2.3.5. Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них
Риск возникновения аварийных ситуаций обусловливается существованием источников потенциальной опасности и действием факторов риска (веществ, энергии) от этих источников, наличием определенного уровня факторов риска (когда известны пороговые величины), а также временем воздействия (экспозицией) на людей и окружающую среду. В связи с этим обеспечение подготовленности предприятия к аварийным и другим нештатным ситуациям целесообразно рассматривать прежде всего с точки зрения управления экологическими рисками.
Понятие риска подразумевает возможность опасной ситуации, в том числе аварии и ее последствий, но не саму ситуацию. Однако управление в чрезвычайных ситуациях предполагает как действия по предотвращению или уменьшению вероятности подобных ситуаций, так и непосредственные действия в условиях экстремальной ситуации.
В соответствие с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации возможности возникновения аварийных ситуацийи реагирования на них, а такжепредотвращения и ослабления воздействийна окружающую средув результате аварийных ситуаций, что тесно связано с работами по идентификации экологических аспектов и управлению операциями на предприятии. Например, в процедурах, касающихся операций, и мерах по управлению операциями, следует по возможности учитывать: аварийные выбросы в атмосферу, аварийные сбросы в водные объекты, экологические последствия аварийных выбросов на окружающую среду и экосистему. При этом в процедурах необходимо учитывать происшествия, которые возникают или могут возникнуть как следствие аномальных рабочих условий, аварий или потенциальных аварийных ситуаций.
В общем виде к числу наиболее распространенных типов экологически опасных аварийных ситуаций можно отнести промышленные взрывы и пожары, залповые выбросы и сбросы загрязняющих веществ в результате нарушения целостности оборудования и коммуникаций, аварийные разливы и утечки при перегрузке топлива, сырья и материалов.
Потенциальный риск аварийных ситуаций изменяется во времени. Поэтому организация должна анализировать и пересматривать процедуры, касающиеся готовности к аварийным ситуациям и реагирования на них, особенно после возникновения аварийных ситуаций. При этом организация должна периодически проверять такие процедуры, если это осуществимо.
Для каждого вида потенциальных ситуаций с повышенным риском необходимо иметь конкретный план действий, основой для разработки которого является обстоятельный анализ всех возможных случаев.
В соответствии с руководящими указаниями стандарта ГОСТ Р ИСО 14004-98 аварийные планы могут включать в себя:
организационные меры на случай аварии и ответственность за них;
перечень ответственных лиц;
подробные данные об аварийных службах (пожарном отделении, службах по борьбе с разливами);
планы передачи внутренних и внешних сообщений;
меры, предпринимаемые в случае различных видов аварий;
планы подготовки персонала и проверки ее эффективности;
информацию об опасных материалах, включая потенциальное воздействие каждого материала на окружающую среду, и меры, которые следует принять в случае аварийного выброса.
Для этого следует применять информацию о проверке продукции на «входе—выходе», так как необходимо проанализировать, какие материалы были использованы для производственного процесса, насколько они токсичны для человека и какой является конечная продукция.
При анализе по отдельным процессам производства необходимо проверить все основные экологические и санитарно-гигиенические параметры, например, загрязнение воды и воздуха исходными веществами, токсичность исходных веществ по отношению к человеку, загрязнение в условиях пожара, в результате использования материалов, смешивания химикатов и их неправильного складирования, технического повреждения (поломка, трещина, разрыв), неправильного обращения или обслуживания, неудовлетворительного ухода и т.д.
Если анализ проводится по этим параметрам, то может быть определен ряд возможных происшествий. Чтобы классифицировать такие происшествия, которые могут возникнуть на предприятии, необходимо определить значимость их воздействия. Для этого следует учитывать и экспортно оценивать такие факторы, как возможность возникновения происшествия (10 баллов — высокая оценка, 1 балл — низкая), интенсивность воздействия на персонал в чрезвычайных условиях (10 баллов — высокая, I балл — низкая), степень распространения последствий аварий на территории региона (10 баллов — высокая, 1 балл — низкая) и т.д.
Учет этих факторов позволяет определить значимость воздействия возможных происшествий и идентифицировать те из них, которые нуждаются в точном описании (например, в плане для экстренных случаев). Следует попытаться описать все возможные экстренные случаи, чтобы обеспечить персонал предприятия и окружающую среду необходимыми средствами защиты.
Для воздействий на окружающую среду с высокими показателями риска следует разработать систему мероприятий, которые проводились бы в условиях уже происшедшей аварийной ситуации. Для этого необходимо предварительно определить круг лиц, компетентных в данной области и несущих ответственность, обучить персонал способам быстрого реагирования на аварийную ситуацию и провести тренировки, в том числе по возможности совместно с пожарными службами и службами МЧС России.
К основным действиям в поставарийной ситуации относятся: оказание первой медицинской помощи и оповещение противопожарной службы, специальных войск по химической защите или защите от радиоактивного облучения и т.д., а в случаях загрязнения водных ресурсов, являющихся источником водоснабжения, - оповещение о несчастном случае соответствующих служб.
Фактически на отечественных предприятиях все указанные выше действия организационно оформлены и при необходимости реализуются, но не экологическими службами, а специальными подразделениями - штабами (гражданской обороны, местной обороны, чрезвычайных ситуаций и т.п.). Поэтому при внедрении экологического менеджмента основная задача сводится к соответствующему отражению этих действий в единой документированной системе управления охраной окружающей среды.
В заключение особо следует отметить, что ликвидация последствий уже происшедших аварийных ситуаций или уменьшение их масштаба, а также возмещение потерь, обусловленных этими последствиями, сопряжены со значительными финансовыми затратами на осуществление компенсационных мероприятий, что требует формирования механизма изыскания источников свободных финансовых средств.
Одним из таких механизмов в рыночной экономике является система страхования(в том числе экологического), которая выполняет ряд важных функций: защиту предпринимателей от экономических потерь, защиту экономических интересов граждан, а также социальную защиту (инициируемые государством программы социальной реабилитации, ликвидации последствий экологических бедствий и др.). Весьма распространенными являются иски о возмещении ущерба окружающей среде, предъявляемые органами государственной власти.
2.4. Контрольные и корректирующие действия в
системе экологического менеджмента
Действенность системы экологического менеджмента определяется ее обеспеченностью средствами эффективного контроля за соответствием деятельности организации экологическим требованиям и возможностью своевременного осуществления корректирующих действий при выявлении несоответствий, т.е. гибкостью реагирования на отклонения в параметрах системы. В противном случае система управления охраной окружающей среды даже при наличии обоснованной природоохранной политики, планирования и внедрения оказывается неспособной гарантировать снижение уровня воздействия организации на окружающую среду.
Проведение проверок и корректирующие действиякак элемент модели постоянного улучшения системы управления окружающей средой в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 должны включать мониторинг и измерения, выявление несоответствий системы, корректирующие действия, регистрацию данных и собственно проверки (аудит) системы управления окружающей средой.
- Сыктывкарский лесной институт
- Введение
- Глава 1. Концептуальные и нормативно-методические основы экологического менеджмента
- Этапы становления экологического менеджмента
- Стандарты iso серии 14000 и основные термины экологического менеджмента
- Глава 2. Основные элементы системы экологического менеджмента
- 2.1. Разработка и оформление экологической политики предприятия
- 2.2.3. Целевые и плановые экологические показатели
- 2.3.1. Организационная структура и ответственность
- 2.3.2. Обучение, осведомленность и компетентность персонала
- 2.3.3. Установление внутренних и внешних связей
- 2.3.4. Управление операциями при внедрении и функционировании системы экологического менеджмента
- 2.3.5. Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них
- 2.4.1. Организация мониторинга и измерений
- Классификация видов мониторинга
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Теоретические основы формирования и развития экологического аудита
- 3.1. Этапы становления и развития системы экоЛогического аудита в России и за рубежом
- 3.2. Понятие, содержание, сущность и задачи экологического аудирования
- Глава 4. Нормативно-правовое и методическое обеспечение проведения экологического аудита
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Нормативно-правовые документы по регулированию деятельности в области экологического аудита
- 4.3. Региональное законодательство в области экоаудита
- Москва и Московская область:
- Томская область:
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Информационное и кадровое обеспечение экологического аудита (участники экоаудиторской деятельности: права, обязанности, ответственность)
- 5.1. Правовая основа информационного обеспечения экологического аудита
- 5.1.1. Виды и источники экологической информации
- 5.2. Участники экоаудиторских правоотношений: права, обязанности и ответственность
- 5.2.1. Участники экоаудиторских правоотношений
- Аудитор-эколог
- Экоаудиторская организация
- 4.2.2. Независимость аудиторов-экологов
- 5.2.3. Права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов
- 5.2.4. Ответственность за нарушение законодательства при осуществлении аудиторской деятельности
- 4.2.5. Права и обязанности аудируемых организаций и (или) организаций, заключивших договор выполнения аудита (сопутствующих ему услуг)
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Порядок, процедуры и этапы и методы экологического аудита
- 6.1. Планирование экоаудита
- 6.2. Программа экоаудита
- 6.3. Проведение экоаудита
- 6.4. Методы, используемые в практике экологического аудирования
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Экологический аудит документов учета и отчетности на предприятии
- Библиографический список