logo search
Конык О

2.3.5. Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них

Риск возникновения аварийных ситуаций обусловливается су­ществованием источников потенциальной опасности и действием факторов риска (веществ, энергии) от этих источников, наличием определенного уровня факторов риска (когда известны пороговые величины), а также временем воздействия (экспозицией) на лю­дей и окружающую среду. В связи с этим обеспечение подготовлен­ности предприятия к аварийным и другим нештатным ситуациям целесообразно рассматривать прежде всего с точки зрения управ­ления экологическими рисками.

Понятие риска подразумевает возможность опасной ситуа­ции, в том числе аварии и ее последствий, но не саму ситуацию. Однако управление в чрезвычайных ситуациях предполагает как действия по предотвращению или уменьшению вероятности по­добных ситуаций, так и непосредственные действия в условиях эк­стремальной ситуации.

В соответствие с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 организация должна устанавливать и под­держивать в рабочем состоянии процедуры идентификации воз­можности возникновения аварийных ситуацийи реагирования на них, а такжепредотвращения и ослабления воздействийна окру­жающую средув результате аварийных ситуаций, что тесно связа­но с работами по идентификации экологических аспектов и управ­лению операциями на предприятии. Например, в процедурах, касающихся операций, и мерах по управлению операциями, следу­ет по возможности учитывать: аварийные выбросы в атмосферу, аварийные сбросы в водные объекты, экологические последствия аварийных выбросов на окружающую среду и экосистему. При этом в процедурах необходимо учитывать происшествия, которые воз­никают или могут возникнуть как следствие аномальных рабочих условий, аварий или потенциальных аварийных ситуаций.

В общем виде к числу наиболее распространенных типов эко­логически опасных аварийных ситуаций можно отнести промыш­ленные взрывы и пожары, залповые выбросы и сбросы загрязняю­щих веществ в результате нарушения целостности оборудования и коммуникаций, аварийные разливы и утечки при перегрузке топ­лива, сырья и материалов.

Потенциальный риск аварийных ситуаций изменяется во вре­мени. Поэтому организация должна анализировать и пересматри­вать процедуры, касающиеся готовности к аварийным ситуациям и реагирования на них, особенно после возникновения аварийных ситуаций. При этом организация должна периодически проверять такие процедуры, если это осуществимо.

Для каждого вида потенциальных ситуаций с повышенным риском необходимо иметь конкретный план действий, основой для разработки которого является обстоятельный анализ всех воз­можных случаев.

В соответствии с руководящими указаниями стандарта ГОСТ Р ИСО 14004-98 аварийные планы могут включать в себя:

Для этого следует применять информацию о проверке продукции на «входе—выходе», так как необходимо проанализировать, какие ма­териалы были использованы для производственного процесса, на­сколько они токсичны для человека и какой является конечная про­дукция.

При анализе по отдельным процессам производства необхо­димо проверить все основные экологические и санитарно-гигиенические параметры, например, загрязнение воды и воздуха исход­ными веществами, токсичность исходных веществ по отношению к человеку, загрязнение в условиях пожара, в результате использова­ния материалов, смешивания химикатов и их неправильного складирования, технического повреждения (поломка, трещина, разрыв), неправильного обращения или обслуживания, неудов­летворительного ухода и т.д.

Если анализ проводится по этим параметрам, то может быть определен ряд возможных происшествий. Чтобы классифицировать такие происшествия, которые могут возникнуть на предприятии, необходимо определить значимость их воздействия. Для этого сле­дует учитывать и экспортно оценивать такие факторы, как возмож­ность возникновения происшествия (10 баллов — высокая оценка, 1 балл — низкая), интенсивность воздействия на персонал в чрез­вычайных условиях (10 баллов — высокая, I балл — низкая), сте­пень распространения последствий аварий на территории региона (10 баллов — высокая, 1 балл — низкая) и т.д.

Учет этих факторов позволяет определить значимость воздей­ствия возможных происшествий и идентифицировать те из них, ко­торые нуждаются в точном описании (например, в плане для экст­ренных случаев). Следует попытаться описать все возможные экст­ренные случаи, чтобы обеспечить персонал предприятия и окружаю­щую среду необходимыми средствами защиты.

Для воздействий на окружающую среду с высокими показате­лями риска следует разработать систему мероприятий, которые проводились бы в условиях уже происшедшей аварийной ситуации. Для этого необходимо предварительно определить круг лиц, компетентных в данной области и несущих ответственность, обучить персонал способам быстрого реагирования на аварийную ситуа­цию и провести тренировки, в том числе по возможности совмес­тно с пожарными службами и службами МЧС России.

К основным действиям в поставарийной ситуации относятся: оказание первой медицинской помощи и оповещение противопо­жарной службы, специальных войск по химической защите или за­щите от радиоактивного облучения и т.д., а в случаях загрязнения водных ресурсов, являющихся источником водоснабжения, - опове­щение о несчастном случае соответствующих служб.

Фактически на отечественных предприятиях все указанные выше действия организационно оформлены и при необходимости реализуются, но не экологическими службами, а специальными подразделениями - штабами (гражданской обороны, местной обороны, чрезвычайных ситуаций и т.п.). Поэтому при внедрении экологического менеджмента основная задача сводится к соответ­ствующему отражению этих действий в единой документирован­ной системе управления охраной окружающей среды.

В заключение особо следует отметить, что ликвидация пос­ледствий уже происшедших аварийных ситуаций или уменьшение их масштаба, а также возмещение потерь, обусловленных этими послед­ствиями, сопряжены со значительными финансовыми затратами на осуществление компенсационных мероприятий, что требует формиро­вания механизма изыскания источников свободных финансовых средств.

Одним из таких механизмов в рыночной экономике является система страхования(в том числе экологического), которая выполняет ряд важных функций: защиту предпринимателей от экономических потерь, защиту экономических интересов граждан, а также соци­альную защиту (инициируемые государством программы социальной реабилитации, ликвидации последствий экологических бедствий и др.). Весьма распространенными являются иски о возмещении ущерба окру­жающей среде, предъявляемые органами государственной власти.

2.4. Контрольные и корректирующие действия в

системе экологического менеджмента

Действенность системы экологического менеджмента опре­деляется ее обеспеченностью средствами эффективного контроля за соответствием деятельности организации экологическим тре­бованиям и возможностью своевременного осуществления кор­ректирующих действий при выявлении несоответствий, т.е. гиб­костью реагирования на отклонения в параметрах системы. В противном случае система управления охраной окружающей сре­ды даже при наличии обоснованной природоохранной политики, планирования и внедрения оказывается неспособной гарантиро­вать снижение уровня воздействия организации на окружающую среду.

Проведение проверок и корректирующие действиякак элемент модели постоянного улучшения системы управления окружающей сре­дой в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 должны включать мониторинг и измерения, выявление несоответствий системы, корректирующие действия, регистрацию данных и собственно проверки (аудит) системы управления окружающей средой.