Этапы становления экологического менеджмента
Положения экологического менеджмента нашли отражение в ряде документов, касающихся производства (бизнеса).
Прогрессивные представители бизнеса понимали, что внедрению экологического направления в стратегии бизнеса нет альтернативы. Промышленность не должна ассоциироваться с загрязнением окружающей среды. Более десяти лет действует «Хартия предпринимательской деятельности в интересах устойчивого развития» (ICC Business Charter for Sustainable Development) - документ Международной торговой палаты. Под названием «Принципы природоохранной политики» этот документ был принят еще в 1990 г. с тем, чтобы помочь бизнес-сектору должным образом реагировать на все чаще звучавшие в 80-х - начале 90-х требования об охране окружающей среды [3].
Прежде чем приступить к рассмотрению системы экологического менеджмента, следует отметить, что она выросла из концепции всеобъемлющего управления качеством (Total Quality Management - TQM) и является в настоящее время ее неотъемлемой частью. Родоначальниками этой концепции были американцы А. Шухарт, У. Эдварде Деминг, Дж. М. Джуран, Ф. Кросби, японцы К. Исикова, Тагути. Сущность ее заключается в том, что высокое качество обеспечивается за счет совершенствования системы управления (организационной структуры), создания таких условий, когда каждый рабочий на рабочем месте несет ответственность за качество продукции и выполняет определенные контрольные функции при одновременном уменьшении роли специально выделенной функции контроля качества.
При этом качество продукции и услуг рассматривается и оценивается для всего жизненного цикла продукции - от добычи (получения) сырья, полуфабрикатов, производства и использования продукции до окончательного размещения отходов. Многие положения концепции TQM нашли отражение в разработанной Международной организацией стандартизации стандартов ISO серии 9000.
Особенностью этих стандартов, во-первых, является то, что объектом стандартизации является не материал или изделие, а система. Поэтому они не содержат количественных критериев, показателей, которым должна отвечать система управления, а отражают требования, касающиеся структуры системы и ее отдельных элементов, их взаимодействия. Соответствие указанным требованиям может быть подтверждено объективной аудиторской проверкой. Во-вторых, рассматриваемые стандарты являются добровольными. Решение о целесообразности внедрения указанных стандартов и приведения системы экологического менеджмент предприятия в соответствие с изложенными в них требованиями принимает исключительно руководство организации.
Систематический процесс выявления недостатков системы и их исправления в конечном итоге ведет к улучшению общей эффективности функционирования производства.
Стандарты ISO серии 9000 определяют, что нужно сделать для обеспечения качества, а концепция TQM - как это сделать.
Успешное внедрение стандартов серии ISO 9000 и использование их как основы для проведения сертификации систем управления (менеджмента) качеством на предприятиях (на соответствие стандартом данной серии сертифицировано более 70 000 предприятий и компаний по всему миру) дало импульс для активизации работ по внедрению систем экологического менеджмента. После разработки нормативных правовых актов, регламентирующих требования, которым должны отвечать системы экологического менеджмента, они, как и системы менеджемента качества, стали объектами сертификации. Это сделало возможным внедрение в сферу природоохранной деятельности эффективных рыночных инструментов управления.
Первым и наиболее известным национальным стандартом, содержащим требования к системам экологического менеджмента, был стандарт, разработанный Британским институтом стандартизации BS 7750 (Specification for Environmental Management Systems) и принятый в марте 1992 г (изменен в 1994 г.). Указанный стандарт базируется на тех же принципах, что и ISO 9001. Одни страны приняли этот стандарт в качестве национального (Финляндия. Нидерланды, Швеция), другие (Ирландия, Франция, ЮАР, Канада и др.) с учетом опыта его использования основных положений разработали свои документы.
Стандарт BS 7750 предполагает следующие стадии разработки и внедрения системы экологического менеджмента.
1.Предварительный экологический анализ, в ходе которого должны быть уточнены и идентифицированы требования нормативных правовых и нормативно-технических документов, предъявляемые к природоохранной деятельности предприятия, и установлены, какие элементы системы экологического менеджмента используются на данном объекте.
2.Разработка заявления об экологической политике, которое охваты - веет аспекты деятельности, продукцию предприятия и было разъяснено и принято к исполнению всеми уполномоченными сторонами (подразделениями, лицами).
3. Определение структуры, распределение обязанностей и ответственности в системе экологического менеджмента.
4. Оценка степени воздействия предприятия на окружающую среду. Необходимо составить перечень установленных нормативов, характеристик выбросов в атмосферу, сбросов в водные отходы, размещения отходов, а также дать описание аспектов воздействия на окружающую среду предприятий-поставщиков.
5. Разработка экологических целей и задач предприятия.
6. Определение тех стадий производства, процессов и видов деятельности, реализованных на предприятии, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду, и разработка системы контроля их функционирования.
7. Разработка программы экологического менеджмента, назначение ответственного за ее выполнение старшего менеджера. Программа должна быть составлена таким образом, чтобы учитывались не только нынешние, но и все прошлые виды деятельности предприятия, а также вероятное воздействие на окружающую среду на стадиях жизненного цикла новых видов продукции.
8. Установление системы регистрации всех экологически значимых событий, видов деятельности и т. п., например записи случаев нарушения требований экологической политики, описания предпринятых для улучшения ситуации мер, отчетов по итогам инспекции и текущего контроля.
9. Разработка и выпуск детального руководства, которое позволяло бы аудитору системы экологического менеджмента определить, что система функционирует, и гарантировать учет всех значимых аспектов воздействия предприятия на окружающую среду.
BS 7750 включает описание процедуры аудирования и детализирует требования км аудиторскому плану. Вне зависимости от этого сертифицирующая организация может предпринять внешнюю проверку итогов внутреннего аудирования.
В стандарте BS 7750 под аудированием понимается систематическая оценка, предпринимаемая с тем, чтобы определить, согласуется ли функционирование системы экологического менеджмента с запланированными целями, задачами, оценить, является ли внедренная система экологического менеджмента эффективной и отвечающей требованиям экологической политики предприятия.
Особенностью стандарта является то, что он предполагает обеспечение соответствия природоохранной деятельности организации не только требованиям действующих нормативных документов, но и экологической политике, и целям, которые она сама декларирует и для себя устанавливает.
В 1993 г. во многом на основе Британского стандарта BS 7750 было разработано Руководство (Правила) Европейского Союза №1836/93, содержащее руководящие указания по созданию Схемы экологического менеджмента и аудирования (Eco-management and audit schme - EMAS). Несмотря на то, что EMAS по сути не является стандартом, она содержит единые требования, которым должна отвечать система экологического менеджмента предприятия, добровольно принявшего EMAS для создания СУ ОС.
Как и выше рассмотренный стандарт, EMAS предполагает разработку и реализацию экологической политики через выполнение экологических программ, периодическую, объективную оценку параметров деятельности всех подразделений предприятия в области экологического менеджмента, предоставление населению экологической информации о предприятии.
Модель системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями EMAS включает следующие основные составляющие:
- разработку экологической политики и принятие документа (заявления), декларирующего приверженность организации достижению конкретных экологически значимых целей путем решения определенных задач;
- оценку существующей ситуации (предварительный экологический анализ) для установления начальных характеристик деятельности (точки отсчета), по отношению к которым будет оцениваться результативность (эффективность) функционирования системы экологического менеджмента, создание (реестра) воздействий на окружающую среду;
- формулирование конкретных задач, отвечающих целям экологической политики предприятия, решение которых будет способствовать улучшению деятельности в области управления окружающей средой;
- разработку экологической программы, охватывающей все виды деятельности объекта, определяющей ответственность за достижение целей и решение задач, в которой указаны средства, выделенные по конкретным направлениям деятельности;
- использование результатов экологического аудирования (не менее одного раза в три года) для отслеживания хода решения поставленных организацией задач, прогресса в улучшении экологических показателей деятельности предприятия;
- разработку требований к процедурам, выполняемым подрядчиками, поставщиками с учетом необходимости соответствия их деятельности экологической политике предприятия.
Из приведенной информации видно, что многие положения стандарта BS 7750 и EMAS весьма близки, что характерно и для других документов, регламентирующих создание и функционирование систем управления окружающей средой, которые были введены в действие в 1992-1995 гг. в ряде стран. Однако, несмотря на очевидное сходство, они содержали ряд существенных отличий в первую очередь касающихся требований к системе экологического менеджмента организации, периодичности и содержания проверок (аудитов), требований технологии и др. Это затрудняло сравнение систем экологического менеджмента, их сертификацию на основе единых требований. Поэтому возникла потребность в разработке унифицированных международных документов (стандартов), основные положения которых определяли бы общие подходы к созданию систем экологического менеджмента. Такими стандартами стали международные стандарты ISO серии 14000 [5-10].
По мнению экспертов Центра природоохранных технологий (Великобритания), выгоды от внедрения системы экологического менеджмента (а соответственно, и стимулы) состоят в том, что:
менеджмент нацеливается на ключевые виды деятельности – все начинается с оценки воздействия, ранжирования проблем;
облегчается решение проблем, достигаются большая ответственность, четкое распределение обязанностей;
возникает потенциальная возможность уменьшения затрат путем рационализации потребления воды, энергии, сырья, уменьшения образования отходов;
гарантируется соответствие меняющимся требованиям природе, охранного законодательства;
минимизируется риск привлечения к судебной ответственности;
учитываются интересы всех сторон (осуществляется информирование и распределение обязанностей между сотрудниками и внешними участниками - общественностью;
улучшается позиция предприятия на рынке за счет лучших экологических показателей;
достигается реальное улучшение экологических показателей, т.е. происходит уменьшение воздействия.
- Сыктывкарский лесной институт
- Введение
- Глава 1. Концептуальные и нормативно-методические основы экологического менеджмента
- Этапы становления экологического менеджмента
- Стандарты iso серии 14000 и основные термины экологического менеджмента
- Глава 2. Основные элементы системы экологического менеджмента
- 2.1. Разработка и оформление экологической политики предприятия
- 2.2.3. Целевые и плановые экологические показатели
- 2.3.1. Организационная структура и ответственность
- 2.3.2. Обучение, осведомленность и компетентность персонала
- 2.3.3. Установление внутренних и внешних связей
- 2.3.4. Управление операциями при внедрении и функционировании системы экологического менеджмента
- 2.3.5. Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них
- 2.4.1. Организация мониторинга и измерений
- Классификация видов мониторинга
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Теоретические основы формирования и развития экологического аудита
- 3.1. Этапы становления и развития системы экоЛогического аудита в России и за рубежом
- 3.2. Понятие, содержание, сущность и задачи экологического аудирования
- Глава 4. Нормативно-правовое и методическое обеспечение проведения экологического аудита
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Нормативно-правовые документы по регулированию деятельности в области экологического аудита
- 4.3. Региональное законодательство в области экоаудита
- Москва и Московская область:
- Томская область:
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Информационное и кадровое обеспечение экологического аудита (участники экоаудиторской деятельности: права, обязанности, ответственность)
- 5.1. Правовая основа информационного обеспечения экологического аудита
- 5.1.1. Виды и источники экологической информации
- 5.2. Участники экоаудиторских правоотношений: права, обязанности и ответственность
- 5.2.1. Участники экоаудиторских правоотношений
- Аудитор-эколог
- Экоаудиторская организация
- 4.2.2. Независимость аудиторов-экологов
- 5.2.3. Права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов
- 5.2.4. Ответственность за нарушение законодательства при осуществлении аудиторской деятельности
- 4.2.5. Права и обязанности аудируемых организаций и (или) организаций, заключивших договор выполнения аудита (сопутствующих ему услуг)
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Порядок, процедуры и этапы и методы экологического аудита
- 6.1. Планирование экоаудита
- 6.2. Программа экоаудита
- 6.3. Проведение экоаудита
- 6.4. Методы, используемые в практике экологического аудирования
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Экологический аудит документов учета и отчетности на предприятии
- Библиографический список