logo
Конык О

4.2. Нормативно-правовые документы по регулированию деятельности в области экологического аудита

В нашей стране экоаудиторская деятельность впервые официально введена указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий», где в разделе 6 «Отраслевые особенности приватизации государственных (муниципальных) предприятий» за Госкомимуществом России и Минприроды России наряду с прочим закрепляется обязанность по установлению порядка учета экологического фактора и вопросов экологического аудирования.

С целью формированию нормативной базы экологического аудита Госкомэкологией России приняты Приказы:

- «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» от 30 мая 1998 г. №181;

- «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации» от 16 июля 1998 г. № 436;

- «Общие требования к центрам по обучению специалистов в области экологического аудита в системе Госкомэкологии России и порядок их аккредитации» от 31 мая 1999 г. №01-22/24-154.

Указанные документы легли в основу деятельности Госкомэкологии России по подготовке экоаудиторов и их аттестации.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7-ФЗ [11] впервые законодательно было дано определение экологического аудита как независимой, комплексной, документированной оценки соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Экологический аудит как вид деятельности предусмотрен Классификатором правовых актов, принятого Указом Президента РФ № 511 от 15.03.2000 г. «О классификаторе правовых актов», под кодом 110.010.100.

Правомерность экоаудита следует из нормы, закрепленной ст.27 ч.2 ФЗ № 96 от 4.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» - «Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке... вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности».

В Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года № 1225-р, в качестве одной из приоритетных задач в области развития экономических и финансовых механизмов системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием, является экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность. Для этого необходимо содействие развитию экологического аудита действующих предприятий, предпринимательству в сфере охраны окружающей среды и добровольной сертификации.

Государственные стандарты ИСО серии14000 дают правовую основу деятельности по ЭА в РФ.

Аудит систем экологического менеджмента предусмотрен Национальным стандартом ГОСТ Р ИСО19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента», аутентичным международному стандарту ISO 19011:2002. В соответствии с п.1стандарта его рекомендации применимы к другим видам аудитов при условии, что особое внимание будет уделено компетентности аудиторов.

В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19.01.2006 г. № 38-р, в рамках совершенствования механизмов природопользования, отмечается, что реализация мер государственного регулирования будет осуществляться с участием бизнеса в рамках реализации экологических программ и проведения сертификации по экологическим требованиям, экологического аудита, экологических рейтингов. Внедрение механизмов подтверждения соответствия будет способствовать замещению для некоторых типов предприятий государственного экологического надзора экологическим аудитом и позволит существенно повысить эффективность государственного экологического надзора.

Комплекс вышеупомянутых документов составляет в настоящее время правовую основу экоаудиторской деятельности в нашей стране.

С позиций системного подхода концепция экологического аудита, элементы которой определяются в настоящее время формирующимся законодательством в этой области, должна основываться на понимании ее места в более общих системах - в данном случае, в системе аудиторской деятельности РФ.

Основным нормативно-правовым актом РФ, определяющим правовые основы регулирования аудиторской деятельности является Федеральный закон № 119 от 7.08.2001 г. «Об аудиторской деятельности»[12]. Однако, этот закон содержит только общее понятие «аудит», не конкретизируя принципы и порядок его проведения в отдельных видах деятельности.

Письмо руководителя Департамента лицензирования МПР России от 20.12.2001 г. № 05-6/1391 «О лицензировании видов деятельности», адресованным департаментам природных ресурсов по регионам, комитетам природных ресурсов по субъектам РФ, сообщалось следующее:

в соответствие с п. 2 ст.18 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» со дня вступления в силу ФЗ (10.02.2002 г.) прекращается лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей природной среды, осуществляемое в соответствие с «Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей природной среды», утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.02.1996 г. № 168. Указанные виды деятельности можно будет осуществлять без лицензии» (в т.ч. экологическое аудирование).

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (в ред. 04.07.2002 г. № 405) утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696.