, где принято решение о проведении экоаудита на предприятиях общества. дРяд нефтяных компаний, например, «ЮКОС» и «Амоко» уделяют серьезное внимание экологическому аудированию предполагаемых объектов инвестирования. «Юганнефтегаз» привлекал специалистов «Амоко» для изучения характеристик Приобского месторождения и его эколого-экономической оценки, в том числе для исследования состояния почв, растительности, водных ресурсов, рыболовных угодий, животного мира. В задачи аудита входит также оценка ранее нанесенного экологического ущерба, стоимости восстановления нарушенных объектов окружающей среды, затрат на ликвидацию сверхнормативных негативных воздействий на окружающую среду.
- Сыктывкарский лесной институт
- Введение
- Глава 1. Концептуальные и нормативно-методические основы экологического менеджмента
- Этапы становления экологического менеджмента
- Стандарты iso серии 14000 и основные термины экологического менеджмента
- Глава 2. Основные элементы системы экологического менеджмента
- 2.1. Разработка и оформление экологической политики предприятия
- 2.2.3. Целевые и плановые экологические показатели
- 2.3.1. Организационная структура и ответственность
- 2.3.2. Обучение, осведомленность и компетентность персонала
- 2.3.3. Установление внутренних и внешних связей
- 2.3.4. Управление операциями при внедрении и функционировании системы экологического менеджмента
- 2.3.5. Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них
- 2.4.1. Организация мониторинга и измерений
- Классификация видов мониторинга
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Теоретические основы формирования и развития экологического аудита
- 3.1. Этапы становления и развития системы экоЛогического аудита в России и за рубежом
- 3.2. Понятие, содержание, сущность и задачи экологического аудирования
- Глава 4. Нормативно-правовое и методическое обеспечение проведения экологического аудита
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Нормативно-правовые документы по регулированию деятельности в области экологического аудита
- 4.3. Региональное законодательство в области экоаудита
- Москва и Московская область:
- Томская область:
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Информационное и кадровое обеспечение экологического аудита (участники экоаудиторской деятельности: права, обязанности, ответственность)
- 5.1. Правовая основа информационного обеспечения экологического аудита
- 5.1.1. Виды и источники экологической информации
- 5.2. Участники экоаудиторских правоотношений: права, обязанности и ответственность
- 5.2.1. Участники экоаудиторских правоотношений
- Аудитор-эколог
- Экоаудиторская организация
- 4.2.2. Независимость аудиторов-экологов
- 5.2.3. Права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов
- 5.2.4. Ответственность за нарушение законодательства при осуществлении аудиторской деятельности
- 4.2.5. Права и обязанности аудируемых организаций и (или) организаций, заключивших договор выполнения аудита (сопутствующих ему услуг)
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Порядок, процедуры и этапы и методы экологического аудита
- 6.1. Планирование экоаудита
- 6.2. Программа экоаудита
- 6.3. Проведение экоаудита
- 6.4. Методы, используемые в практике экологического аудирования
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Экологический аудит документов учета и отчетности на предприятии
- Библиографический список