2.3.3. Установление внутренних и внешних связей
ГОСТ Р ИСО 14001-98 содержит требования к организации при внедрении и функционировании системы экологического менеджмента по установлению внутренних и внешних связей. С точки зрения экологических аспектов и функционирования системы экологического менеджмента организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры обмена информацией между различными уровнями организации, регистрации запросов заинтересованных сторон, получения информации, документации и определения степени ответственности всех партнеров, имеющих отношение к проблемам охраны окружающей среды, а также документирования и представления ответов на запросы (внутренние и внешние) заинтересованных сторон относительно воздействий на окружающую среду т управления в этой области.
Для установления внутренних связей информирование может проводиться через вывешиваемую на предприятии в определенном месте газету, на собраниях или во время периодически проводимых оперативных совещаний, через компьютерные информационные системы. Все другие связи, относящиеся к запросам и претензиям со стороны «третьих» лиц (общественных организаций, населения, средств массовой информации) или властных структур, следует регламентировать и организовывать их документальный учет и контроль.
При обеспечении функционирования системы экологического менеджмента организация должна учитывать отношение сторонних организаций к своей деятельности, воздействующей на окружающую среду, и быстро реагировать на их сигналы, принимая соответствующее решение. Внешние связи должны рассматриваться исходя из важнейших экологических аспектов с оформлением соответствующих решений протоколами. В рамках установления внешних связей может осуществляться диалог заинтересованных сторон рассмотрение их позиций. В ряде случаев ответы заинтересованным сторонам могут содержать информацию о воздействиях на окружающую среду, связанных с работой организации. Эта процедура может также распространяться и на связи с органами государственной власти относительно планирования мер по оказанию помощи в аварийных ситуациях и других подобных случаях.
В общем виде связи с государственными органами экологического контроля могут быть установлены путем оформления соответствующих договоров (разрешений). После оформления документов о показателях воздействия на окружающую среду система экологического менеджмента инициирует предприятие находить наиболее целесообразные способы достижения намеченных показателей. На основании таких документов отдельные предприятия или их ассоциации могут сами формировать экологические правила и нормативы, которые не только обеспечивают приемлемый уровень качества окружающей среды, но и отвечают интересам территорий и производителей.
В нашей стране развитие благоприятных отношений предприятий -природопользователей с государственными органами экологического контроля и управления также невозможно без предоставления информации об интенсивности фактического воздействия на окружающую среду и заключения специальных договоров или оформления разрешений (лицензий) на использование конкретных видов природных ресурсов, на сбросы (выбросы) загрязнений в окружающую среду и размещение отходов с учетом фактического состояния природоохранной деятельности.
При осуществлении внешних связей особое значение имеет работа с общественностью, что обусловлено ростом экологического сознания населения и возможными инцидентами по поводу состояния окружающей среды. В большинстве развитых западных стран взаимодействию между предприятиями - природопользователями, общественностью и населением уделяется огромное внимание. Грамотное построение этого взаимодействия влияет на имидж предприятия, рекламу производимой продукции и услуг, что в свою очередь может отражаться на увеличении сбыта продукции, прибыли, стоимости акций предприятия. Развитие благоприятных отношений природопользователей с общественностью и населением, влияющих на производственную деятельность, требует продуманного и целенаправленного представления необходимой и достаточной информации о воздействии предприятия на окружающую среду, доведения до заинтересованных лиц информации об экологических целях и задачах предприятия, экологической политике и полученных в процессе ее реализации результатах.
- Сыктывкарский лесной институт
- Введение
- Глава 1. Концептуальные и нормативно-методические основы экологического менеджмента
- Этапы становления экологического менеджмента
- Стандарты iso серии 14000 и основные термины экологического менеджмента
- Глава 2. Основные элементы системы экологического менеджмента
- 2.1. Разработка и оформление экологической политики предприятия
- 2.2.3. Целевые и плановые экологические показатели
- 2.3.1. Организационная структура и ответственность
- 2.3.2. Обучение, осведомленность и компетентность персонала
- 2.3.3. Установление внутренних и внешних связей
- 2.3.4. Управление операциями при внедрении и функционировании системы экологического менеджмента
- 2.3.5. Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них
- 2.4.1. Организация мониторинга и измерений
- Классификация видов мониторинга
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Теоретические основы формирования и развития экологического аудита
- 3.1. Этапы становления и развития системы экоЛогического аудита в России и за рубежом
- 3.2. Понятие, содержание, сущность и задачи экологического аудирования
- Глава 4. Нормативно-правовое и методическое обеспечение проведения экологического аудита
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Нормативно-правовые документы по регулированию деятельности в области экологического аудита
- 4.3. Региональное законодательство в области экоаудита
- Москва и Московская область:
- Томская область:
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Информационное и кадровое обеспечение экологического аудита (участники экоаудиторской деятельности: права, обязанности, ответственность)
- 5.1. Правовая основа информационного обеспечения экологического аудита
- 5.1.1. Виды и источники экологической информации
- 5.2. Участники экоаудиторских правоотношений: права, обязанности и ответственность
- 5.2.1. Участники экоаудиторских правоотношений
- Аудитор-эколог
- Экоаудиторская организация
- 4.2.2. Независимость аудиторов-экологов
- 5.2.3. Права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов
- 5.2.4. Ответственность за нарушение законодательства при осуществлении аудиторской деятельности
- 4.2.5. Права и обязанности аудируемых организаций и (или) организаций, заключивших договор выполнения аудита (сопутствующих ему услуг)
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Порядок, процедуры и этапы и методы экологического аудита
- 6.1. Планирование экоаудита
- 6.2. Программа экоаудита
- 6.3. Проведение экоаудита
- 6.4. Методы, используемые в практике экологического аудирования
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Экологический аудит документов учета и отчетности на предприятии
- Библиографический список