logo
Конык О

4.2.5. Права и обязанности аудируемых организаций и (или) организаций, заключивших договор выполнения аудита (сопутствующих ему услуг)

Ст. 6 ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлено, что при проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания сопутствующих аудиту услуг, вправе:

1) получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о зако­нодательных и нормативных актах, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

2) получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;

3) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не про­тиворечащие законодательству.

При проведении аудиторской проверки аудируемая организация и (или) организация, заключившая до­говор оказания аудиторских услуг, обязана:

1) заключать договоры на проведение обя­зательного аудита в сроки, установленные собственником организации, либо рекомендованные компетентным органом;

2) создавать аудиторской организации (ин­дивидуальному аудитору) условия и осуществлять содействие для проведения проверки, предоставлять ин­формацию и документацию, давать исчерпывающие разъясне­ния и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведе­ния у третьих лиц;

3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения области и программы аудита;

4) оперативно устранять выявленные ауди­торами нарушения правил ведения и состав­ления отчетности;

5) своевременно оплачивать услуги ауди­торских организаций (индивидуальных аудито­ров) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы ау­диторского заключения не согласуются с пози­цией аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудитора­ми работы по независящим от них причинам;

6) исполнять иные обязанности, вытекаю­щие из существа правоотношений, определен­ных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству.

Заказчик имеет право: самостоятельно выбирать аудитора; перед заключением договора, в процессе проверки, после ознакомления с заключением аудитора получать от него исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон; быть проинформированным о мотивации выводов аудитора.

В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам, аудируемое лицо имеет право обратиться в орган, координирующий деятельность в области аудита, для предъявления претензий к аудитору.

На основании решения суда или арбитражного суда по иску, с аудитора (или аудиторской организации) могут быть взысканы в пользу хозяйствующего субъекта понесенные им убытки в полном объеме и расходы на проведение перепроверки.

Ha аудиторскую деятельность распространяется действие норм ст.ст. 779-783 главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». В соответствии со ст.783 ГК РФ общие положения о подряде (ст. ст. 702-727 ГК РФ) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. ст. 779-783ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездных услуг.

По условиям договора подряда именно и, прежде всего, заказчик данных услуг вправе оценивать их качество. Поэтому при выполнении работ (оказании услуг) и их принятии заказчиком стороны, как правило, оформляют акт о приемке-сдаче работ либо иной документ, удостоверяющий приемку (ст. 720 ГК РФ).

Принципиальное различие между договором на проведение аудита и договором подряда состоит в том, что право оценивать качество проведенной проверки заказчику аудита (либо проверяемой организации) не предоставлено.

Ст. 18 ФЗ «Об аудиторской деятельности» такое право было предоставлено органу, координирующему аудиторскую деятельность, суду, арбитражному или третейскому суду и возникает оно лишь по результатам специально организованной перепроверки выполненных работ по аудиту при наличии выводов о их некачественности.

Факт выполнения аудита надежнее подтверждать фактом передачи аудиторского заключения заказчику; при этом на экземпляре заключения, остающемся у аудитора, должна быть расписка заказчика о получении им заключения, либо (что рекомендуется в исключительных случаях) заключение отправляется заказчику по почте с уведомлением о вручении. Таким образом, по сравнению с актом о приемке-сдаче работ по аудиту «иным документом, удостоверяющим приемку» (ст. 720 ГК РФ), является полученное заказчиком заключение экоаудитора.

Передача заключения с составлением акта приемки-сдачи работ оставляет возможность оказать на аудитора давление со стороны заказчика путем отказа принять аудиторское заключение или подписать акт приемки-сдачи работ.

В договоре уместно условие: «При завершении работ «Исполнитель»«Заказчику» предоставляет аудиторское заключение. К нему могут быть приложены и иные документы, которые аудитор сочтет необходимыми в сложившихся обстоятельствах, исходя из условий договора и конкретных аудиторских свидетельств (доказательств), выявленных у «Заказчика».

«Исполнителем» результатов работ, осуществляется передача с составлением и подписанием акта приемки-сдачи их выполнения, а в случае представления аудиторского заключения - без акта, только с подписью представителя «Заказчика» на копии аудиторского заключения».

Существенным условием договора о проведении аудита является цена услуг. В соответствии со ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные услуги в сроки и в порядке, указанные в договоре возмездного оказания услуг, вне зависимости от выводов, содержащихся в заключении аудитора. Практика аудита предусматривает предварительную оплату аудиторских услуг. В договоре уместно условие, дополняющее организационную независимость аудитора и обеспечивающее его материальную независимость: «Оплата аудита производится «Заказчиком» как предварительный денежный задаток в размере полной стоимости заказываемых работ либо осуществляется не позже, чем в течение двух календарных дней после начала работ».

При определении стоимости экоаудита, сопутствующих ему услуг, целесообразно воспользоваться «Методикой ценообразования на платные работы и услуги природоохранного назначения», «Методикой расчета стоимости работ и услуг природоохранного назначения», «Нормами времени на производство анализов», сложившимися ценами на выполнение экоаудита и соответствующих услуг, «Положением об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды» (утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 г. № 1425).